Стенд 7. за монастырской стеной
Ориентировочная продолжительность рассказа.5 мин.
Тема 1.Из истории Томского мужского Богородице-Алексиевского монастыря
Объект показа
Часовня на месте Усть-Киргизского мужского монастыря начала XVII века. Художник М.М. Берингов 1920 год |
В ряду старейших в Томске – Казанский храм Томского Богородице-Алексеевского (Алексиевского) мужского монастыря.
Основание монастыря, одного из первых в Сибири, пришлось на время освоения русскими служилыми людьми Томского Приобья. Монашеская обитель была создана, по некоторым сведениям, в 1605-м, спустя всего год после основания Томска, в нескольких верстах от него, на берегу речки Киргизки (территория современного г. Северска).
Нападения воинственных кочевников, весенние речные половодья, наконец, пожар, уничтоживший монастырские постройки, заставили перенести монастырь ближе к Томску и его надёжным стенам. Это произошло в 1656–1663 годах. Внове выстроенная обитель заняла возвышенность невдалеке от городской цитадели – Юрточную гору, довольно выгодную с точки зрения обороны, превратившись для Томска в дополнительное укрепление… В память храма первого, Усть-Киргизского монастыря, была поставлена часовня, – на землях, ставших загородным монастырским землевладением (по-сибирски – заимкой) – Архимандриткой, как ее называли томичи рубежа XIX – XX веков (архимандрит – почётный титул настоятеля мужского монастыря).
Объект показа
Архиерейский дом и Казанский храм Алексеевского мужского монастыря. Художник М. Колосов. 1871 год |
Казанский храм Алексеевского мужского монастыря и здание бывшего архиерейского дома. Конец XIX века |
Первый храм монастыря на Юрточной горе был заложен в 1662 году: деревянный, трехпрестольный, в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя преподобного Алексия Человека Божия (небесного покровителя царя Алексея Михайловича) и мучеников Флора и Лавра. Спустя век, в 1776 году, братия начала строить уже четвёртый и на этот раз каменный храм. Его приделы были освящены в 1779 году, главный престол – в 1789-м.
С мужским монастырём связана начальная страница в истории томского образования – здесь возникла первая в притомском крае школа (1698), затем – духовное училище (1746). В монастыре же, ещё в XVII веке, появилась первая в городе больница и богадельня. В 1830-1870-х годах монастырь являлся резиденцией томских епископов; в 1882–1899-х, до строительства собственного здания, в нём нашла пристанище духовная семинария, созданная в 1858 году.
Дополнительная информация I. Благоустройство монастыря в XIX веке. По некоторым сведениям, у храма имелись подземные ходы, которые вели в крипту (подземную усыпальницу), на кладбище и в сторону Ушайки (в неспокойное в военном отношении первое столетие существования монастыря такие скрытные ходы были нелишними).
В 1832 году вокруг монастыря была возведена кирпичная ограда (вместо старой деревянной) с четырьмя круглыми башнями по углам.
Для первого томского епископа преосвященного Агапита в южной стороне монастырской ограды на территории монастырского сада в 1835 году был выстроен первый архиерейский деревянный с мезонином дом в одиннадцать комнат с домовой церковью во имя Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
В 1856 году для третьего по счету томского епископа преосвященного Парфения на территории монастыря возвели новый дом с храмом во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
В 1863 году на колокольню был поднят большой 303-пудовый колокол. Во втором ярусе колокольни предполагалось освящение верхнего престола во имя святого праведного Лазаря Четверодневного. Впоследствии здесь разместился архив с хранилищем монастырских древностей.
В 1884-1885 годах был построен двухэтажный каменный корпус для монастырской братии.
Внутри ограды в южной стороне раскинулся сад с кедрами, тополями, пихтами, акациями, черемухой и рябиной.
Дополнительная информация II. Статус монастыря в XIX – начале XX века. При своей богатой истории Томский мужской монастырь не являлся многолюдным. Он принадлежал к числу штатных монастырей 3-го класса. В штатных монастырях число монашествующих было определено по штату, согласно которому монастыри получали содержание в определённых размерах. В 1909 году монастырь из штатного третьеклассного был преобразован в общежительный, что, очевидно, имело следствием увеличения численности его насельников. В 1911 году братия монастыря состояла из настоятеля, второго викария епархии, 15 монашествующих и 40 иноков. В общежительных монастырях монахи все необходимое получали от монастыря, а свой труд по священнослужению в монастыре и разным монастырским «послушаниям», по назначению настоятелей, предоставляли в пользу монастыря. Ни монахи, ни должностные лица, с настоятелем во главе, не могли ничем располагать на правах собственности. Настоятели избирались самими монашествующими (имеющими полное монашеское посвящение).
Дополнительная информация III. Священные реликвии монастыря.«В монастырской церкви хранилось много древних священных предметов, например, несколько икон, написанных на холсте, перенесенных из Усть-Киргизской церкви, икона Божией Матери «Неопалимая Купина», сохранившаяся с 1653 года с серебряным мощевиком, икона преподобного Сергия с частицей его мощей, а также большой деревянный крест. Ранее этот крест стоял на месте бывшего Усть-Киргизского монастыря, а затем был перенесен в Богородице-Алексеевский монастырь.
