Стенд 5. первые каменные церкви томска
Ориентировочная продолжительность рассказа:8 мин.
Тема 1.Социокультурные функции томских храмов в XVIII – XIX веках
Объект показа
Томск с восточной стороны. Художник Ю. Флек. 1868 год |
Вид Томска с запада. Художник М. Колосов 1871 год |
Вид Томска. Художник А. Мартынов Начало XIX века |
В Томске в конце XVIII века было восемь храмов (на каждый из них приходилась примерно одна тысяча горожан). К тому времени в городе вместо деревянных церквей были воздвигнуты или воздвигались каменные.
Неслучайно именно церкви стали едва ли не первыми кирпичными строениями на томской земле – настолько велико было значение храмов для местного общества и желание уберечь важные общественные здания от пожаров, нередко выжигавших целые кварталы. В появлении каменных храмов также можно увидеть знак растущих экономических возможностей города, его торговой и административной роли: в 1804 году Томск стал центром обширной губернии.
Гармоничные постройки, созданные по правилам современной им архитектуры, оштукатуренные, побеленные или окрашенные в светлые тона, с высокими главками и куполами, на крестах которых играли солнечные лучи, городские церкви, возвышаясь над обывательскими постройками, виделись издалека. Они служили украшением города, были его достопримечательностями, главными ориентирами городских районов. По их названиям именовались улицы и площади, на которых располагались церкви: улицы Духовская, Преображенская (Ярлыковская), Знаменская, Воскресенский взвоз, площади Благовещенская, Новособорная….
В храмах оглашались важнейшие решения верховной власти. Для Томска церкви являлись важнейшими общественными зданиями, в которых устанавливались определённого рода социальные связи между жителями, велось воспитание в христианском духе, умягчались нравы. К храмам стекались нуждающиеся, рассчитывая на милосердие прихожан…
«…Вообще жители г. Томска в отношении религиозном, усердны в вере, исполнительны в правилах религии, богобоязненны и благотворительны к святым Божиим церквам…», – писали «Томские губернские ведомости» в 1858 году.
Назовем храмы, которые украшали наш город в первой половине XIX столетия и являлись первыми каменными в Томске.
Тема 2.Воскресенская церковь
Объект показа
Воскресенская церковь в г. Томске. Художник А. Внуков. 1920 год. |
Вид Воскресенской горы. Художник Ю. Флек. 1868 год |
Один из них – Воскресенская церковь. Она и сейчас стоит на горе и на улице, которые некогда получили свои названия по этому храму – Воскресенская гора, Воскресенский взвоз.
Церковь в память Обновления храма Воскресения Христа в Иерусалиме была заложена в 1789 году на месте деревянного храма XVII века (несколько севернее от деревянного Троицкого храма, стоявшего на мысе Воскресенской горы, на месте костела). Строилось оно 18 лет.
Здание имело два этажа и два придела. Нижний придел новой каменной церкви был освящён в 1803 году, верхний – в 1807 – во имя Успения Божией Матери.
Величавое, стройное здание, которое и сегодня представляет собой великолепный памятник сибирского барокко, с ярко выраженными чертами этого стиля. Специалисты считают, что авторство проекта принадлежит школе Бартоломео Франческо Растрелли, итальянского зодчего, создателя многих дворцов и храмов Петербурга, прославившим красоту российской столицы.
В последней четверти XIX века к западу от храма была сооружена деревянная колокольня для пожертвованного купцом А.А. Васильевым 1000-пудового колокола. В церкви хранились знамена и регалии томских полков.
Дополнительная информация. Тысячепудовый колокол (16 тонн) был отлит в 1896 г. в Ярославле на заводе Оловянишникова на средства томского купца Андрея Афанасьевича Васильева, пожертвовавшего на это дело 3000 руб. серебром (в 1898 г. жертвователь был погребен в церковной ограде). Колокол был отлит в честь состоявшейся 14 (26) мая 1896 года коронации царя Николая II и царицы Александры Федоровны. Колокол, украшенный горельефами евангелистов, имел диаметр более 4-х метров, а его общий вес составлял 16640 кг. Горожане нарекли его "Томским Царь-колоколом". В свое время он был третьим по величине в Сибири.
