Большая семейная фотография. Каждый участник делит лист бумаги на 6 частей и пишет свое имя 6-ю разными вариантами, как можно более интересными
Записки
Каждый участник делит лист бумаги на 6 частей и пишет свое имя 6-ю разными вариантами, как можно более интересными. Закончив, он разрезает лист на 6 частей и аккуратно сворачивает каждую записку.
Вожатый собирает записки, перемешивает их хорошенько и предлагает каждому по кругу вытащить 6 любых записок. По сигналу все открывают записки. Каждый пытается получить обратно все 6 своих записок с помощью переговоров с теми, кто их держит. Нельзя отдавать записку, не получив взамен другую. Побеждает тот, кто нашел свою шестерку первым.
Мы идем в поход
Эта игра не только на знакомство, но и на сообразительность. Ведущий задает вопрос: «Вы идете в поход. Что вы с собой берете?» его партнер, с которым нужно договориться заранее называет свое имя и предмет, который начинается с этой же буквы. Тем игрокам, которые догадались и ответили правильно, ведущий позволяет идти в поход, а тем, кто не догадался, предлагает взять с собой другие вещи. Игра продолжается пока вся команда не «отправится в путешествие».
Твоё имя
Если участники совсем друг друга не знают, то можно дать несколько минут для знакомства.
Игроки делятся на две команды. Два человека протягивают между командами покрывало. От каждой команды один человек садится лицом к покрывалу (либо присаживается на корточки), чтобы не мог видеть человека с противоположной стороны. Держащие покрывало неожиданно опускают покрывало, и человек, быстрее и правильно произнесший имя игрока, сидящего напротив него, приносит своей команде очко. После этого игроки, сидящие за покрывалом, меняются.
Следует следить, чтобы все в командах приняли участие.
Уличное знакомство
Все участники игры разбиваются на пары. Задача одного из участников пары: познакомиться со вторым, абсолютно незнакомым ему человеком. Для этого он применяет максимум усилий, всю свою находчивость. Нужно узнать имя и любимое занятие. 2-ой игрок пытается уйти от знакомства, не сказав ни одного грубого слова. В конце игры участники делятся своими впечатлениями и определяют наиболее успешного «обольстителя» и самого несговорчивого «незнакомца».
Представиться по-разному
Каждый человек в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.
а) Каждый человек в круге должен «представить себя»: характерным жестом, выразительным словом, прочитав стихотворение, сделав свою визитку.
б) Группа встаёт в два круга: внешний и внутренний — лицом друг к другу. Получившиеся пары в течение 2–3 минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Перемещение повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, провести игру в танце.
Вспомни имя
Hесколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.
Агенты 007
Место проведение: лужайка Продолжительность: 5 мин. Возрастная категория: с 8 лет Количество:20 человек
Оборудование: баночки от фотопленки + например: песок, крупа, камушки, монета, галька, шурупы маленькие, вода и т.д..
Рекомендация: возможно негромкое музыкальное сопровождение или игра проводится во время дискотеки.
Ход игры: Каждому участнику раздается баночка от фотопленки. Внутри их могут быть камушки, песок, соль мука и т.д. Задача участников - не открывая баночку, по звуку, найти свою пару как можно быстрее. При этом можно знакомиться с каждым, к кому подходит участник.
Игры на сплочение
Путешествие
Команда разбита на группы по 10 человек. Предыстория: все мы плывем на корабле, но никто не обратил внимания на то, что это «Титаник». Удар айсберга. Но не все потеряно, у вас есть три плота, на которых вам надо продержаться до прилета самолета. Каждая команда получает по 3 коврика. 1) Группы должны договориться и как-то уместиться на своих плотах (ноги участников команды не должны касаться пола) и продержаться в течение 1 минуты. Время на договоренность и построение не ограничено. Ведущий периодически спрашивает о готовности команд. 2) Уже темнеет. Чтобы игроков нашел самолет, им важно не потеряться в темноте. Задача: уместиться на плотах, соединить их (с помощью рук, ног, одежды) и в такой связке продержаться 1 минуту. 3) Море разбушевалось, поэтому плоты начинают постепенно разваливаться. У участников остается по 2 коврика. Необходимо уместиться на них, сделать связку из плотов и продержаться еще в течение 1 минуты.
Скалолаз
Группа играющих встает на невысокую скамеечку плотно дуг к другу, взявшись под локотки. По очереди каждый игрок должен будет пройти по краю скамеечки, держась за стоящих на ней людей, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков.
Слон
Ведущий спрашивает у детей: - Вы знаете как чихает слон? А хотите узнать? Зал делится на три равные части и каждая группа разучивает свое слово:
Первая группа - ящики.
Вторая группа - хрящики.
Третья группа - потащили.
И затем, по взмаху руки ведущего, все дети кричат одновременно, но каждая группа кричит свое слово.- Вот так чихает слон!
