Виды транспорта для транспортирование строительных грузов
Лекция 1.
Строительные грузы и виды транспорта. Автотранспортные средства и их технологические особенности. Принципы организации работы автотранспорта.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
При создании строительной продукции рабочие используют технические средства, которые принято подразделять на основные, вспомогательные и транспортные.
Основные технические средства участвуют в непосредственном возведении строительных конструкций (сооружений), обработке их поверхностей, устройстве отделочных и защитных покрытий и др. К ним относят строительные машины, механизмы, подручные технические средства и различные приспособления (рис. 1.4).
Строительные машины — это передвижные или стационарные технические средства с рабочим органом, приводимым в действие двигателем. Рабочий орган непосредственно воздействует на материальные элементы строительных процессов, придавая им новые качества.
Механизмы в отличие от строительных машин не имеют специального двигателя. Рабочий орган приводится в действие с помощью ручной тали, лебедки, катков и др.
Подручным техническим средством является инструмент, как правило,— это личное орудие труда строительных рабочих. Ручной инструмент (лопата, молоток, коловорот и др.) обеспечивает усиление мускульной возможности рабочего и преобразует один вид механического движения в другой. Ручные машины могут быть электрическими, пневматическими и гидравлическими, при работе ими резко снижаются мускульные усилия рабочего с одновременным повышением производительности труда.
Для раскрепления земляных выемок, устройства монолитных, сборно-монолитных и каменных конструкций, монтажа сборных конструкций, производства работ на высоте и для других видов работ необходимы различные крепления, опалубка, поддерживающие леса, кондукторы, подмости и разные приспособления. Они, как правило, представляют собой инвентарные приспособления многократного использования.
В осуществлении строительных процессов участвуют также различные подсобные приспособления — зажимы, державки, шаблоны и т. п. Данные приспособления являются средствами личного пользования и в отличие от инструмента не являются преобразователями мускульной энергии.
Вспомогательные технические средства играют роль технологической, энергетической, эксплуатационной и персональной оснастки, без них нельзя или нерационально выполнять строительные работы.
Технологическая оснастка предназначена обеспечить удобство и безопасность работы, сохранность строительных материалов, полуфабрикатов и деталей (контейнеры, кассеты, струбцины, бункера, баллоны для газов и жидких веществ и др.).
Энергетическая оснастка должна обеспечить работу строительных и ручных машин, освещение, технологические и другие производственные нужды. К ней относятся компрессоры, трансформаторы, осветительные и электросиловые проводки и др.
Эксплуатационная оснастка служит для нормальной эксплуатации строительных машин, механизмов, инструмента и других основных технических средств. К ней относятся подкрановые пути, ограничители движения, сигнальные приспособления, точильные станки, заправочные аппараты и др.
Персональная оснастка предназначена обеспечить возможность строительным рабочим трудиться уверенно и безопасно, особенно на высоте (люльки, стремянки, лестницы, ограждения и др.).
Транспортные технические средства (автомобили, вагоны, краны, конвейеры, бетононасосы и т. д.) обеспечивают доставку материальных элементов и технических средств к возводимым зданиям и сооружениям.
Затраты труда и времени на выполнение строительных процессов предопределяются эффективностью основных и транспортных технических средств, однако, как показывает практика, они в значительной степени зависят и от технического совершенства вспомогательных средств.
Важнейшей задачей технологии строительного производства является определение оптимальных составов и эффективных параметров строительных машин, механизмов и других технических средств. При этом главенствующая роль должна быть отведена эффективным строительным машинам, обеспечивающим в итоге повышение производительности труда и одновременно требуемые качественные показатели строительной продукции.
ВИДЫ ТРАНСПОРТА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ГРУЗОВ
Для возведения 1 м3 промышленного здания перевозят в среднем 0,15 т грузов, а гражданского — 0,4 т. Транспортные и связанные с ними погрузочно-разгрузочные работы влияют на стоимость и трудоемкость строительства объектов и составляют в среднем 20 ... 25% общей стоимости и трудоемкости строительной продукции.
Столь значительный удельный вес транспортных работ требует оптимальных решений при выборе направления грузопотоков, транспортных средств, а также комплексной механизации всего транспортного процесса — погрузки, перемещения, выгрузки. При этом необходимо стремиться к уменьшению расстояния перевозок грузов, избегать перегрузок, рационально использовать в погрузочно-разгрузочных операциях основные монтажные механизмы строительной площадки.
