Горизонтальный и вертикальный транспорт ВИДЫ ТРАНСПОРТА
В сельском строительстве используют следующие виды транспорта: горизонтальный — рельсовый и безрельсовый и вертикальный — подъемно-транспортные машины.
Горизонтальный транспорт в строительстве подразделяется на внешний и внутрипостроечный. Внешним транспортом перевозят строительные грузы (материалы, конструкции и изделия) от мест их получения на строительную площадку по путям общего пользования. Внутрипостроечным транспортом перевозят грузы на строительной площадке и со складов строительной организации.
Горизонтальный строительный транспорт разделяют на:
рельсовый — железные дороги нормальной (широкой) колеи (1524 мм) или узкой (750, иногда 1000 и 600 мм);
безрельсовый — автомобили бортовые и самосвалы, автотягачи с прицепами, специальные автомобили (цементовозы, цистерны, лесовозы и пр.), гусеничные и колесные (на пневматике) тракторы с прицепами;
специальный —конвейеры, элеваторы, шнеки, гидро- и пневмотранспорт и др.;
водный.
В сельском строительстве в общем комплексе работ транспортные работы занимают значительное место — по трудоемкости более 40% общей трудоемкости строительно-монтажных работ, по стоимости более 30%.
Область применения различных видов транспорта в сельском строительстве зависит от ряда факторов — рельефа местности, характера перевозимых грузов, наличия путей, дальности возки, других особенностей строительства.
Наибольшее распространение в сельском строительстве имеет автомобильный и тракторный транспорт, на котором перевозят более 7ю всех грузов.
Автомобильный грузовой транспорт широко применяют для доставки строительных грузов, на строительную площадку. Грузовые автомобили можно подразделить на бортовые автомобили общего назначения и специализированные автомобили. По роду кузова автомобили делятся на грузовые платформы с откидными бортами, самосвалы с опрокидывающимися кузовами, закрытые фургоны, цистерны.
Бортовые автомобили предназначены для перевозки различных строительных грузов. При перевозке длинномерных элементов бортовые автомобили работают с двухосными и одноосными прицепами.
Для перевозки строительных грузов применяют автомобили-тягачи со сменными прицепами и полуприцепами, которые используются на сельских стройках при перевозке железобетонных панелей, блоков, колонн, ферм, балок и других изделий и материалов. В соответствии с видом перевозимого груза они называются панелевозами, фермовозами, балковозами и т. д. (рис. 1.1).
В сельском строительстве также широко применяются автомобили-самосвалы, на которых перевозят сыпучие строительные материалы (песок, щебень, камень и др.), строительные растворы, бетонную смесь и др. В зависимости от конструкции подъемного механизма автомобили-самосвалы могут разгружаться назад, на бок (на одну или на две стороны), на три стороны, вперед и под кузов (бункерные самосвалы).
Тракторный транспорт. Тракторы обладают значительным тяговым усилием и высокой проходимостью благодаря хорошему сцеплению гусениц с грунтом, являются наиболее надежным видом транспорта в тяжелых дорожных условиях. Однако гусеничные тракторы в связи с малой их скоростью (обычно до 12 км/ч) применяют для перевозок грузов только на короткие расстояния. Тракторы используют как тягачи и как двигатели для разнообразного сменного оборудования. Как тяговое средство они работают совместно с прицепами или полуприцепами. Преимущество тракторов перед другими видами транспортных средств состоит в возможности применения их для перевозки грузов по плохим дорогам и даже при полном бездорожье.
Вертикальный транспорт. К этому виду транспорта относятся подъемно-транспортные средства, которые используют в строительстве для установки щитов опалубки, арматурных каркасов, укладки бетонной смеси, монтажа конструкций, оборудования, а также для транспортирования различных строительных материалов и выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Применяемые в строительстве подъемно-транспортные средства подразделяют на грузоподъемные и транспортирующие.
Грузоподъемные средства используются для подъема и горизонтального перемещения грузов.
Транспортирующие средства могут перемещать в непрерывном потоке сыпучие материалы, красочные, малярные и штукатурные растворы, бетонную смесь, гидромассу.
Грузоподъемные средства в строительстве подразделяются на:
монтажные — для монтажа сборных конструкций зданий и сооружений; строительные подъемники — только для подъема грузов на подъемных платформах или в ковше по жестким направляющим; вспомогательные грузоподъемные средства — главным образом для такелажных работ: домкраты, блоки, полиспасты, лебедки; погрузочно-разгрузочные — для работы на складах строительства: погрузка строительных материалов, конструкций и оборудования.
В сельском строительстве в качестве вертикального транспорта при монтаже сборных конструкций используют самоходные стреловые поворотные краны на гусеничном, пневмоколесном и автомобильном ходу и башенные краны.
