Развитие монастырской системы помощи

Для этого времени характер­ны три формы поддержки и защиты нуждающихся:

1. монастыр­ская система помощи,

2. государственная система защиты (она вырастает из традиций княжеского нищепитательства и нищелюбия, как определенных форм княжьего права) и

3. Первые свет­ские общественные проявления благотворительности.

Монастырская система помощи представляет два основных этапа развития монастырей. Фирсов

  1. объединение земель во­круг монастырей в центральной части Руси (XIV-XVI вв.).
  2. колонизация Севера (XVI-XVII вв.).

Освобождение от налогов. Селившимся на мона­стырские земли давалась свобода от податей на 10 или 20 лет, а также свобода от суда княжеской волостей, с подчинением игу­менскому суду во всех делах, «опричь душегубства».

Чтобы понять, что такие условия поддержки и защиты были выгодны для крестьян, необходимо сравнить их с той данью и налогами, которые они платили, не находясь под патронажем монастыря. Дань и налоги накладывались на уезд, т. е. в эту кабальную систему втягивался каждый крестьянин. Там брали дань и на­лог: «Ямские деньги», «Запосошные люди», «Загородовое, за­сечное и жемчужное дело», «Приметные деньги», «Соколий об­рок», «Казначеевы пошлины», «Дьячьи пошлины», «Подьячьи пошлины» и др.

1) Монасты­ри-вотчины предоставляли посадскому человеку или крестья­нину прибежище «на старости лет под монашеской рясой или в качестве бельца, живущего в тиши монастырской ограды», играя роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по старости. Внесение вклада было обяза­тельным условием («отдар»)

2) Мона­стыри зало­жили основу «пансионной» системы поддержки не только для мужчин, но и для женщин. Институт вдов за это время получа­ет юридическое признание и «учреждение» (что позволяло вдо­вам жить в достатке на протяжении целого ряда лет). Более того, многие русские княгини (или их мужья) специально стро­или монастыри для проведения оставшегося срока жизни в его стенах. Постриги стали неотъемлемой частью женского жиз­ненного сценария.

Оформление государственной помощи. Законодательное оформление помощи

Массовые бедствия вели к формированию формы общественной самопомо­щи. Пример, связанный с массовыми эпидемиями. Иван IV в борьбе с эпидемиями начинает применять «полицейско-санитарные методы»: чтобы не произош­ло их распространение, организовываются специальные за­ставы.

Тенденции к образованию государственных реципрокных институтов. Их задача — поддерживать определенный вид связи. Деятельность Приказа Большого Дворца. Его задача — «выдача руги и милостных денег монастырям и церквам из го­сударевой казны ...»

Ограничение роли церкви в деле помощи. В Судебниках 1550 г. впервые ставится вопрос о правомерно­сти призрения лиц, не являющихся «клиентами церкви». Со­гласно церковному законодательству, под защиту церковной власти попадали: «...женщины, дети, престарелые, родители, рабы». Церковь нарушает свои же постановления, когда берет под свой патронаж торговых и городских людей. Именно про­тив этого и направлено данное постановление.

Помощь при пожарах - пожары, которые становились просто гибельны­ми для многих жителей России. Поэтому в качестве охранной грамоты потерпевшим от пожара в 1560 г. появляется указ об отсрочке долгов с погорельцев: «В долгах приставов давати не велел и правити на них долгов не велел пять лет».

В законодательстве отражена охрана нищих и убогих государственная власть официально легализовала институт нищенства (впоследствии он превратил­ся в определенный образ жизнедеятельности). И если в Запад­ной Европе появился ряд законов, запрещающих это явление, то в России профессиональное нищенство, наоборот, легализо­вано. Под защиту закона попадают калики, городские нищие, а причинившие им насилие должны платить штраф.

Государство стало стараться сгладить социальные болезни. И если Церковь выделяла такие, как пьянство, содомский грех, язы­ческие обряды, то превентивные меры государственной власти направлены против «разбоя», «татьбы», «воровства», «зерни».

Регули­рование цен на хлеб в период массового голода. забота о простолюдинах. К таким мерам прибегает Б. Годунов в 1601 г., когда резко возрастают цены на хлеб, вводятся государственные твердые цены: «...продовати ржи четь по полтине, овса четь в полпо-тины, ячменя четь в четыри гривны». Предусматриваются ка­рательные действия в отношении лиц, утаивающих хлеб или за­вышающих цену на него.

Теории милосердия

Социально-христианские подходы к «теории милосердия» Милосердие как процесс духовного спасения особо рассматривается в отечественной литературе данного периода. Милосердие как источник спасения рассмотрено М. Греком в канонах Иоанну Крестителю.

Происходит дальнейшее осмысление сущности милосердия, при этом оно принимает все более социальный характер, кон­кретизируется социальной проблематикой. Основополагающи­ми вопросами здесь являются соотношение богатства и власти и душевной чистоты, следование канонам христианского мило­сердия. Различное понимание данных вопросов, по сути дела, приводило к обоснованию двух типов религиозной мысли, по­лучивших название «стяжателей» и «нестяжателей».

Ермолай-Еразм обоснование милосердия начинает с позиции христианского детерминизма, противоестественности почита­ния «богатства», злата, серебра, поскольку это противоречит сущности человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Критикуя бога­тых, социальное неравенство, он обращается к достаточно рас­пространенной идее возмездия или «праведного суда», в резуль­тате которого Бог «отымет власть его». В этом видятся «мило­сти» Бога.

Инок Фома в «Слове похвальном» воздает милосердию кня­зя Бориса хвалу, вкладывая ее в уста различных митрополитов. Радение о нищих становит­ся не обязательно христианским догматом, но и составной час­тью «социальной политики», направленной на стабильное су­ществование государства, находит отражение в «Большой чело­битной» Ивана Пересветова.

Максим Грек. В западном опыте он находит примеры, оп­равдывающие институт нищенства как институт социального воспитания, необходимый для гармонизации отношений всех слоев общества. Приводя примеры о добровольном нищенстве как монашеском подвиге, он раскрывает «технологию», «спо­соб подаяния». М. Грек мечтал о своеобразной культуре нищенства как куль­туре равенства и справедливости, воспитывающей у всех членов общества благородные чувства.

«Слово о милости» Епифания Славинецкого — одно из первых светс­ких представлений о сущности милосердия, хотя работа по­строена на основе христианских канонов. В основу милосердия им положен принцип богоуподобления и любви к ближнему. Автор широко понимает общественное призрение, выделяя в нем три уровня поддержки: помощь духовную, помощь инсти­туциональную, «нищепиталище долгое», и помощь традицион­ную, «нищепиталище общее».

Вопросы:

  1. Основные понятия и факторы развития помощи[1]
  2. Развитие монастырской системы помощи
  3. Оформление государственной помощи. Законодательное оформление помощи
  4. Теории милосердия

Наши рекомендации