Весь отряд должен за ограниченное время (1-2 минуты) выложить на полу из веток изображение слона. Задание необходимо выполнить в полной тишине.
Города мастеров
Молчаливое строительство архитектурных сооружений
Ребят просят надеть удобную одежду и обувь, чтобы можно было пойти в лес. Если погода сырая, то тренинг проводится в помещении.
1. Инструкция: из подручных материалов (картона, веревок, природных материалов, скотча и т.д.) в командах по 6 человек построить: жилой дом, театр, храм, административное здание, кафе. Условия строительства: деревья не ломаем, используется только то, что лежит на земле. Время на обсуждение — 20 минут. Во время обсуждения необходимо придумать идею сооружения и договориться, как будут работать в группе, так как само строительство будет проходить в полном молчании. За нарушение правила молчания — штраф (ведущий забирает одну из нужных в строительстве вещей). Время на строительство — около 1 часа.
2. Обсуждение в командах. Затем ведущий просит всех замолчать, и по сигналу начинается строительство. Тренеру и его помощникам необходимо отслеживать выполнение правил и особенности работы команд для последующего анализа.
3. После окончания строительства проводится экскурсия по городу, презентация каждого архитектурного сооружения, фото на память.
Грязные танцы
Необходимо встать в колонну, держа соседа впереди за талию. Под музыку (можно в личном исполнении – получается еще смешнее) все дружно начинают танцевать, к примеру, ламбаду (можно любой другой танец). Через некоторое время музыка прекращается и необходимо обнять за талию соседа, который стоит перед твоим соседом впереди, музыка снова играет и все снова танцуют, но уже в более неудобном (или удобном – кому как) положении. Потом все повторяется, только надо дотянуться до того, кто на два, потом на три и так далее человека впереди тебя. Никогда не забуду, как Саша Канаев (а он был первым в своей команде) танцевал ламбаду – этот кадр можно было посылать в “Сам себе режиссер”, и мы бы выиграли в конкурсе “Слабо”.
Атомы
Ведущий предлагает всем участникам представить себя атомами, задача которых, перемещаясь по комнате, собраться в различные молекулы, соблюдая разные условия, например, собраться в молекулу из 5 атомов и т.д.
Разбивка на группы может также осуществляться по знаку зодиака, по месту жительства, по увлечению и т.д. Интересен вариант, когда разбивка происходит следующим образом: всем участникам в случайном порядке раздаются заранее заготовленные треугольники, квадратики, кружочки (разнообразие форм зависит от количества групп, которые вы хотите создать). И у вас готовы мини-группы: те, кто получили квадратики – одна группа, треугольники – другая и т.д. Возможен другой вариант – разрежьте 5 открыток на столько частей, сколько участников предполагается в каждой из 5 групп и раздайте их ребятам – у вас готовы пять мини-групп.
Нужный цвет
Предложите команде сыграть в следующую игру: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра “на вылет”, то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно. Довольно забавное зрелище, особенно когда остается несколько человек, и они стоят буквально на низком старте, азартно пытаясь успеть дотронуться до нужного цвета раньше соседа
Игры на выявление лидера
Веревочка
Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Вожатый описывает задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее построить треугольник по порядковым номерам — и затем руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции берут на себя лидеры.
Игру можно усложнить: предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
Карабас
Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры:
«Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы — куклы. Я произнесу слово «Ка-ра-бас» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы, не договариваясь, должны будете встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».
В этом игровом тесте необходимо участие двух ведущих. Задача одного — проводить игру, второго — внимательно наблюдать за поведением ребят.
Чаще всего первыми встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.
Рекомендуется повторить игру 4—5 раз.
Большая семейная фотография
Эту игру лучше проводить в организационный период для выявления лидера, но можно проводить и в середине смены и использовать как наглядный материал в коллективе.
Вожатый предлагает ребятам представить, что все- они — большая семья, и всем вместе надо сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка»; он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Более никаких установок для детей не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Роль «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведенная в середине смены, может
открыть новых лидеров и раскрыть систему симпатий и антипатий в группах.
После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
Камушки
(пуговки) В коробочку высыпается большое количество камушков различной формы и цвета. Группа садится в круг за один стол. Коробочка кладется на середину. Участникам говорится, что необходимо выбрать тот камушек, который им больше нравится. Далее дается задание молча, не прикасаясь к камушкам других участников, выстроить камушки в линию по убыванию, составить из них букву, расположить от самого темного к самому светлому и пр.