Главной святыней храма считался хранимый в центральном алтаре ковчег с частицами мощей 26 святых, в том числе преподобного Алексия человека Божия, великомученика и целителя Пантелеимона, первомученика архидиакона Стефана и других. Там же в центральном алтаре была запрестольная местночтимая Казанская икона Божией Матери.
Дополнительная информация IV.Знаменитые иноки и посетители монастыря. Монастырь отличался гостеприимством, принимал на ночлег странников и духовенство, приезжавших к епархиальному начальству. В периоды военных действий в нем находили приют и заботу раненые воины. Неудивительно, что жизненные дороги многих известных и выдающихся людей России пролегли через монастырь и его церковь. В декабре 1729 – феврале 1730 года в Богородице-Алексеевском монастыре содержался под стражей, молился в зимние праздники за богослужением в Казанском храме до возвращения в Тобольск крестник Петра I, прадед А.С. Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, сосланный Меншиковым в Сибирь «измерить Китайскую стену». На его содержание в монастырской келье «из доходов Сибирской губернии» выплачивалось по 10 рублей в месяц».
С монастырем в той или иной мере связаны видные алтайские миссионеры, личности, прославленные церковью в XX веке как святые. В разное время посещали монастырь и молились в Казанском храме святой праведный старец Феодор Томский, блаженная Домна Томская, а также основатели Богородице-Казанской пустыни под городом Кузнецком старцы Василиск (Гаврилов) и Зосима (Верховский), преподобный Макарий (Глухарев), миссионер Алтая; святой равноапостольный Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки, глава православной миссии в Пекине, востоковед архимандрит Иакинф (Бичурин) и другие.
В 1847–1854 годах в монастыре жил и работал известный духовный писатель, постриженик Святой Афонской горы инок Парфений (Агеев). Здесь им было написано «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле», изданное в Москве в 1855 году.
Тема 2.О семантике облика православных монастырей
Объект показа
Вид Томска с Монастырской рощи. Художник Ю. Флек. 1868 год |
План месторасположения Томского мужского монастыря. 1884 год |
Ворота Богородице-Алексеевского мужского монастыря. Художник В.М. Мизеров. 1946 год |
Томский Богородице-Алексеевский мужской монастырь. 1904–1905 годы |
Облик, обустройство православных монастырей издревле служили символами Града Небесного, как напоминание и свидетельство о конечной цели христианского жительства – достижении вечного пребывания с Богом в Его Небесном царстве. Таков был и Богородице-Алексиевский монастырь: расположенный на возвышенности, с прекрасным, «райским», садом, окружённый белыми стенами с угловыми башнями (каменная ограда была возведена в 1830-х годах, до этого была деревянная). Над стенами и башнями возвышался шпиль стройной колокольни, возведённой в 1860 году, и маковки монастырского храма…
Тема 3.Могила таинственного старца Феодора Кузьмича
Объект показа
Таинственный старец Фёдор Кузьмич. Неизвестный художник. Вторая половина XIX века |
Могила старца Фёдора Кузьмича на кладбище Томского мужского монастыря. Конец XIX века |
Проект часовни над могилой старца Фёдора Кузьмича (фрагмент). Архитектор Ф. Оржешко. 1904 год |
Часовня над могилой Фёдора Кузьмича в Томском Богородице-Алексеевском мужском монастыре. Начало XX века (после 1904 года) |
В ограде монастыря, к северу от храма, находилось монастырское кладбище, на котором покоились не только почившие насельники монастыря, некоторые томские церковные иерархи, но и крупные благотворители, томские воеводы, некоторые томские губернаторы (до перезахоронения в родных местах), а также почитаемый таинственный старец Феодор Кузьмич, по народной молве – бывший император Александр I.
Дополнительная информация. Феодор Кузьмич, почитаемый среди сибиряков как праведный старец и провидец, последние 5 лет прожил в Томске, здесь же на монастырском кладбище был похоронен в 1864 году. Его могила пользовалась поклонением верующих и в начале XX века, когда над его захоронением (1904) была возведена часовня по проекту томского архитектора Викентия Флорентиновича Оржешко. В 1920-е годы монастырь был закрыт, его иноки и настоятель репрессированы, могилы на монастырском кладбище «борцы с религией» сравняли с землей. В 1936 году полностью разрушили и часовню, а углубление каменного саркофага (около 2,5 м), на дне которого в простом деревянном гробе покоились останки старца, превратили в отхожее место. В конце концов, могилу засыпали отходами, грязью, мусором настолько, что уже нельзя было определить место ее нахождения.
В сохранившихся монастырских зданиях расположился педагогический техникум (педучилище).
Но память о таинственном праведнике не умирала. В 1984 году Феодор Кузьмич был канонизирован Русской православной церковью в составе Собора Сибирских святых.
В 1990-е годы началось возрождение Томского мужского монастыря, в 1992 году возобновились богослужения в Казанском храме. В 1995 году в результате специально организованных археологических раскопок было обнаружено место захоронения праведника, извлечены из земли его останки и перенесены для хранения и поклонения в Казанский храм. В 1997 году над местом обнаружения останков Феодора Кузьмича была по сохранившемуся проекту Оржешко воссоздана часовня.
Праведный Феодор Томский считается небесным покровителем нашего города.