Иваньковский гидроузел
Строительство Иваньковского гидроузла началось в январе 1934 года. Русло Волги было перегорожено земляной плотиной, а пойма – дамбой. Плотина была возведена с помощью гидромеханизации – намывом песков из местных карьеров, расположенных на левом берегу Волги. Это был первый опыт применения в СССР намывного метода в таком большом масштабе.
Бетонная водосливная плотина состоит из восьми 20-метровых пролетов, которые перекрыты плоскими затворами. По плотине проложена проезжая часть шоссейной дороги. Непосредственно к бетонной плотине примыкает Иваньковская ГЭС, которая является первой в СССР станцией с открытым машинным залом. Две турбины расположены в самом теле плотины и сверху прикрыты металлическими колпаками. Для снятия колпаков, монтажа и демонтажа агрегатов используют портальные краны грузоподъемностью 150 тонн, предназначенные для маневрирования затворами на водосливной плотине. ГЭС работает на части стока реки Волга, оставшемся после забора воды в канал имени Москвы. Расчетный напор ГЭС – 12,5 метров.
Иваньковское водохранилище или как его ещё называют «Московское море» – самое крупное в системе канала имени Москвы. Заполнено в 1937 году.
C восточной стороны от земляной плотины, на правом берегу реки Волга, расположен аванпорт, ограждающие дамбы и однокамерный судоходный шлюз, являющийся началом – шлюзом № 1 – канала имени Москвы. Шлюз устроен по принятому на канале типу, но имеет и свои конструктивные особенности. Так, в днище устоев верхней головы расположен тоннель, пропускающий автодорогу, соединяющий левый берег Волги с правым. Мощность Иваньковской ГЭС 30 000 кВт.
В конце 1941 года при приближении немецких войск оборудование ГЭС было демонтировано и эвакуировано, в мае 1942 года ГЭС была восстановлена и пущена в работу.
Перед входом в шлюз № 1 возвышается гранитная скульптура В. И. Ленина, выполненная скульптором С. Д. Меркуровым.
На момент окончания строительства и установки скульптур их было поставлено две по двум сторонам входа в шлюз. Конечно, это были скульптуры В. И. Ленина и И. В. Сталина. Скульптор С. Д. Меркуров так говорил о своей работе: «Ленин взят в момент речи, в момент обращения к массам, так, как я видел его в 1919 году. Фигура его собрана в одном волевом порыве, голова в энергичном полуповороте. Распахнувшиеся полы пиджака, выдвинутая вперед левая нога подчеркивают физическую и духовную силу фигуры. Таким образом, монумент должен не только сохранить портретный облик Владимира Ильича для потомков, но и воплотить победоносные идеи социалистической революции. И. В.Сталин изображен стремительно шагающим вперед твердой, уверенной поступью. Правая рука его привычным жестом заложена за борт тужурки, левая сжимает свиток Конституции. В спокойном выражении лица переданы величие и стальная воля вождя трудящихся».
Основанием для гигантских фигур являются постаменты, высота которых над уровнем земли со стороны переднего фасада равна 10,5 метра.
И, конечно, после развенчания культа личности Сталина, его скульптура была демонтирована. Хотя постамент сохранился до сих пор.
Скульптура В. И. Ленина стоит и сейчас.
Плотина Иваньковской ГЭС
Иваньковская ГЭС
Иваньковская ГЭС
Шлюз № 1
Угличский гидроузел
Решение о строительстве Верхневолжских гидроузлов – Угличского и Рыбинского было принято 14 сентября 1935 года постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. Вслед за ним образовалось специальное строительно-монтажное управление – Волгострой наркомата внутренних дел СССР, после чего началась разработка технического проекта сооружений. Работы по строительству ГЭС велись под контролем НКВД с широким использованием труда заключённых. Проектными работами руководили видные советские гидротехники С.Я. Жук, В.Д. Журин, Г.А. Чернилин и др.
Создание Рыбинского и Угличского гидроузлов по своим масштабам, смелости и оригинальности технических решений не имело аналогов в мировой практике гидротехнического строительства на равнинных реках и нескальных основаниях. Если Нижне-Свирская ГЭС была первым в мире сооружением, построенным на нескальных грунтах, то идея каскада гидроузлов, идея создания больших водохранилищ, позволяющих полностью зарегулировать годовой сток рек, идея наиболее эффективного, комплексного использования водных ресурсов – все это было впервые осуществлено у нас, на Верхней Волге.
