Зарождение промышленности на донбассе и основание города луганска

ЛУГАНСКИЙ КРАЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Проблема создания в Донбассе угольно-металлургического комплекса была поставлена самим ходом экономического развития страны. В результате победы над Оттаманской империей в конце XVIII в. к России были присоединены Северное Причерноморье и Крым. Возникли Черноморский флот, новые порты и военноморские базы: Севастополь, Таганрог, Херсон, Николаев, Одесса. Они все больший спрос предъявляли на топливо, вооружение, металлические изделия. Удовлетворить их запрос мог только Донбасс. Другой аспект этой проблемы был связан с укреплением обороноспособности страны. Турция не смирилась с поражением, готовила реванш.

Основание города связано с подписанием в 1795 году Екатериной II Указа о строительстве на реке Лугань у села Каменный Брод Луганского чугунолитейного завода. Строительство завода было вызвано острой необходимостью усиления вооружения Черноморского флота и крепостей Черноморского побережья, отошедших к России после ряда русско-турецких войн. Судьба завода связана с рядом выдающихся исторических личностей XVIII-XIX столетий: русский адмирал граф Николай Мордвинов, инженер и государственный деятель Михаил Соймонов, шотландский инженер Карл Гаскойн, инженеры Евграф Ковалевский, Густав Гесс де Кальве, Аполлон Мевиус, Иван Тиме. Завод строился 10 лет. Необходимую рабочую силу поставляли казенные заводы России - сотни семей перевезли с Липецкого, Олонецкого и Херсонского заводов. В соответствии с указом от 14 ноября 1795 года, на Луганский литейный завод были переведены 575 квалифицированных мастеровых с семьями из Александровского (Петрозаводск — Олонецкие заводі) и Липецких заводов.

Из Александровского завода в апреле 1796 года прибыло не 100 человек с семьями, как предусматривалось указом, а лишь 33 квалифицированных рабочих, 26 из которых имели стаж заводской работы свыше 10 лет, 9 мальчиков-подростков до 15 лет и 40 женщин — членов их семей.

Среди мастеровых из Петрозаводска были люди, освоившие те квалификации, которые требовались для деятельности завода, — добычу и промывку руды, плотницкие, столярные, слесарные и токарные работы, формовку и отливку снарядов, доменное и кузнечное дело.

Для производства вспомогательных работ к заводу были приписаны крестьяне из ближайших казенных сел: Фащевки, Орехово, Петропавлово и Городище.

Для перевозки всех необходимых заводу материалов вначале были присланы 200 артиллерийских погонщиков. Впоследствии их заменили крестьянами (до 2 000 душ мужского пола), которых указом предписывалось выкупить в казну у однодворцев Тульской и Курской губерний, а затем поселить вблизи завода.

Для сооружения каналов, резервуаров, плотин, необходимых для регулирования поступления вод рек Лугани, Ольховкой, Белой на турбины завода был прислан Витебский полк солдат.

Кроме казённых и вольнонаёмных рабочих, при строительстве Луганского завода использовались преступники и бывшие польские военнопленные, которых охраняла целая воинская команда.

На предприятие была сослана группа скопцов — членов запрещенной религиозной секты.

Для исправления на тяжёлые земляные работы помещики отдавали своих непокорных крепостных крестьян, совершивших побеги.

К заводу были приписаны казенные поселения. Луганский завод стал первым крупным металлургическим заводом юга России. Первый чугун на заводе получили в 1800 году, используя впервые в России кокс. Завод снабжал пушками и снарядами Черноморский флот, луганские пушки были участни­цами Бородинского сражения, защищали интересы России в Крымской войне. Боевую славу России завод воспел в отлитых на заводе в честь победы в 1709 году над шведами и в 1812 году над французами памятниках, установленных в Полтаве и Новгороде.

На строительство выделялось 650 тыс. рублей и 4500 десятин земли из дачи с. Вергунка. Также возле устья р. Ольховка было приобретено имение помещика Вания. Была создана строительная база: алебастр доставляли из Бахмута, белый камень и песок – из Каменного Брода, дуб – из Трехизбенки, кирпич – из 9-й Роты, дикий камень – из с. Белого.

В итоге литейный завод заложили на реке Лугань в 9 верстах от её впадения в Северский Донец вблизи села Каменный Брод. В 1796 году Гаскойн приступил непосредственно к строительству. Для земляных работ он имел в распоряжении ротную пехоту. После смерти Екатерины, Павел I взял дальнейшее строительство завода под личный контроль.

Для «начального основания разрабатывания каменного угля, построения машин, делания потребных инструментов, производства работы в рудниках и прочего» из Англии на завод были выписаны квалифицированные мастера. Томас Ропер, один из английских мастеровых, в апреле 1796 года в Лисичьей балке открыл первую в России угольную шахту, глубиной в 36 метров. Относительно качества угля А. Смит, который возглавил шахту после Т.Ропера, писал в 1798 г.: "Я беру на себя смелость сказать, что редко видел где-нибудь лучше уголь».

зарождение промышленности на донбассе и основание города луганска - student2.ru

Застройка Луганска изначально шла без официально утвержденного плана. Все вертикальные улицы назы­вались линиями, а все горизонтальные имели названия. Самой первой улицей города была Английская (теперь улица В.И. Даля), на которой поселились английские специалисты, приглашенные на работу на Луганский литейный завод первым начальником завода К. Гаскойном. На завод был приглашен и врач И.М. Даль, в семье которого в 1801 году родился выдающийся этнограф, составитель «Толкового словаря живого ве­ликорусского языка» Владимир Иванович Даль. В память о месте своего рождения В.И. Даль взял литературный псевдоним Казак Луганский.

На момент запуска завод был сразу обеспечен заказом до 1802 года: Петербургское артиллерийское управление прислало заказ на целую пятилетку. Он определял изготовление 345 орудий различного калибра и 387153 снарядов.

Первоначально пушки и снаряды отливались на Луганском заводе из привозного чугуна и металлолома. Однако доставлять чугун с Урала было крайне невыгодно, поэтому перед заводом стояла задача освоить выплавку чугуна из местных руд на каменноугольном коксе. Это была трудная задача, так как в России до тех пор на минеральном топливе железную руду не плавили, уральские металлургические заводы работали исключительно на древесном угле.

В 1799 году на должность суперинтенданта был приглашен известный английский специалист Джон Валкер, который вместе с Томасом Ропером занялся изысканием железных руд и каменного угля. Ими была найдена железная руда в селениях Белая (помещика Петра Штерича) и Первозвановка (помещика Георгия Шевича).

4 октября 1800 года на Луганском литейном заводе была запущена первая домна, на которой, впервые в Российской империи чугун был произведён с использованием кокса. В неё загрузили 31594 пуда сырья: 8555 пудов железной руды из сел Городище, Платовой и 5-й Роты (Приволье), а также из Липецка, 14776 пудов кокса, 7494 пуда и 18 фунтов сырого каменного угля. В результате плавки получили 3581 пуд 19 фунтов чугуна. Полученный металл планировалось использовать для изготовления ядер, бомб и гранат.

Уже через несколько дней — 16 октября 1800 года Правлению завода была представлена первая продукция: ядро, бомба и граната, «которые суть первые посредством кокса в сей империи отлиты»[6].

Позже появились улицы Почтовая, Петербургская (ныне ул. им. Ленина), Казанская (ныне ул. К. Маркса). Со временем центральной улицей города стала улица Петербургская.

Наши рекомендации