Уважаемый Рустам Нургалиевич!
Мы, жители Республики Татарстан, уже не первый год напряженно наблюдаем за разговорами республиканских и муниципальных властей о том, как решить проблему обращения с отходами. За последние месяцы наше беспокойство значительно возросло, поскольку было принято решение перейти от полигонного захоронения к мусоросжигательным технологиям. 26 сентября 2016 г. Постановлением Кабинета министров РТ была утверждена территориальная схема обращения с отходами, согласно которой полигон твердых бытовых отходов (ТБО) «Восточный» (д. Самосырово, Казань) приобретает статус межмуниципального и становится площадкой для размещения мусоросжигательного завода. Кроме того, 21 декабря 2016 г. по итогам заседания Президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт приоритетного проекта «Чистая страна», в рамках которого в 2017-2022 годах в Казани планируется построить мусоросжигательный завод. Одним из обоснований реализации данного проекта указывается «улучшение качества жизни населения» и получение электроэнергии из отходов.
Планы по строительству мусоросжигательного завода в г. Казани в 2016г. неоднократно освещались в электронных СМИ регионального и федерального уровня с негативными комментариями экспертов («Хорошо, если завод будет соответствовать швейцарским стандартам безопасности. А если нет?», БИЗНЕС Online от 27.10.2016; «Эксперты против строительства в Татарстане мусоросжигательных заводов», KazanFirst от 19.10.2016; «Мусор разожгут паспортом», Коммерсантъ от 21.12.2016). Однако никакой реакции властей не последовало.
Мы, жители Республики Татарстан и г. Казани – одного из крупнейших культурно-исторических, политических и туристических центров нашей Родины, «третьей столицы» России, протестуем против использования мусоросжигательных технологий в обращении с отходами на территории г. Казани и Республики Татарстан. Мы знаем, что это крайне неблагоприятно скажется на состоянии окружающей среды и нанесет непоправимый ущерб здоровью настоящего и будущих поколений татарстанцев.
В качестве экономического обоснования проекта заявляется дополнительная выгода от сжигания путем получения тепла и электроэнергии. Однако хорошо известно, что экономическая выгода может быть получена только путем применения повышенного – «зеленого» тарифа на электроэнергию, вырабатываемую при сжигании мусора и твердых топлив из мусора. Таким образом, в итоге затраты на строительство мусоросжигательного завода лягут на плечи потребителей. Экономическая эффективность подобных заводов крайне сомнительна, поскольку сжигание твердых коммунальных отходов (ТКО) – самый дорогой способобращения с ними: три мусоросжигательных завода Москвы сжигают всего 19% от общего объема ТБО, а затраты на эксплуатацию этих заводов составляют 51 % суммарных годовых затрат на обращение со всеми отходами города («ТБО. Твердые бытовые отходы», январь 2010 г).
В отсутствие повсеместного раздельного сбора отходов в смешанные ТКО попадут все фракции, сжигание которых наносит вред окружающей среде, включая поливинилхлориды, лакокрасочные материалы и другие токсичные отходы. Закономерно, что сжигание смешанных ТКО имеет результатом высокотоксичные выбросы в окружающую среду, в первую очередь диоксины и полициклические ароматические углеводороды – сильнейшие канцерогены и мутагены. По данным Агентства охраны окружающей среды США на долю мусоросжигательных заводов приходится 37,6% всех выбросов диоксинов; на цементные печи, в которых сжигают RDF топливо – 23%.
Диоксины являются супертоксикантами и даже в мельчайших дозах способны приводить к онкологическим заболеваниям, врожденным аномалиям, ослаблять иммунную систему. Обладая высокой химической стойкостью, они не разлагаются в окружающей среде десятки лет, накапливаются в верхнем слое почвы и попадают в организм человека с пищей, водой и воздухом. Статистика показывает, что в радиусе десятков километров от мусоросжигательных заводов выявляется диоксиновое загрязнение окружающей среды и ухудшение здоровья населения. У людей, проживающих на расстоянии нескольких километров от мусоросжигательных заводов, выявляется 1,5-6 кратное увеличение заболеваемости различными формами рака, при этом дети более восприимчивы к воздействию диоксина, чем взрослые; выявляется повышенная частота врожденных уродств (доклад Гринпис «Сжигание отходов и здоровье человека»).