Принципы, положенные в основу строительства Рыбинско-Угличского каскада, стали классическими и были применены при сооружении не только всех гидроузлов «Большой Волги», но и на других равнинных реках. И вообще все, что делалось тогда на гидроузлах в Угличе и Рыбинске, было необычным, новым, грандиозным
Технический проект гидроузлов был утвержден 23 мая 1938 года. Согласно этому документу, на обоих гидроузлах предусматривалось одинаковое гидросиловое оборудование и сходные компоновочные решения зданий ГЭС. Установленная мощность Угличской ГЭС была принята равной 110 МВт, Рыбинской ГЭС – 330 МВт.
Основные работы на Угличском гидроузле развернулись в 1938-39 годы. В октябре 1938 года было перекрыто русло Волги в створе Угличского гидроузла, начался намыв Угличской земляной плотины. 8 декабря 1940 года были введены в эксплуатацию первый гидроагрегат Угличской ГЭС и линии электропередачи Углич-Москва на 220 кВ. 20 марта 1941 года был введён в эксплуатацию второй гидроагрегат.
К началу Великой Отечественной войны на ГЭС завершились основные работы.
Пуск ГЭС был осуществлен при уровне Угличского водохранилища на 2,7 м ниже проектного. Лишь в апреле 1943 года Угличское водохранилище было наполнено до необходимой отметки.
В годы Великой отечественной войны, когда крупные тепловые электростанции были законсервированы из-за перебоев в подвозе топлива, Угличская и Рыбинская ГЭС снабжали страну электроэнергией.
30 июля 1955 Совет Министров СССР утвердил акт правительственной комиссии по приёмке в промышленную эксплуатацию Угличского и Рыбинского гидроузлов, и был образован «Каскад ГЭС № 1 Мосэнерго».
На Рыбинской и Угличской гидроэлектростанциях были установлены уникальные по размерам и мощности агрегаты. Такие агрегаты в Советском Союзе изготовлялись впервые. Мощность каждого из них была равна 55 тысячам киловатт, диаметр рабочего колеса турбины – 9 метров, диаметр ротора – 12 метров. Изготовление этих агрегатов явилось для ленинградских заводов – металлического завода и завода «Электросила» – началом создания целой серии еще более мощных поворотно-лопастных турбин и генераторов. Впоследствии уникальные машины этого типа были изготовлены для Куйбышевской, Волгоградской, Воткинской и других ГЭС.
Состав сооружений Угличской ГЭС:
· земляная русловая плотина длиной 310 м и высотой 27 м;
· водосбросная железобетонная плотина;
· судоходный однокамерный однониточный шлюз;
· здание ГЭС.
Мощность ГЭС – 110 МВт, среднегодовая выработка – 230 млн кВт·ч. В здании ГЭС установлено 2 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 55 МВт, работающих при расчётом напоре 12 м.
По сооружениям ГЭС проходит автомобильный переход.
Углич. Строительство ГЭС. 1939 год
Углич. Строительство ГЭС. 1939 год
Углич. Строительство ГЭС. 1939 год
Углич. Строительство ГЭС. 1939 год
Углич. Строительство ГЭС. 1939 год
Углич. Строительство ГЭС. 1939 год
Угличская ГЭС
Шлюз Угличскогогидроузла
Угличскийгидроузел, шлюзование кораблей
Рыбинский гидроузел
Рыбинскую ГЭС начали строить в соответствии с тем же постановлением от 14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б), что и Угличскую. ГЭС. В сентябре этого же года в небольшой деревеньке Переборы под Рыбинском начались работы по подготовке строительной площадки.