Палатка
Участники делятся на команды по 5-6 человек в каждой. Все команды получают по стопке газетной бумаги и катушке ниток (скотч). Каждая команда должна построить из этих НЕМУДРЁНЫХ материалов палатку, в которой хватит места для всех его членов. Также можно использовать столы и стулья, находящиеся в комнате. На обсуждение и планирование строительства дается 4 минуты. В это время к бумаге и катушке прикасаться нельзя. В планировании работы, в самом строительстве должны участвовать все члены команды. На проведение строительных работ отводится 8 минут. В конце каждая команда должна продемонстрировать, что все ее участники действительно помещаются в палатке.
Ехали цыгане
Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку , состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут. Интерпретация: кучер –на данный момент главный лидер – организатор в отряде стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители. Колеса ,телега, лошади – те , на ком все стремятся “ехать” , и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок – “выпавший ”, но с претензиями на лидерство.
Пассажиры – основная масса.
По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.
Положи руку
Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.
Названия и девизы
Отряд: Белки
Девиз: А у нас девиз таков - Не пускать в дупло врагов!
Отряд: 220 Вольт
Девиз: Мы не можем без движенья, Мы всегда под напряженьем, Искру вашу распалим, Всех вокруг подзарядим.
Отряд: Бегущие в ночи
Девиз: Мы Бегущие в Ночи, если видел, то молчи.
Отряд: Чемпионы
Девиз: Максимум спорта, максимум смеха! Так мы быстрее добьемся успеха. Если другой отряд впереди, мы ему скажем Ну погоди!
Отряд: Лунатики
Девиз: Ходим ночью, ходим, днем, никогда не устаем.
Отряд: Светлячок
Девиз: Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны.
Отряд: Алые паруса
Девиз: Ветер дует в паруса , юность верит а чудеса.
Отряд: НЛО
Девиз: По всем галактикам летать, друзей в беде не оставлять.
Отряд: Оба-На
Девиз: Мы не панки, не шпана, мы ребята Оба-На.
Отряд: Высшая лига
Девиз: А девиз наш таков — больше дела, меньше слов!
Отряд: Sprite
Девиз: Не дай себе засохнуть!
Отряд: Новое поколение
Девиз: Не доволен — возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — делай, берись за дело смело!
Кричалки
Мы идем на стадион.
Отряд наш будет чемпион.
Кто задору, солнца рад?
Эй, спортсмены стройтесь в ряд!
А команда есть?
Есть!
Капитан наш здесь?
Здесь!
Выходи скорей на поле
Поддержать отряда честь.
ü «На берегу»
На бе-ре-гу
Боль-шой ре-ки
Пче-ла ужа-ли-ла
Медведя пря-мо в нос,
Ой-ей-е-ей!
Взревел медведь,
Сел на пчелу (на пенек)
И начал петь:…
(Далее можно спеть модную «песню – повторяшку».)
ü «Еду на танке» («Корова»)
Еду на тан-ке,
Ви-жу ко-ро-ву,
В шап-ке-ушан-ке,
С ро-гом здо-ро-вым.
Здрав-ствуй, ко-ро-ва,
Как по-жи-ва-ешь?
Do you speak English?
Чё об-зы-ва-ешь?
Плы-ву в под-вод-ной лод-ке,
Сно-ва ко-ро-ва,
В мас-ке и лас-тах,
С ро-гом здо-ро-вым.
Здрав-ствуй, ко-ро-ва,
Как по-жи-ва-ешь?
Sprechen Sie Deutsch?
Чё об-зы-ва-ешь?
Ле-чу на вер-то-лё-те,
Сно-ва ко-ро-ва
На па-ра-шю-те,
С ви-дом су-ро-вым.
Здрав-ствуй, ко-ро-ва,
Ку-да про-ле-та-ешь?
Ас-са-лам Але-кум,
Чё об-зы-ва-ешь?
ü «Чика-бум»
Чика-бум - крутая песня.
Чика-бум поём все вместе.
Если нужен классный шум,
Пойте с нами чика-бум!
Пою я: «Бум, чика-бум»!
Пою я: «Бум, чика-рака, чика-рака, чика-бум!»
О-е! О-ё! Ага!
А еще раз?! А все вместе?! А быстрее?!
(Повтор: очень громко (тихо, медленно, быстро и т.д.)
ü «О - пери - тики - томба» («Африка»)
О - пери - тики - томба!
О - муса - муса - муса!
Ле - о - ле - ле!
О - пикеля, о - бэба!
Ле - о - ле, о - ле - баба - лае!
О, я бананы ем!
О, апельсины ем!
О, пионеров ем!
Ема, ема, ема, ем!
ü «Гиппопотам»
А меня укусил гиппопотам!
И от страха я на веточку залез!
И сижу я здесь, а нога моя там!
А меня укусил гиппопотам!
А! Тетя Маня! Тетя Маня! Тетя Маня!
А! Дядя Саня! Дядя Саня! Дядя Саня!
А! Баба Дуня! Баба Дуня! Баба Дуня!
А меня укусил гиппопотам!
(Можно называть любые имена.)