В непосредственной близости от полигона ТБО «Восточный», где планируется строительство мусоросжигательного завода, постоянно проживают сотни тысяч людей. В радиусе 10 километров (а именно на такое расстояние, как минимум распространяются токсические выбросы завода) проживают жители Советского и Приволжского районов г. Казани. В случае строительства завода больше всего пострадают Константиновка, Большие Клыки, Малые Клыки, Вознесенье, д. Самосырово, Салмачи, Алтан, жилые районы (в том числе построенные по программам соципотеки и молодая семья с большим количеством детей): Азино-1, Азино-2, Горки, Солнечный город, 21 век; жилые комплексы «Весна», «Светлая долина» и многие другие. С учетом того, что город Казань имеет форму казана с углублением, а Самосырово расположено на возвышенности, то при сильных ветрах токсичные вещества могут распространиться вплоть до центра города, захватывая минимум 60-70 % жителей Казани.
В развитых странах сейчас идет тенденция к уменьшению количества мусоросжигающих заводов. В США в 1995 году был введен запрет на строительство новых заводов, и к настоящему времени количество действующих мусоросжигательных заводов сократилось более чем вдвое (со 156 до 72). Причиной явилось признание факта крайне неблагоприятного воздействия выбросов на окружающую среду. В развивающихся странах подобные заводы появляются там, где компаниям-производителям мусоросжигательного оборудования удается реализовать маркетинговую стратегию, в связи с низким уровнем информированности населения о вреде, наносимом здоровью и окружающей среде. Наиболее развитые страны, производящие RDF, стараются не сжигать его на своей территории, а отправлять в другие страны для сжигания и получения энергии.
В России уже несколько лет чиновники формируют у населения стойкое убеждение, что у отходов может быть только две судьбы: захоронение на полигоне или сжигание.
Вопреки основным направлениям государственной политики в сфере обращения с отходами, отраженным в 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления», где обезвреживание отходов (в т.ч. сжигание) стоит на последнем месте, а приоритетными считаются снижение класса опасности отходов в местах их образования и утилизация, на заседании Госсовета было открыто заявлено, что при решении проблемы отходов Правительство РФ рассчитывает на использование мусоросжигательных технологий. Об этом говорили в Кремле при обсуждении Доклада об экологическом развитии Российской Федерации,
Мы уверены, что существует более цивилизованный способ обращения с отходами – их раздельный сбор с последующей переработкой и возвратом в хозяйственный оборот. Многие перерабатывающие предприятия целенаправленно собирают вторсырье для своих производств, перерабатывая его для вторичного использования. Однако не федеральном и региональном уровне мы видим активное лоббирование технологий мусоросжигания, принятие важных документов, определяющие направление развития данной отрасли в стране и республике на годы вперед (в частности, указанных в начале письма), без общественного и экспертного обсуждения и одобрения. В заключении письма хотим привести меткое высказывание одного из колумнистов Wall Street Journal, опубликованное несколько лет назад: «Мусоросжигательный завод - это устройство, которое производит токсичные вещества из сравнительно безопасных материалов».
Вы, Ваши родные и близкие являетесь такими же жителями Татарстана и г.Казани, как и мы, и должны быть так же заинтересованы в создании и сохранении экологически благоприятной среды обитания. Более того, сейчас в Вашей власти повлиять на формирование концепции обращения с отходами в регионе исходя из приоритета экологической безопасности над экономической выгодой.
На основании всего вышесказанного мы призываем:
1.Внести изменения в действующую «Территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Татарстан», а именно: полностью отказаться от строительства и использования объектов по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов (мусоросжигательных заводов и других установок по термическому обезвреживанию ТКО) и топлива из отходов. Провести общественное и экспертное обсуждение Территориальной схемы обращения с отходами.
2. Оказывать всемерную поддержку комплексу мероприятий по внедрению системы раздельного сбора отходов и переработки вторсырья в рамках Территориальной схемы в области обращения с отходами РТ
3. Выработать концепцию по уменьшению объемов образования отходов, в том числе путем запрета или ограничения использования материалов, не подлежащих переработке, либо материалов, экологический ущерб от переработки которых превышает экономическую целесообразность их производства/применения.
________________/_____________________________________________________________
Подпись ФИО полностью
(адрес, e-mail, телефон)