Наличие Молого-Шекснинского междуречья, этой огромной естественной чаши, позволяло создать водохранилище, которое бы полностью зарегулировало годовые стоки трех крупных рек: Волги, Шексны и Мологи. Создание гидроузла у Рыбинска требовало сооружения двух плотин – на Волге и на Шексне, что тоже представляло определенное удобство: на Волге сделать шлюзы, а на Шексне – ГЭС. При большой площади водохранилища можно было назначать максимальный напор, что позволило бы построить гидроэлектростанцию значительной мощности, почти полностью избежать холостых сбросов и создать глубоководные пути до Углича, Череповца и строящегося в то время канала Москва – Волга (канал им. Москвы). Промежуточную ступень между Иваньковским и Рыбинским гидроузлами по новому варианту предполагалось создать у города Углича.
Поэтому решения, которые принимались и реализовывались при создании Рыбинского гидроузла, удивляли своими огромными масштабами и были уникальными.
Был создан неслыханный на равнинных реках напор, равный 18 метрам, позволяющий строить гидроэлектростанцию мощностью 330 тысяч киловатт.
Здесь, на Верхней Волге, родился принцип внерусловой компоновки сооружений гидроузлов, что давало возможность возводить бетонные водосливные плотины на суше, в пойме, не стесняя русла реки. Таким образом, упрощались работы по устройству глухих земляных плотин, так как строительные расходы рек по обходным каналам пропускались через донные отверстия бетонных плотин. Так было сделано и на Волге, где располагались шлюзы, и на Шексне, где строилась ГЭС. Вода на лопасти турбин ГЭС поступает через подводной канал, где все время бурлят могучие потоки воды, а в самой Шексне всегда тишь и гладь.
Из-за высокого напора рыбинские судоходные шлюзы сделаны с распределенной системой питания. Непосредственно из водохранилища поступает лишь половина объема вод для шлюзования. Другая половина переливается из соседней камеры, где в это время производится опорожнение для спуска судов в Волгу. Таким образом сокращается время шлюзования.
Строили с использованием труда заключенных каналоармейцев. Первоначально строительство Углического и Рыбинского гидроузлов (Волгострой) было поручено Дмитровскому исправительно-трудовому лагерю (тому же, что строил канал имени Москвы), но 16 сентября 1935 года ГУЛАГу НКВД приказано немедленно приступить к организации самостоятельного Управления строительства и ИТЛ (Волголаг). В 1936 году в лагере находилось 19 420 заключённых, в последующие годы происходил рост численности контингента. В 1941 году, накануне войны, он достиг максимума за все годы своего существования: в Волголаге тогда находилось 85 509 человек. Когда все основные работы по сооружению гидроузлов и ГЭС были завершены, Волголаг преобразовали в Рыбинский исправительно-трудовой лагерь: численность заключённых в эти годы значительно сократилась, в последующем же находилась на уровне 22 тысяч человек. Так на 01 января 1944 года в лагере числилось 22 584 заключенных; в течение этого года в Волжский ИТЛ прибыло 11 681 заключенный, убыло – 12 775 человек, из них освобождено – 6 839, умерло – 4 843, бежало – 135; к 01 января 1945-го в Волголаге насчитывалось 21 490 заключенных.
Площадь затопления будущего рукотворного моря составляла около 5000 квадратных километров. В зону затопления при Рыбинском гидроузле попадали 663 деревни. С географической карты должен был исчезнуть уездный город Молога. Частично подтоплялись города Калязин, Углич, Мышкин, Брейтово, Весьегонск и Пошехонье-Володарск. Необходимо было переселить на новые места 130 тысяч человек. На площадях, подлежащих затоплению, располагались 408 колхозов, 46 сельских больниц, 224 школы, 258 предприятий местной промышленности. Kpoмe переселения людей и перебазирования учреждений и предприятий, предстояло вырубить и вывезти лес с площади в 3 645 квадратных километров, построить вновь и реконструировать 150 километров железнодорожных путей, автогужевые дороги, а также пять железнодорожных мостов через Волгу, Шексну и Суду.
Из хозяйственного использования угодий в результате затопления изымалось: 14 % пашни, 17 % лугов, 7 % выгонов. На леса, кустарники и болота приходилось 56 % затопляемой территории. Подтоплялось несколько малых рек и озер, что составляло 4 °/о площади затопления. Все работы по подготовке ложа будущего водохранилища должны были быть выполнены ко времени окончания строительства гидроузла и перекрытия Волги и Шексны, то есть к весне 1941 года.
