Электростанций и электроинструмента
Дорожные войска при решении практических задач широко используют различные источники энергии. В качестве источников электроэнергии на объектах работ и в военных городках частей при отсутствии постоянных линий электропередач или невозможности подключения к ним используются передвижные электростанции. Будучи автономными источниками электроэнергии, приспособленными для транспортирования на любые расстояния и для питания различных потребителей, передвижные электростанции незаменимы при ведении дорожно-строительных работ на широком фронте, в необжитых и малообжитых районах страны и в некоторых других условиях.
В дорожных войсках широко используются передвижные войсковые электрические станции - осветительные, инженерные, зарядные и силовые установки, состоящие из электрического генератора, приводного двигателя, вспомогательных устройств, кабельной сети, потребителей электроэнергии (светильники, электроинструмент, зарядное устройство и т. д.), комплекта запчастей и инструмента, смонтированных на раме или прицепной тележке.
В дорожных войсках применяются электрические станции различных конструктивных исполнений, которые можно условно классифицировать;
по предназначению: силовые (ВС), осветительные (ВО), зарядные (ВЗ) и инженерные (И);
по мощности: малой - до 10 кВт; средней - от 10 до 100 кВт, большой - более 100 кВт;
по роду электрического тока: постоянного и переменного тока; электростанции переменного тока бывают одно - и трехфазные;
по типу приводного двигателя: с бензиновым (ЭСБ) или дизельным (ЭСД) двигателем;
по способу транспортирования: перевозные (в кузове автомобиля), буксируемые на прицепе и самоходные.
Силовые электростанции предназначены для питания потребителей электроэнергии (ЛРВ, бетономешалок, строительных и дорожных машин) переменным трехфазным электрическим током. В дорожных войсках нашли широкое применение электростанции ЭСД-50-ВС, монтируемые на низкорамных прицепах 2-ПН-4 и буксируемые автомобилями.
Осветительные электростанции предназначены для освещения штабов, пунктов обслуживания, диспетчерских пунктов, строительных площадок, а также для питания различных потребителей переменным однофазным током напряжением 220В и частотой 50 Гц. В дорожных войсках широко применяются электростанции ЭСБ-1-ВО, ЭСБ-2-ВО, ЭСБ-4-ВО. Электростанции ЭСБ-2-ВО, ЭСБ-4-ВО монтируются на одноосном автомобильном прицепе 1-АП-1,5.
Зарядные электростанции предназначены для заряда и разряда кислотных и щелочных аккумуляторных батарей в полевых условиях. В дорожных войсках широко применяются электростанции ЭСБ-2-ВЗ, ЭСБ-4-ВЗ, монтируемые на одноосном автомобильном прицепе 1-АП-1,5. Они вырабатывают постоянный ток напряжением 115В.
Инженерные электростанции предназначены для механизации работ при строительстве деревянных мостов, фортификационных сооружений, валке и раскряжевке леса, строительстве дорог. В дорожных войсках находят широкое применение инженерные электрические станции ЭСБ-4-ИД (инженерная деревообрабатывающая), ЭСБ-4-ИЛ (инженерная лесовалочная), ЭСБ-4-ИГ (инженерная грунтовая), монтируемые на одноосных автомобильных прицепах 1-АП-1,5, и электрическая станция ЭСБ-8И на шасси автомобиля ГАЗ-66. Все инженерные электрические станции оснащены соответствующими комплектами электрифицированных инструментов.
Электростанции малой мощности обычно поступают в дорожные войска с бензиновым двигателем, а средней и большой мощности - с дизельным. Станции малой мощности изготавливаются переносными или приспособленными для перевозки на одноосном прицепе или любом другом транспортном средстве в унифицированных деревянных или металлических ящиках. Станции средней и большой мощности поступают в войска в зависимости от их массы на одно- или двухосном низкорамном прицепе. Самоходные станции дорожными войсками обычно не используются.
Структура условных обозначений электростанций установлена ГОСТ 23162-78. Условные обозначения табельных электростанций дают возможность без справочника получать оних основные сведения. Например, модель ЭСДА-100/Т-4003РК расшифровывается так: электрическая станция дизельная, автоматизированная, мощностью 100 кВт, трехфазная, номинальным напряжением 400В, третьей степени автоматизации, радиаторной системы охлаждения с размещением на прицепе в кузове. Модель ЭСБ-2-ВЗ-М1 - электрическая станция бензиновая мощностью 2кВт, войсковая зарядная, первой модернизации.
Войсковые осветительные электрические станции: ЭСБ-1-ВО; ЭСБ-2-ВО и ЭСБ-4-ВО.
В состав станции входят: унифицированный бензоэлектрический агрегат; комплект кабельной сети и осветительных средств, комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.
Унифицированные бензоэлектрические агрегаты АБ- 1- 0/230, АБ-2-0/230 и АБ-4-0/230 (агрегат бензиновый, мощностью 1, 2 и 4 кВт, однофазный, напряжением 230В) состоят из первичного двигателя, генератора, блока аппаратуры, блока приборов, соединительной муфты, рамы и металлического кожуха.
Основные технические характеристики осветительных электростанций приведены в табл. 14.1.
Таблица 14.1