Основными параметрами стреловых самоходных кранов являются; грузоподъемность, вылет крюка, высота подъема груза и др.
Основными достоинствами самоходных кранов являются их универсальность, большая подвижность, возможность быстрой переброски с одного объекта на другой без демонтажа и значительная грузоподъемность.
Все эти качества самоходных кранов имеют очень важное значение для сельского строительства.
Гусеничные краны обладают большой маневренностью, могут свободно перемещаться по неустроенным дорогам.
Пневмоколесные самоходные краны представляют собой полноповоротный стреловой кран, у которого поворотная часть, установлена па неповоротной раме, опирающейся на пневматические колеса.
Автомобильные краны изготовляет промышленность на нормальных или усиленных шасси обычных грузовых автомобилей. Эти краны очень удобны для сельских строителей на монтаже строительных конструкций при небольшой высоте подъема в условиях, когда объекты работ расположены на значительном расстоянии друг от друга. Их также используют на погрузочно-разгрузоч-ных работах, применяя крюк или грейфер. При подъеме грузов предельной массы автокраны ставят на выносные опоры, которые выполняют в виде винтовых или гидравлических домкратов, опирающихся своими башмаками на грунт или на подкладные брусья.
Башенные краны используют на строительно-монтажных работах. Эти краны в процессе их эксплуатации перемещаются по специальным рельсовым путям. Они могут выполнять операции: подъем груза, поворот стрелы или башни со стрелой вокруг вертикальной оси, изменение вылета крюка и передвижение крана по рельсовым путям. Некоторые модели таких кранов изготовляют самоподъемными, опирающимися на каркас или стены строящегося здании, по мере возведения которого, они перемешаются по высоте при помощи специального механизма.
Стрела башенного и самоходного крана может быть оборудована гуськом, который предназначается для увеличения вылета крюка и зоны обслуживания.
Для предотвращения перегрузки башенные краны снабжают ограничителями: грузоподъемности, высоты подъема груза, подъема и опускания стрелы и вращения оголовка крана.
Основными достоинствами башенных кранов являются: сочетание большой высоты подъема груза с возможностью горизонтального его перемещения; их универсальность-пригодность для работы с разными грузами; недостатками: большая масса крана, значительная энергоемкость, трудоемкость монтажа, демонтажа и транспортирования.
Машины и установки непрерывного транспорта, применяемые в строительстве, можно подразделить: на ленточные конвейеры (рис. 1.2, а) у которых несущим органом является движущаяся гибкая замкнутая лента; установки для пневматического
и гидравлического транспорта, в которых материал (порошкообразный — цемент, гипс, известь, а также гидромасса и др.) переносится по трубам или желобам в потоке воздуха или воды. Пневматический транспорт на стройке является средством горизонтального, вертикального и наклонного перемещения строительных материалов, в том числе малярных и штукатурных растворов и бетонной смеси. Например, с помощью бетононасосов бетонная смесь может перемешаться по трубам на расстояние до 350 м по горизонтали и до 40 м по вертикали; с помощью растворонасоса (рис. 1.2, б) раствор или другие пластичные смеси могут перемещаться по трубам на этажи здания, а с помощью битумопровода можно транспортировать по трубам битумные мастики к месту производства кровельных работ (рис. 1.2, в).
Погрузочно-разгрузочные средства используют для снижения трудоемкости и стоимости строительно-монтажных работ и подразделяют на погрузчики для сыпучих материалов и штучных грузов. Для сыпучих материалов погрузчики бывают непрерывного и периодического действия.
К погрузчикам непрерывного действия (сыпучих и кусковых материалов) относят: многоковшовые, ленточные и роторные погрузчики, которые могут грузить в транспортные средства щебень, гравий и песок.
К погрузчикам периодического действия относят одноковшовые погрузчики для сыпучих и мелкоштучных грузов. Такие погрузчики промышленность изготовляет с различным рабочим оборудованием, что повышает их эффективность. Одноковшовые погрузчики выпускают как навесное оборудование к гусеничным и колесным тягачам на пневмошинах.
Наиболее широко в строительстве применяют погрузчики универсального типа — автопогрузчики, которые кроме вилочных подхватов снабжаются сменным оборудованием (рис. 1.3). Автопогрузчиком можно перемещать различные штучные грузы при массе до 5 т на расстояние до 200 м и грузить их в транспортные средства. Для разгрузки грузов с транспортных средств на строитель-нон площадке используют все краны, применяемые для вертикального транспорта.
Затраты на погрузочно-разгрузочные работы на строительной площадке значительно уменьшаются, если необходимые мелкоштучные материалы будут доставлять на объекты строительства в контейнерах, на поддонах и в упаковке, а разгрузка их производиться с помощью строительных механизмов и подачей прямо на рабочее место.