По мере роста объемов капитального строительства в нашей стране объем перевозок будет неизменно увеличиваться. Однако удельный объем перевозок грузов, отнесенный к 1 м3 строящегося объекта, в будущем несколько уменьшится за счет применения новых эффективных материалов и конструкций, что должно привести к общему снижению массы зданий и сооружений.
Грузы в строительстве перемещают горизонтальными и вертикальными видами транспорта. Горизонтальным транспортом грузы перемещают от места их получения до объектов строительства и на самих объектах. Вертикальным транспортомподнимают и опускают конструкции, детали, материалы при погрузочно-разгрузочных работах и в рабочей зоне строящегося объекта.
По отношению к строительной площадке и строительным объектам различают горизонтальный транспорт — внешний, внутрипостроечный и объектный. С помощью внешнего транспорта перевозят строительные грузы, поступающие на строительную площадку извне, по путям общего пользования. Внутрипостроечныйтранспорт обеспечивает перемещение грузов по территории строительства, а объектный транспорт —перемещение непосредственно на объекте. В условиях индустриального строительства значительная часть таких грузов, как, например, сборные конструкции, доставляется от предприятий строительной индустрии к рабочим местам. Таким образом устраняется различие между внешним и внутрипостроечным транспортом.
В ряде случаев представляется возможным совместить транспортные процессы с технологическими. В этих целях применяют специальные средства для перемещения грузов — транспортные средства технологического назначения. К таким средствам относятся, например, автобетоносмесители (совмещаются приготовление и перемещение бетонной смеси), бетононасосы (совмещаются перемещение и укладка бетонной смеси) и др.
В промышленном и гражданском строительстве внешние и внутрипостроечные горизонтальные перевозки осуществляют в основном рельсовым и безрельсовым транспортом. Значительно реже используют воздушный (для доставки грузов в труднодоступные районы вертолетами и большегрузными самолетами) и специальный (для доставки грузов в условиях сильнопересеченной местности и водных преград) — подвесные канатные дороги, кабельные краны, монорельсовые дороги и др.
При выборе вида транспорта следует учитывать целый ряд факторов, и в первую очередь род грузов, связанные с ним условия погрузочно-разгрузочных работ, дальность перевозок, дорожные условия, требуемый грузооборот и грузопоток.
Грузооборотом (суточным, местным, годовым) называется общее количество грузов, в тоннах, которое необходимо перевезти за определенный промежуток времени.
Грузопотоком называется интенсивность перевозки грузов в тоннах по определенному участку транспортного пути в единицу времени. Сумма произведений грузопотоков по каждому грузу на расстояние перевозки составляет общий тонна-километраж по всей площадке за это время.
Выбор средств горизонтального транспорта в каждом конкретном случае решается путем сравнения вариантов. Предпочтение отдается тому варианту, который при меньших затратах обеспечивает минимальную себестоимость перевозок С.
С = Σ Е + Σ Э » min,
где С — суммарные затраты; Е — сумма единовременных затрат; Э — сумма эксплуатационных затрат за все время эксплуатации транспортных средств, обслуживающих строительство.
Иногда наиболее экономичное решение зависит от правильного выбора типа транспортной единицы по наиболее низкой себестоимости перевозки 1 т груза Ст, руб.
Ст = Мм.см/Псм,
где Мм.см — себестоимость 1 маш.-смены транспортной единицы, руб.; Псм — производительность автомобиля в смену в условиях строительства, т.
При сравнении различных вариантов следует иметь в виду, что длина пути между двумя заданными точками для различных видов транспорта может быть неодинаковой.
Так, например, в условиях холмистой местности (рис. IV.1) подвесная канатная дорога L1 соединит точки А и Б по прямой; автомобильная дорога для устранения излишних земляных работ по возведению насыпей и устройству выемок (что повело бы к увеличению Е) или крутых уклонов (что повело бы к увеличению Э) пройдет по кривой, несколько приближающейся к направлению горизонталей, что увеличит длину дороги. Для железной дороги и в тех же условиях удлинение трассы может оказаться еще большим. Поэтому при выборе оптимального варианта сравнивать их следует исходя из стоимости перевозки 1 т/км, но с учетом длины трассы. Для построечных путей могут быть использованы постоянные дороги, предусмотренные для строящегося объекта на период его эксплуатации. Временные дороги должны иметь минимально допустимую по условиям местности протяженность. В данной главе рассматривается рельсовый и безрельсовый, внешний и внутрипостроечный вид транспорта, имеющий узкое (технологическое) назначение.
Специальные виды внутрипостроечного и объектного транспорта, обеспечивающие не только перемещение материальных элементов строительных процессов, но и их укладку в сооружения, описаны в соответствующих главах настоящего учебника.