В 1930 году колокол был сброшен с колокольни и отправлен на переплавку, а колокольня была разобрана. В 1937 году была предпринята попытка разрушения церкви. Но снесена была лишь церковная ограда. В конце 30-х годов. в помещении церкви находился гараж для машин, зерносклад. В 40-е годы в храм из-за боязни вторжения японских войск в СССР были перенесены архивы РСФСР по Дальнему Востоку. В 1980-х годах началась реставрация здания, в 1990-х оно было возвращено церкви. В 2004 году копия знаменитого колокола была поднята на вновь выстроенную звонницу.
Тема 3.Духовская церковь
Объект показа
Духовская церковь. Начало XX века |
Трёхпрестольный храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов был построен в конце XVIII – первой половине XIX века в стиле сибирское барокко с элементами классицизма.
Освящение его престолов происходило в 1788, 1803 и 1841 годах. Большие суммы на его сооружение внесли томские купцы Пётр Ненашев, Михаил Неупокоев.
Этот храм дал название Духовской улице (с 1920 года – улица Карла Маркса), находился он рядом с Томью в городском торговом районе, получившим название Пески. На Духовской улице селилось томское купечество – поближе к торговой площади и пристани. Купечество же заботилось о благолепии своего приходского храма, осуществляло на свои средства его перестройки и поновления.
Дополнительная информация. В 1930 году храм был закрыт. В мае 1931 года разобрали колокольню, чтобы превратить здание в «ожидальню» для пассажиров Госречфлота. Позднее здание использовалось под механические мастерские пристани, а в 1960-е годы было разобрано на кирпичи.
Тема 4.Знаменская церковь
Объект показа
Знаменская церковь. Начало XX века |
Церковь с главным престолом в честь Абалакской иконы Божией Матери «Знамение» была построена к 1810 году.
Дополнительная информация.Абалакская икона «Знамение» Божией Матери – чудотворная икона Богородицы, самая почитаемая икона Богоматери в Сибири. Написана в 1637 году при тобольском архиепископе Нектарии протодиаконом кафедрального собора Матфием. В честь иконы в 1783 году святителем Варлаамом был основан Абалакский монастырь.
Первоначально имела два престола, после пожара (1820) и связанных с ним перестроек стала трёхпрестольной. Центральный престол был освящен в честь Знамения Пресвятой Богородицы, южный престол – во имя святых первоверховных Петра и Павла, северный – во имя Всех Святых.
Церковь сооружалась и перестраивалась, когда в архитектуре стиль барокко сменялся классицизмом, потому храм имеет черты обоих стилей.
Храм находится в бывшем городском предместье, называвшемся ранее Заозерье (территория около современного центрального рынка, ул. Войкова). В XIX веке этот район был известен своими кожевенными мастерскими, здесь проживали их рабочие и хозяева.
Первоначально же, по преданию, это предместье было заселено выходцами из г. Углича, сосланными в 1593 году в Сибирь за гибель царевича Дмитрия. Один из потомков углических ссыльных дворянин Иван Качалов и возвел на свои средства каменный храм взамен построенной в 1703 году деревянной Знаменской церкви (пострадавшей от пожара).
В храме находилось много святынь: иконы с мощами святого Иоанна Предтечи, святого апостола Павла, святого евангелиста Марка, святого царевича Димитрия и других святых, а также почитаемая икона Христа Спасителя, высеченная на аспидном камне (так называли минерал шунгит).
Дополнительная информация. Храм был закрыт в 1935 году. Здание храма отдали базе Сплавфлота, позже здание занял под склад зерна Поросинский спиртзавод. С 1940 года здание принадлежало речному хозяйству. В 1960-годы здесь размещались кузница и кочегарка. В 1970-е - гараж, бойлерная, лодочная станция. Реликвии храма были утрачены, церковное здание претерпело серьёзные изменения. Центральный купол, колокольня и Всехсвятский придел были разрушены. К концу 1980-х вместо южного Петропавловского придела возвышался деревянный жилой дом. К другому, северному приделу, примыкала сливная яма, стоки которой струились под церковь. На месте центрального Знаменского придела размещался киоск по приему бутылок. В помещении, где сегодня действует церковная лавка, находился тепловой узел, отапливавший часть ближних домов. В 1984 году полуразрушенное здание было поставлено на госохрану как памятник культуры. В 1992 году развалины храма были возвращены Русской Православной Церкви, и силами верующих были проведены восстановительные работы. Первым был восстановлен и освящен северный придел во имя святителя Николая Чудотворца (1996), затем – южный – во имя преподобного Серафима Саровского (2000). В декабре 2005 года завершилось восстановление центрального Знаменского придела.