С 1936 по 1940 годы в зоне затопления было вырублено 11 миллионов кубометров строевого и товарного леса. Из шести миллионов кубометров древесины были изготовлены плоты и оставлены на месте с тем расчетом, что их можно будет буксировать судами после наполнения водохранилища. Остальные пять миллионов кубометров были вывезены сразу же после вырубки и пошли на нужды народного хозяйства.
Весной, летом и осенью 1940 года у Рыбинска все силы были брошены на перекрытие основных русел Волги и Шексны. После успешного выполнения этих работ, весной 1941 года оставалось только ждать весеннего паводка для затопления земель.
Весной 1941 года наступил самый ответственный момент в многолетней работе гидростроителей. Все было готово к наполнению водохранилища. Ждали только паводка. 13 апреля 1941 года забетонирован последний пролет Рыбинской плотины. Паводочные воды Волги и Шексны, встретив неодолимое препятствие, начали заливать свои русла и поймы, а затем и Молого-Шекснинское междуречье. Дата 13 апреля 1941 года стала днем рождения Рыбинского водохранилища.
Наполнить Рыбинское водохранилище до проектной отметки в 1941 году не удалось – не хватило объема весеннего половодья. Однако в первый же год своего существования рукотворное коре начало жить полнокровной жизнью. Подпор от Рыбинских плотин распространился по Волге на 120 километров, по Мологе – на 226 километров, по Шексне – на 326 километров и по Суде – на 53 километра. На эти расстояния реки стали судоходными. Перекаты ушли глубоко в воду. Пароходы пошли по судоходным трассам. Путь из Рыбинска до Череповца сократился на 77 километров, до Весьегонска – на 40 километров.
Как и ожидалось, Рыбинское водохранилище со своей большой открытой площадью оказалось бурным. А по нему продолжали ходить старые волжские мелкосидящие колесные пароходы. В штормовые дни пароходы прятались в подветренной кромке затопленного леса, терпеливо ждали тихой погоды. С осени 1941 года из Москвы и Калинина, через три водохранилища, на Оку и Каму пошли суда с эвакуированным населением, оборудованием фабрик и заводов; навстречу им шли грузы с низовья Волги и Урала, так необходимые Москве, отражающей натиск фашистских полчищ.
К началу Отечественной войны на Рыбинской ГЭС монтировался только первый агрегат. Линия электропередачи от Рыбинска до Углича была еще не достроена.
Обстановка требовала форсирования работ. Первый агрегат Рыбинской ГЭС был пущен в эксплуатацию 19 ноября 1941 года, второй – в январе 1942 года. Агрегаты накрыли брезентовыми шатрами и они давали ток. Вскоре была достроена линия электропередачи до Углича, и в Москву пошел ток и с Угличской, и с Рыбинской гидроэлектростанций.
В те тревожные дни, когда фашистские полчища стояли под Москвой, поток электроэнергии с Волги помогал столице жить, работать, ковать оружие для защитников города.
За годы Отечественной войны Угличская и Рыбинская станции выработали около 4 миллиардов киловатт-часов электроэнергии и сэкономили 5 миллионов тонн топлива. Чтобы дать Москве больше электроэнергии, Рыбинская ГЭС срабатывала воду из водохранилища до самых низких отметок. Заполнение водохранилища до проектного уровня было закончено лишь в 1947 году, так как в годы Отечественной войны одновременно с наполнением производилась и сработка водоема.
Общим бьефом волжского и шекснинского гидроузлов служит Рыбинское водохранилище, позволяющее осуществлять многолетнее регулирование стока Волги. Его размеры 112×56 км, глубина – до 30,4 метров. Полная и полезная емкости водохранилища – 25,4 и 16,7 км3.
Состав сооружений Рыбинской ГЭС:
· земляная русловая плотина на реке Волга длиной 524 м и высотой 27 м;
· бетонная водосбросная плотина на реке Волга;
· судоходный двухниточный однокамерный шлюз на реке Волга;
· русловая земляная плотина на реке Шексна длиной 470 м и высотой 35 м;
· правобережная и левобережная земляные дамбы на реке Шексна общей длиной 6035 м;
· здание ГЭС на реке Шексна.
По сооружениям ГЭС проложен автодорожный переход.
