Автогрейдеры, строение, принцип действия, виды
Автогрейдер (3.1) представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, рабочий орган которой — отвал с ножом установлен .между передней и задними осями машины.
Отвал автогрейдера может легко переставляться в любое рабочее положение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Также быть вынесенным в сторону относительно основной рамы. Благодаря этому автогрейдер является универсальной машиной и применяется для профилирования земляного полотна, возведения насыпей высотой до 0,6 м, планировки откосов, выемок и насыпей, перемещения грунта и дорожно-строительных материалов.
Рис. 3.1- Автогрейдер: 1— основная рама; 2 — двигатель; 3 — отвал; 4 — поворотный круг; 5 — тяговая рама; 6 — рыхлитель; 7 — ведущие колеса; 8—10 — гидроцилиндры
Автогрейдеры обладают высокой мобильностью (транспортная скорость до 40—45 км/ч) и могут иметь различное сменное навесное оборудование (до 20 видов). В качестве дополнительного сменного оборудования чаще всего используются кирковщик, бульдозерный отвал, откосник и удлинитель.
Авто грейдеры классифицируют:
1. По массе машины и соответствующей ей мощности двигателя на:
· легкие —с массой 7—9 т для содержания или мелкого ремонта грунтовых дорог;
· средние — с массой 10—12 т для строительства и среднего ремонта дорог в грунтах средних категорий;
· тяжелые—с массой 13—15 г;
· особо тяжелые — с массой 17—24 т.
Тяжелые и особо тяжелые автогрейдеры предназначаются для планирования больших строительных площадок, аэродромов, для выполнения дорожных работ большого объема в тяжелых грунтовых условиях и т. п.
2. По системе управления рабочим органом на автогрейдеры:
· с гидравлической системой управления (наиболее распространенной);
· с механической редукторной системой управления; с комбинированной системой управления. Некоторые последние конструкций автогрейдеров изготовляются с приводом от индивидуальных электродвигателей.
3. По виду и системе ходового оборудования на:
· двухосный — с одной или двумя ведущими осями;
· трехосные — с двумя или тремя ведущими осями.
Большинство автогрейдеров имеет три оси — одну переднюю с ведомыми колесами и две задние с ведущими колесами.
Передние ведомые колеса обычно имеют специальную подвеску, которая обеспечивает, помимо поворотов в плане, боковой (двусторонний) наклон колес (в пределах до 30° к вертикали). Наклон колес улучшает устойчивость машины при наличии боковых нагрузок, что особенно важно при работе машины на косогоре и при разработке кюветов.
Автогрейдеры в основном предназначаются для планировочных профилировочных и других земляных работ в дорожном строительстве. Однако они могут быть эффективно использованы на планировочных и вспомогательных работах (особенно для окончательной планировки площадок и земляных сооружений, требующих точной отделки) в гидротехническом и других строительствах. Возможность использования автогрейдеров со сменным дополнительным навесным оборудованием (удлинителями отвала, откосниками, бульдозерами, снегоочистителями, грейдер-элеваторами) значительно расширяет область их применения.
Автогрейдеры имеют следующие механизмы управления рабочим органом: подъема и опускания правого и левого концов отвала, поворота отвала в горизонтальной плоскости, выноса тяговой рамы в сторону, выдвижения отвала в сторону в направляющих (обычно только при применении гидропривода). Основными тенденциями развития конструкций современных автогрейдеров являются повышение их мощности и транспортных скоростей, гидрофикация управления, использование гидромеханических трансмиссий и унифицированных узлов, расширение комплектов дополнительного сменного оборудования, использование колесных шин низкого давления и централизованного регулирования давления в шинах, облегчение управления машиной и перестановок рабочих органов, повышение прочности и надежности.
В соответствии с утвержденным типажом предусматривается выпуск автогрейдеров с массой от 7—9 до 21—23 т с дизелями мощностью соответственно от 46—55 кет (63—75 л. с.) до 275— 315 /сет (375—430 л. с).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Назовите назначения и виды землеройно-транспортных машин.
2.Розкажить строение бульдозера.
3. Что такое отвал?
4.Объясните назначение экскаваторов.
5. По каким показателям классифицируют экскаваторы?
6.Класифицируйте одноковшовые и многоковшовые экскаваторы.
7. Какие сменные рабочие органы одноковшового экскаватора вы знаете?
8. Назовите недостатки и преимущества гидромеханизации карьерных работ.
9.Дайте определения гидромонитора и опишите конструкцию гидромонитора.
10.Назовите виды скреперов.
11.Коротко характеризуйте виды скреперов.
12.Класифицируйте скреперы по способу загрузки ковша и способу управления.
ЛИТЕРАТУРА
1.Константопуло С. Механическое оборудование заводов железобетонных изделий и теплоизоляционных материалов. -М .: Высшая школа, 1988
2.Назаренко И.И., Туманская А.В. Машины и оборудование предприятий строительных мате риалов. К .: "Высшая школа", 2004