Тема 5.Христорождественская(Никольская) церковь
Объект показа
Христорождественская церковь. Конец XIX века |
Каменная церковь во имя Рождества Христова была заложена в 1795 году, достроена и освящена в 1810-м. Она располагалась на Юрточной горе, рядом с мужским монастырём, на том месте, где, начиная с 1-й трети XVII века, стояли её деревянные предшественницы – Никольский и Христорождественский храмы. Эта территория входила в состав первого Томского женского монастыря (1671–1776).
Каменная колокольня построена в 1856–1857 годах купцом Г.И. Елисеевым. Тогда же было решено вместо обветшавшей и тесной церкви строить новую, что и было сделано в 1900 году.
Примечание. Рассказ о Никольской церкви на рубеже XIX – XX вв. продолжен в материалах 10-го стенда.
Тема 6.Вознесенская кладбищенская церковь
Объект показа
Вознесенская кладбищенская церковь. Начало XX века |
Одна из первых каменных церквей Томска была кладбищенской. От приходских храмов кладбищенские отличались более широким притвором, в котором совершались отпевания умерших.
Однопрестольная каменная кладбищенская церковь в честь Вознесения Господня была построена по проекту первого томского губернского архитектора Петра Васильевича Раевского в стиле классицизм и освящена в 1819 году.
Она находилась при выезде из города по Иркутскому тракту на месте деревянной кладбищенской церкви. Ежегодно 1 июня из храма совершался крестный ход к часовне Святого Креста на Дальнем Ключе, построенной во второй половине XIX века.
Дополнительная информация. Вознесенское кладбище возникло в конце XVIII века. Оно делилось на несколько частей — православную (с церковью Вознесения Господня), католическую (с часовней Святого Антония), еврейскую, единоверческую, старообрядческую. Со временем кладбище заполнилось. Неоднократно с 1892 года сначала Томская городская дума, а затем местные органы советской власти объявляли о закрытии кладбища, но томичи продолжали на нем хоронить еще в 1930-х годах. В 1940 году Вознесенская церковь была закрыта. А в 1951-м территория кладбища была отведена под строительство завода «Сибкабель».
Тема 6.Троицкая единоверческая церковь
Объект показа
Троицкая единоверческая церковь на Воскресенской горе. Начало XX века |
Средства на строительство этого старообрядческого храма были собраны среди всей православной паствы Томска по инициативе Преосвященного Афанасия епископа Томского и Енисейского. Единоверие – направление в старообрядчестве, сторонники которого признавали иерархическую юрисдикцию Священного Синода. В некотором роде этот храм стал преемником старообрядческой деревянной церкви, поставленной в Томске в XVIII веке староверами, высланными Екатериной II с Урала, с речки Керженец. В Томске на протяжении нескольких столетий существовала старообрядческая община (как и во многих других районах земледельческой полосы Сибири).
Первоначальный проект единоверческой церкви во имя Святой Живоначальной Троицы был сделан губернским архитектором Карлом Густавовичем Турским. Главный престол храма освящён в 1844 году.
Впоследствии храм достраивался: придел во имя священномученика Харлампия освящён в 1858 году, придел во имя великомученика Дмитрия Солунского в 1887-м. Во многом благодаря поздним перестройкам этот храм приобрел черты «русско-византийского» архитектурного стиля.
Дополнительная информация. Церковь действовала до сентября 1937 года (распоряжение Новосибирского Крайкома о её закрытии подписано лишь в 1940-м) В церкви разместили склад Заготзерно, затем контору автоколонны «Сибхозтранса». В годы Великой Отечественной войны политика советского государства в отношении церкви смягчилась. Благодаря этому томским верующим удалось добиться передачи православной общине Троицкого храма, и в 1946 году церковь была вновь освящена и в ней возобновились богослужения (храм уже не являлся старообрядческим).
Логический переход.В конце XVIII – начале XIX века были также возведены церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в мужском монастыре, Благовещенский собор и Богоявленский храмы. Их кратким историям посвящены отдельные «странички» этой выставки.