Мощность ГЭС – 346,4 МВт, среднегодовая выработка – 644 млн. кВт·ч. В здании ГЭС установлено 6 поворотно-лопастных гидроагрегатов, работающих при расчётном напоре 13,4 м: 4 гидроагрегата мощностью по 55 МВт, 2 гидроагрегата мощностью по 63,2 МВт.
Начало строительства Рыбинской ГЭС – котлован
На строительстве Рыбинской ГЭС
На строительстве Рыбинской ГЭС
На строительстве Рыбинской ГЭС
Фундамент Рыбинской ГЭС
Бетонирование плотины Рыбинской ГЭС
Котлован для турбины Рыбинской ГЭС
Монтаж гидроагрегата на Рыбинской ГЭС
Установка привода турбины Рыбинской ГЭС
Строительство шлюза Рыбинской ГЭС
Начало работы Рыбинской ГЭС
Рыбинский гидроузел
Рыбинский гидроузел
Рыбинская ГЭС
Рыбинский шлюз
Рыбинский шлюз
Нижегородская ГЭС
Четвертая ступень Волжского каскада ГЭС – Нижегородская (Горьковская) ГЭС, расположенная у городов Заволжье и Городец в Городецком районе Нижегородской области.
Нижегородская ГЭС построена 1948–1962 годы.
Гидроузел представляет собой типичную низконапорную гидроэлектростанцию руслового типа (здание ГЭС интегрировано в напорный фронт и является продолжением плотины). Основные сооружения станции: земляные плотины, дамбы, водосбросная плотина, здание ГЭС, судоходный шлюз, открытое распределительное устройство (ОРУ). Здание ГЭС и водосливная плотина размещены на месте протоки Волги – Воложки и небольшого острова Череповец, который раньше делил Волгу в месте створа гидроузла на две части.
В левобережной части гидроузла размещена пойменная земляная плотина, прерываемая судоходными шлюзами с аванпортом. В центральной части гидроузла находятся пойменная и русловая земляные плотины. Водосливная плотина и здание ГЭС примыкают к правому берегу реки; также в правобережной части гидроузла имеется протяжённая земляная дамба. Большую часть длины напорного фронта занимают 7 земляных плотин и 3 дамбы, из которых наибольшую протяжённость имеют левобережные русловая и пойменная плотины и правобережная дамба. Земляные плотины и дамбы имеют распластанный профиль, намыты из мелкозернистых песков, противофильтрационного ядра не имеют. В частности, русловая плотина имеет максимальную высоту 40 м (отметка гребня – 88,5 м), заложение откосов – 1:4 верхового и 1:3,5 низового. Во избежание разрушения волнами, откосы плотин и дамб в опасных местах закреплены бетонными плитами. Водосбросная плотина бетонная, длиной 291 м. Плотина имеет 12 пролётов шириной по 20 метров и рассчитана на пропуск воды при нормальном подпорном уровне в объёме 11 800 м³/сек. Максимальная пропускная способность гидроузла, с учетом пропуска через гидроагрегаты – 16 400 м³/сек.
Напорные сооружения Нижегородской ГЭС имеют самую большую длину среди всех ГЭС России: общая протяженность их 18 600 м (длина напорного фронта – 13 332 м).
На станции установлено 8 гидроагрегатов, каждый из которых развивает мощность 65 МВт при расчётном напоре 14 м (максимальный напор – 17,5 м). Производитель гидротурбин – Ленинградский металлический завод, генераторов – завод «Электросила». Установленная мощность Нижегородской ГЭС составляет 520 МВт, среднегодовая выработка — 1,513 млрд кВт·ч.
Судопропускные сооружения гидроузла включают в себя аванпорт в верхнем бьефе, образованный дамбой, шлюзы № 13 и № 14, акваторию среднего бьефа, шлюзы № 15 и № 16 в нижнем бьефе. Шлюзы двухниточные двухкамерные, причем каждая камера реализована в виде отдельных сооружений в верхнем и нижнем бьефах, разделенных обширной акваторией среднего бьефа, в которой производится зимний отстой судов, а также расположены мощности Городецкого судоремонтного завода.
По плотине ГЭС проложена двухполосная автодорога, соединяющая Заволжье и Городец с мостом в районе шлюзов.
