Метод проектных горизонталей
Следующий более детальный этап проработки организации рельефа осуществляют методом проектных (красных) горизонталей, которые графически изображают форму проектируемого рельефа, т.е. преобразованную поверхность территории.
Красные горизонтали – это проекции на горизонтальную плоскость линий пересечения проектируемой поверхности горизонтальными секущими плоскостями, которые проводят через 0,1; 0,2 или 0,5 м. Принятое расстояние между секущими плоскостями называется шагом горизонталей.
На основе схемы вертикальной планировки и генерального плана методом проектных горизонталей разрабатывают вертикальную планировку отдельных элементов и участков проектируемой территории. Этот метод совмещает на одном чертеже план и профили и дает полное представление о сечениях проектируемого рельефа в любых направлениях и деталях его внешней формы.
Расположение горизонталей существующего рельефа и проектных относительно друг друга дает представление о характере изменения рельефа в результате проведения вертикальной планировки. Когда проектная горизонталь располагается ниже одноименной черной горизонтали в сторону падения уклона, требуется подсыпка территории, выше – срезка грунта.
Основными величинами, определяющими расположение проектных горизонталей, являются: уклон, превышение одной горизонтали над другой (шаг горизонталей) и расстояние между ними.
Чтобы изобразить организацию рельефа улицы в красных горизонталях, нужно знать поперечный профиль улицы между красными линиями (см. раздел 1.2) и задаться шагом горизонталей. Продольные уклоны улиц iпр между выбранными опорными точками принимают по схеме вертикальной планировки, выполненной по методу проектных отметок (раздел 1.1).
Методом красных горизонталей прорабатывают улицу бордюрного поперечного профиля, состоящего из проезжей части шириной 2а, полосы зеленых насаждений шириной в и тротуара шириной в1 (рисунок 1.4).
При проектировании вертикальной планировки методом красных горизонталей их отметки должны быть кратны принятому шагу горизонталей. Так при шаге горизонталей 0,2 м проектные горизонтали будут иметь, например, отметки 100,00; 100,20, 100,40; 100,60; 100,80 и т.д. Исходные отметки для проектирования вертикальной планировки в основном выражаются числами не кратными принятому шагу горизонталей.
Поскольку исходные отметки, как правило, не кратны шагу горизонталей, то необходимо, в первую очередь, определить точку расположения ближайшей по значения проектной горизонтали. Определение мест расположения вершин красных горизонталей называется градуированием.
Работа ведется в следующем порядке:
1 Определяют расстояние от исходной точки до вершины ближайшей горизонтали L1,как частное от деления разности отметок исходной точки и проектной горизонтали на продольный уклон поверхности (рисунок 1.5):
(1.5)
где А – отметка на перекрестке или переломе; – В - отметка ближайшей к ней красной горизонтали;
iпр – продольный уклон.
Рисунок 1.5 Определение точки расположения ближайшей к пересечению осей улиц проектной горизонтали (градуирование):
А – проектная отметка пересечения осей улиц; В – отметка первой проектной горизонтали; L1 – расстояние между ними; L – расстояние между горизонталями
2 Для построения проектной горизонтали определяют величины смещения точек горизонтали за счет поперечного уклона от оси проезжей части к лотку – l1; величины «скачка» горизонтали, образующегося за счет бортового камня - l2; величины смещения точек горизонтали за счет уклона тротуара между точками, расположенными на бордюре и красной линии - l3 (рисунок 1.6):
l1 = h1 / iпр;; l2 = h2 / iпр;; l3 = h3 / iпр,; (1.6)
где h1 – превышения, м;
iпр – продольный уклон
При наличии h4; h5 и т.д. по формулам аналогичным формулам (2.3) определяют l4; l5 и т.д.
Рисунок 1.6 Схема построения проектных (красных) горизонталей:
1 – красная линия; 2 – лоток; 3 – ось улицы
3 Определяют расстояния между красными горизонталями l, которое зависит от принятого шага горизонталей:
l = hш / iпр, (2.4)
где hш – величина шага горизонталей.