Назначение, область применения и классификация автогрейдеров
Автогрейдером называется самоходная землеройно-транспортная машина, предназначенная для срезания слоя грунта и транспортирования (перемещения) его в заданном направлении.
На военно-дорожных работах автогрейдеры применяются для постройки, ремонта и содержания грунтовых и гравийных дорог; устройства и профилирования земляного полотна; возведения насыпей и дамб из боковых резервов высотой до 1 м; устройства корыта для дорожного покрытия; срезки и восстановления земляного слоя; перемещения и разравнивания грунтов, гравия, щебня и других строительных материалов; срезки и планировки косогоров и выемок; засыпки рвов, канав, ям; ремонта и содержания дорожного полотна гравийных дорог; сооружения временных грунтовых дорог; очистки дорог и площадей от снега; дезактивации дорог путем срезания зараженного слоя грунта, других работ.
Основной рабочий орган - отвал с ножом, располагающийся между передней и задней осями колес, может иметь различные установки в плане и вертикальной плоскости, а также значительный вынос в сторону, что позволяет выполнять разнообразные рабочие операции по резанию и перемещению грунта и сыпучих материалов (песка, гравия, снега и др.).
Для выполнения вспомогательных работ автогрейдеры могут обеспечиваться дополнительным и сменным рабочим оборудованием: бульдозером, плужным двухотвальным снегоочистителем, кирковщиком, многоножевым смесителем, удлинителем отвала, откосником, дорожной фрезой, грейдер-элеватором, роторным снегоочистителем и др.
Автогрейдеры классифицируют по массе машины и мощности двигателя (главный параметр); числу колесных осей и типу колесной схемы; системе управления рабочими органами (по типу привода рабочих органов); типу трансмиссии и управления поворотом колес.
Главным параметром является вес автогрейдера, который определяет собой не только остальные его параметры, но и область применения на дорожно-строительных работах.
К другим параметрам автогрейдера относятся удельный показатель мощности, длина и высота отвала, угол резания, боковой вынос отвала, угол захвата, угол срезания откосов, габариты, колесная схема и др.
Колесная схема характеризует собой конструктивную компоновку машины. Она выражается формулой
,
где А - число осей с управляемыми колесами;
Б - число ведущих осей;
В - общее число осей автогрейдера.
Увеличение числа осей с ведущими колесами повышает, при прочих равных условиях, тяговые возможности машины, а увеличение числа осей с управляемыми колесами – ее маневренность. Однако автогрейдеры с колесной формулой 3х3х3 и 1х3х3 сложны конструктивно, дороги в изготовлении, в связи с чем их выпуск ограничен и в настоящее время не превышает 5-10% общего количества, а наибольшее распространение получили автогрейдеры с колесной схемой 1х2х3.
Классификация автогрейдеров по рассмотренным ранее признакам представлена в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Классификация автогрейдеров
Тип автогрейдера | Масса, т | Мощность двигателя, кВт | Длина отвала, м | Колесная формула | Область применения |
Легкий | До 9 | 65-100 | 2,9 | 1х2х3 | Содержание и мелкий ремонт грунтовых дорог |
Средний | 95-180 | 3,6 | 1х2х3 2х2х2 | Строительство и средний ремонт дорог, работа на грунтах средних категорий | |
Тяжелый | 135-250 | 3,6 | 1х2х3 1х3х3 3х3х3 | Различные работы больших объемов; строительство дорог в тяжелых грунтовых условиях; планировка аэродромов | |
Особо тяжелый | Более 20 | Более 250 | 3,6 | 3х3х3 | То же |
По типу привода рабочих органов автогрейдеры подразделяются на автогрейдеры с механической системой управления рабочими органами и гидравлическим управлением.
Наибольшее распространение получил гидравлический привод механизмов управления основным рабочим органом автогрейдера - отвалом с ножом. Механический (редукционный) привод применяется на лёгких автогрейдерах для специальных работ.
По типу трансмиссии различают автогрейдеры с механической и гидравлической трансмиссией. Для поворота управляемых колес на автогрейдерах устанавливают гидравлическое или механическое рулевое управление. Механическое управление часто снабжают гидравлическим или пневматическим усилителем.