Напорные сооружения ГЭС образуют крупное Горьковское водохранилище сезонного регулирования. При нормальном подпорном уровне (отметка 84 м) длина водохранилища составляет 430 км, наибольшая ширина 26 км, площадь зеркала 1591 км², полный объем 8,8 км³, полезный объем 2,8 км³. Уровень мертвого объёма водохранилища составляет 81 м, таким образом, годовые колебания уровня в водохранилище могут достигать 3 м. При создании водохранилища было переселено население 60 деревень и 3 районных центров.
История строительства
Несмотря на то, что строительство Нижегородской ГЭС было включено ещё в 1920-е годы в план ГОЭЛРО, официальное решение о строительстве Горьковского гидроузла было принято 16 ноября 1947 года, когда было подписано постановление Совета Министров СССР «О неотложных мероприятиях по увеличению мощности электростанций в центральном промышленном районе СССР».
В мае 1948 года на стройку прибыли первые строители, начались подготовительные работы, к концу того же года к площадке ГЭС была подведена железная дорога. Летом 1949 года русло протоки Волги – Волошки было перекрыто верховой и низовой перемычками, началось сооружение котлована зданий ГЭС и водосливной плотины. В октябре 1950 года котлован был осушен. Строительство станции столкнулось с непредвиденной проблемой – свойства грунтов на месте строительства отличались от проектных, на дне котлована был обнаружен мощный слой песков-плывунов, фильтрация через которые вызывала затопление котлована. Решением проблемы стало впервые применённая в практике гидротехнического строительства льдогрунтовая завеса. С помощью системы специальных скважин, в которые подавался охлаждённый до отрицательных температур солевой раствор, плывун был заморожен, и фильтрация воды через него была прекращена. 22 апреля 1951 года в торжественной обстановке на строительстве станции был уложен первый бетон.
Одновременно с возведением ГЭС появлялась и соответствующая инфраструктура для снабжения стройки и обеспечения жизни рабочих. Многие предприятия Городца и Заволжья обязаны своим появлением ГорьковГЭСстрою. Молодой город Заволжье, названный в народе «городом энергетиков», вырос на месте болот и лесов: сюда были переселено население деревень, попавших в зону затопления. Уже к 1951 году в городе Заволжье были возведены два микрорайона – со школами, кинотеатром, Домом культуры, техникумом и больницей.
22 января 1953 года началась укладка бетона в здание ГЭС, в том же году было начато сооружение шлюзов. 12 августа 1955 года был затоплен котлован водосливной плотины и здания ГЭС – строительная готовность этих сооружений была признана достаточной для пропуска через них стока Волги. 14 августа 1955 года первые суда прошли через шлюзы. 24 августа 1955 года состоялось перекрытие русла Волги, осуществлённое за 10 часов путём отсыпки грузовиками в воду со специально наведённого понтонного моста крупных камней и специальных железобетонных блоков. Началось заполнение Горьковского водохранилища, отметка уровня которого 25 октября 1955 года достигла 75 м. 2 ноября 1955 года был пущен первый гидроагрегат ГЭС, в декабре того же года были пущены ещё три гидроагрегата, оставшиеся четыре гидроагрегата были введены в эксплуатацию в декабре 1956 года (последний, восьмой гидроагрегат был пущен 25 декабря). 29 июля 1957 года наполнение водохранилища было завершено – оно достигло отметки нормального подпорного уровня.
Первоначально мощность ГЭС составляла 400 МВт (8 гидроагрегатов по 50 МВт). Однако гидроагрегаты имели существенный запас прочности, что позволило, после проведения работ по усилению конструкции гидротурбин и улучшения вентиляции гидрогенераторов, увеличить мощность каждого гидроагрегата на 15 МВт. 21 декабря 1959 года мощность станции достигла существующего в настоящее время значения – 520 МВт. 29 ноября 1961 года правительственная комиссия приняла Горьковскую ГЭС в постоянную эксплуатацию, 7 мая 1962 года Постановлением Совета министров РСФСР ГЭС была принята в промышленную эксплуатацию, и её строительство было официально завершено.
