Создание и развитие трубопроводного транспорта россии
Трубопроводный транспорт России - сравнительно молодой среди других видов транспорта. Самые быстрые темпы его развития наблюдались во второй половине XX в. Главное его преимущество перед другими видами транспорта - это экологическая чистота, не имея в виду аварийные ситуации. Основной недостаток - узкая специализация по видам грузов.
Доля трубопроводного транспорта в работе транспортной системы страны постоянно возрастает и к началу XXI в. составила по грузообороту 33%, а по объему перевозок около 7% (включая нефтепроводы и газопроводы).
В России первые нефтепроводы местного значения были сооружены в районе Баку и Северного Кавказа в конце XIX в. по проекту русского инженера В. Г. Шухова. Диаметр их составлял 100-200 мм. Сооружение первого магистрального керосинопровода диаметром 200 мм Баку - Батуми протяженностью 885 км завершилась в 1907 г. К 1917 г. общая протяженность магистральных трубопроводов для перекачки сырой нефти и нефтепродуктов в России составила 1268 км.
В СССР в довоенные годы были построены:
• нефтепровод Баку - Батуми (диаметр 250 мм и протяженность 822 км);
• керосинопроводы Махачкала - Грозный и Грозный - Трудовая (диаметр 200-300 мм, суммарная протяженность - 1041 км);
• нефтепровод Гурьев - Орск (диаметр 300 мм, протяженность 868 км).
К 1940 г. общая протяженность магистральных трубопроводов в СССР составляла 4233 км.
В период Великой Отечественной войны в СССР был сооружен ряд новых непротяженных магистральных трубопроводов на Дальнем Востоке, в районах Урала и на Волге. К концу 1945 г. общая сеть трубопроводов СССР достигла 4400 км. В послевоенные годы (1946-1950 гг.) были полностью восстановлены разрушенные магистральные трубопроводы Юга, а также расширена сеть нефтепроводов в нефтяных районах Поволжья и Урала.
В январе 1956 г. был введен в действие крупнейший в СССР нефтепровод большой производительности Туймазы - Уфа - Омск протяженностью 1350 км. В этот же период сооружаются мощные нефтепроводы и продуктопроводы диаметром 700 мм, закладываются основы для создания единой трубопроводной системы страны, охватывающей все важнейшие нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и нефтепот-ребляющие районы страны. Выдающимся событием в истории развития трубопроводного транспорта нашей страны следует считать сооружение в 1960-1964 гг. совместными усилиями СССР, ПНР, ГДР, ЧССР, ВНР крупнейшей в мире по протяженности (5166 км) и мощности трубопроводной системы «Дружба» с трубами диаметром 1020 мм.
С 1970 г. началась промышленная эксплуатация сибирских разработок нефти и газа, в частности Самотлорского промысла, считавшегося в то время самым продуктивным. К началу 90-х гг. XX века добыча нефти на промыслах Западной Сибири составила 63% от общесоюзной.
По мере освоения месторождений Сибири одновременно решалась задача ее транспортирования. В кратчайшие сроки создаются трубопроводы для доставки нефти в Тюмень, Омск, Уфу и др. В частности Самотлорская нефть получила выход на восток, запад, юг.
Значительно позднее началось строительство газопроводов. Первые из них появились в годы Великой Отечественной войны. Осенью 1944 г. было принято решение начать строительство крупного газопровода Саратов - Москва протяженностью 800 км, который вступил в строй в июне 1946 г. В последующие 10 лет вводятся в строй новые крупные газопроводы: Ставрополь - Москва; Дащава - Минск - Ленинград и др.
С 1958 г. началось строительство 37 магистральных газопроводов для газоснабжения энергетики, промышленности и городов. Большой прирост в добыче и транспортировке газа дала Западная Сибирь. Развертывается освоение месторождений газа в Якутии для снабжения районов Дальнего Востока и экспорта. В результате ускоренного развития газопроводного транспорта к 1980 г. протяженность сети газопроводов СССР достигла 100 тыс. км. В 1977 г. началось и к 1980 г. завершилось сооружение газопровода Оренбург - Западная граница СССР с участием НРБ, ВНР, ЧССР, ГДР, ПНР протяженностью 2750 км диаметром 1420 мм. Газопровод был проложен к границе СССР с ЧССР и ВНР.
Осенью 1983 г. завершилось строительство ряда параллельных магистралей из уренгойского газоконденсатного месторождения в Тюменской области в европейскую часть СССР, в том числе один газопровод к западным границам СССР.
В последнее десятилетие XX в. строительство газопроводов в России замедлилось. Общая их сеть в России к началу XXI в. составила 150 тыс. км, но есть предпосылки к ее дальнейшему росту. Во-первых, потому что растет доля газа в топливно-энергетическом балансе страны и сегодня она достигла почти 80%, а во-вторых, возникла потребность в газификации Сибири и Дальнего Востока, а также в экспорте газа в государства Западной Европы, Китай, Корею и Японию. Для удовлетворения этих потребностей планируется строительство газопровода протяженностью 3300 км Ямал - Китай - Корея, строятся газопроводы Западная Сибирь - Центр, Ямал - Запад и др.
Ввиду того что основные месторождения нефти и газа в России находятся в весьма отдаленных районах Севера и Сибири, значение трубопроводного транспорта очень велико.
В 2000 г. объем транспортирования грузов по трубопроводам составил 920 млн т, грузооборот - 2133 млрд т.км. Длина магистральных трубопроводов сегодня составляет 215 тыс. км, в том числе газопроводов -150,0 тыс. км, нефтепроводов - 49,0 тыс. км, продуктопроводов -16,0 тыс. км.