Строительство станции стало полигоном для отработки различных технических новшеств – помимо создания льдогрунтовой завесы, были впервые применено вибропогружение металлического шпунта, передовые методы бетонирования и другие мероприятия.
Сейчас серьезной проблемой эксплуатации гидроузла является низкий уровень воды на порогах шлюзов нижнего бьефа и в подводящем канале. Проектом каскада гидроузлов на Волге предусматривалось сооружение Чебоксарского водохранилища, подпор которого должен был распространяться до нижнего бьефа Горьковской ГЭС. Однако Чебоксарское водохранилище до настоящего времени не заполнено до проектной отметки, в результате чего на участке от Городца до Нижнего Новгорода Волга сохранила естественное течение. В результате русловых процессов уровень дна Волги на данном участке «просел» на глубину около метра, что вызвало снижение глубины на порогах шлюзов. В настоящее время установленная для единой глубоководной системы глубина 4 м на порогах шлюзов Нижегородской ГЭС не выдерживается, путем повышенных сбросов с Нижегородской ГЭС удаётся поддерживать глубину 3,5 м в течение 2-3 часов в сутки, что приводит к недогрузу речных судов и их простою в очередях на шлюзование.
На территории Нижегородской ГЭС установлен памятник замечательному советскому гидроэнергетику академику АН СССР Генриху Осиповичу Графтио.
Система скважин льдогрунтовой завесы Горьковской ГЭС, 1951 год
Декабрь 1953. Начало укладки бетона в шлюз № 14
Горьковского гидроузла
8-25 октября 1955. Затопление Горьковского водохранилища
с отметки 69 до 75,0
Установка гидроагрегата Горьковской ГЭС
1956 год. Открытие навигации в шлюзе № 13 Горьковского гидроузла |
Общий вид Нижегородской ГЭС |
Водосливная плотина Нижегородской гидроэлектростанции |
Шлюзы № 13 и № 14. Открытие первой навигации через этот шлюз состоялось в 1956 году |
Шлюз № 14. Вид на верхнюю голову |
Шлюзы № 15 и № 16 Горьковского гидроузла на Волге |
Жигулевская ГЭС
Следующей (не по расположению, а по срокам строительства) ступенью Волжского каскада была Жигулевская (она же Куйбышевская, она же Волжская) ГЭС.
Жигулевская ГЭС расположена в Самарской области, у городов Жигулевск и Тольятти. Является шестой ступенью и второй по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада ГЭС. Входит в семерку самых мощных ГЭС России.
Состав сооружений ГЭС:
· земляная намывная дамба длиной 2800 м, шириной 750 и высотой 52 м;
· бетонная водосливная плотина длиной 980 м (максимальный пропускаемый расход – до 40 тыс. м³/с);
· здание ГЭС совмещённого типа длиной 700 м;
· двухниточный двухкамерный судоходный шлюз с подходными каналами.
По плотине ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы через Волгу на магистрали Москва – Самара.
Мощность Жигулевской ГЭС – 2 320 МВт, среднегодовая выработка – 10,5 млрд кВт∙ч. В здании ГЭС установлены 16 поворотно-лопастных гидроагрегатов мощностью по 115 МВт и 4 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 120 МВт, работающих при расчётном напоре 22,5 м. Плотина ГЭС образует крупное Куйбышевское водохранилище.
Жигулёвская ГЭС участвует в покрытии пиковых нагрузок и регулировании частоты в Единой энергосистеме страны, регулирует сток воды в Волге, способствует эффективному её использованию нижележащими волжскими гидроэлектростанциями, обеспечивает создание судоходных глубин и создает благоприятные условия для орошения больших площадей засушливых земель Заволжья. Электроэнергия, вырабатываемая ГЭС, передается по четырём высоковольтным линиям 500 кВ: по двум из них – в ОЭС Центра, по двум другим – в ОЭС Урала и Средней Волги.
История строительства
Идея энергетического использования Волги у Самарской Луки была выдвинута Глебом Кржижановским ещё в 1910 году. Спустя десятилетие инженер К. В. Богоявленский предложил построить гидроэлектростанцию у поселка Переволоки на водоразделе между Волгой и Усой, использовав естественную разность уровней воды. Однако в те времена реализовать этот проект не удалось.
В начале 1930-х годов в рамках разработки проекта «Большая Волга» в районе Самарской Луки и Ярославля начались проектно-изыскательские работы, по итогам которых было предложено множество схем различного расположения гидроузлов. В 1937 году было принято решение о строительстве Куйбышевского гидроузла на водоразделе у поселков Красная Глинка и Переволоки. И даже начались строительные работы. Однако осенью 1940 года в районе месторасположения будущей ГЭС были обнаружены нефтеносные площади, в связи с чем строительство было приостановлено.
Изыскания продолжились в 1949 году. Итогом исследований стало решение о сооружении Куйбышевского гидроузла в районе города Жигулёвск. 21 августа 1950 года был утверждён проект строительства Куйбышевской ГЭС мощностью 2,1 млн. кВт. На месте будущей гидроэлектростанции развернулись строительные работы.
Особенностью геологического строения гидроузла является резкое различие берегов Волги. Высокий обрывистый правый берег сложен трещиноватыми верхнекаменноугольными известняково-доломитовыми породами. Левый коренной берег долины сложен песками с прослоями и линзами суглинков.
Кстати, работы по строительству Куйбышевской ГЭС велись с использованием труда заключенных (Кунеевский ИТЛ, 46 600 человек). Для строительства был создан специальный трест «Куйбышевгидрострой». ГЭС была построена в рекордно короткие сроки – с 1950 по 1957 годы.
В июле 1955 года через нижние судовые шлюзы плотины прошёл первый пароход. В ноябре того же года было перекрыто основное русло Волги, а 29 декабря – запущен в промышленную эксплуатацию первый гидроагрегат. Меньше чем через год после этого события, в октябре 1956 года, Куйбышевская ГЭС выработала первый миллиард киловатт-часов электроэнергии. В 1956 году в эксплуатацию были введены 12 агрегатов, в 1957 году – ещё 7. 10 августа 1958 года станцию переименовали в Волжскую ГЭС им. Ленина, а в мае 1959 года все сооружения гидроузла были приняты в промышленную эксплуатацию.
Куйбышевский гидроузел – уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мировой практике гидротехнического строительства. За семь лет на строительстве было выполнено 193,9 млн. м³ земляных работ, уложено 7,67 млн. м³ бетона, смонтировано 200 тыс. тонн металлоконструкций и оборудования. Максимальная суточная интенсивность укладки бетона достигала в 1955 году 19 тыс. м³ (на 3,3 тыс. м³/сут. выше, чем интенсивность укладки бетона на строительстве ГЭС Гранд-Кули в США).
При строительстве ГЭС в Волгу было сброшено 750 бетонных кубов по 2,5 тонны каждый, 1765 пирамид весом по 10 тонн, 24 000 м3 щебня.
Волга была также перекрыта за рекордно короткое время – 19 часов и 35 минут в период, когда её расход составлял 3800 м³/с.
Каждый агрегат мощностью 105 тыс. кВт монтировался в среднем около 1 месяца, то есть принятое в отечественной и зарубежной практике время было сокращено более чем в два раза. Эксплуатация агрегатов показала, что их реальная развиваемая мощность (в отличие от проектной) составляет не 105 МВт, а 115 МВт, что позволило произвести перемаркировку агрегатов и довести установленную мощность гидроэлектростанции до 2,3 ГВт.
После строительства ГЭС была названа – Волжская ГЭС имени В. И. Ленина. 1 февраля 1993 года Волжская ГЭС имени В. И. Ленина была реорганизована в Открытое акционерное общество «Волжская ГЭС имени В. И. Ленина». 1 июля 2004 года ОАО «Волжская ГЭС им. В. И. Ленина» была переименована в ОАО «Жигулёвская ГЭС».
Панорама гидроузла Жигулевской ГЭС
Бетонные конструкции для перекрытия Волги
Перекрытие реки Волги при строительстве Куйбышевской ГЭС
Строительство Куйбышевской ГЭС |
Панорама гидроузла Жигулевской ГЭС
Жигулевская ГЭС
Жигулевская ГЭС
В машинном зале Жигулевской ГЭС
Шлюз № 21
Шлюз № 22
Шлюзовая камера № 23 нижних шлюзов Жигулёвской ГЭС