ü «О-о-але!»
О-о - але!
Балис бамба ла-е!
О, кикилис бамба!
О, сава вавабимба!
О-о, я бананы ем!
Ай-вай лизи!
Ай-вай лизи лизе!
Пре-ере-ере-о!
О, о, о!
Комалуму-комалуму
Комалуму виста!
Отм-дотм-битм-били!
Пуба – побитм – били!
С-с-с-с виста!
ü «Бала – бала – ми!»
Бала-бала-ми! (Все: «Ёу!»)
Чика-чика-чи! (Все: «Ёу!»)
Чик! (Все: «Ёу!»)
Чик! (Все: «Ёу!»)
Чик-чирик-чик-чик! (Все: «Ёу-ёу!»)
ü «Парам – парэра»
Парам-парэра! (Все: «Хэй!»)
Парам-парэра! (Все: «Хэй!»)
Парам-парэра! (Все: «Хэй! Хэй! Хэй!»)
Настроенье каково? (Все «Во!»)
Все такого мнения? (Все: «Все без исключения!»)
Может сядем отдохнём? (Все: «Нет, в столовую, на мероприятие, на прогулку…. мы пойдём!»)
ü «От Сухуми до Батуми»
От Сухуми до Батуми (все: «Ай-ай-ай!»),
От Батуми до Сухуми (все: «Ай-ай-ай!»)
От Москвы до Ленинграда (все: «Ай-ай-ай!»),
Тумба-тумба-тумба (повторяют),
Тара-мара, тара-мара (повторяют),
Пум, тарабум, тарабум (повторяют)
Все вместе: «Ба-бах!»
ü «Эге-гей»
Эге-гей!
В столовую (на прогулку) скорей!
Хим-дара-дара-хим!
Мы устали есть (гулять) хотим!
Мы в столовую идём (На прогулку мы идём)!
Дружно песенку поём:…
(Далее можно спеть модную песню - повторяшку.)
Огонек
Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.
О, пляшущее пламя свечки!
Сегодня вечером опять
Оно собрало нас всех вместе,
Чтобы проблемы обсуждать
Прожили мы еще день с вами.
Какой он был и почему?
Что нужно сделать, что исправить, чтобы не плакать никому,
Чтоб разошлись сегодня с миром
И все спокойно легли спать,
Чтоб недомолвки и обиды
Нам не могли бы помешать.
Гори спокойно, ровно свечка,
К себе, притягивая взор
Ее лучи ритмично пляшут
И создают чудной узор.
Ее тепло мы получаем
И гоним все свое зло прочь
Любимая, родная свечка!
Всегда ты можешь нам помочь
Решим все то, что наболело,
И станем мы чуть-чуть дружней,
И делать все мы будем вместе-
С друзьями жить нам веселей.
Условия, необходимые для проведения огонька:
ü Участники удобно устроены в кругу
ü Наличие живого огня (обычно в центре круга)
ü Огонек готовиться ведущими (реже - в конце смены - лидерами группы)
ü Необходимый эмоциональный настрой
ü Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией
ü Поддержание доброй атмосферы ( + правило свободного микрофона).
ü Нужно избегать повышенного тона
ü Тема огонька актуальна для большинства участников
ü Возможно наличие своих традиций огонька:
· Закон 0:0. Огонек начинается в определенное время, мы никого не ждем.
· Правило уважения свечки. Если в течение огонька кто-то из ребят задувает свечку, то огонек прекращается.
· Правило уважения говорящего, у кого свечка тот и говорит.
· Правило добровольности. Присутствуем и высказываемся на огоньке только лишь добровольно.
Виды:
1) Знакомства
2) Конфликтный
3) Адаптации
4) Анализа
5) Тематический
Формы проведения огонька
ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА
Рассказ-эстафета
3-4 день
Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: "все говорят, а чего бы и мне не сказать". Выговаривается вся группа.
Уровень отряда - любой
Выбери свое «Я»
Вожатый предварительно вырезает из разноцветной бумаги различные по форме и цвету буквы «Я». На огоньке вожатый раскладывает эти буквы по центру круга и предлагает ребятам выбрать букву и поразмышлять на тему: «Я в сегодняшнем дне» и обосновать, почему выбрал букву такой формы и цвета. Ребятам предлагается также обсудить каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему.
Пакет откровений
2-3 день
Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами.
Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы. Уровень отряда - любой
Музей любимых вещей
3-4 день смены.
Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке.
Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.
Уровень отряда - высокий.
Гороскоп
2-3 день смены.
Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д.Уровень отряда - низкий.
Фонарщик
3-4-5 день смены.
Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппе. Уровень отряда высокий.
Вариант: "Букет цветов". На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору. Памятный день
2-3 день.
Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни.Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ эстафета.
Уровень отряда - любой.
ОГОНЬКИ - ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)
Я хочу сказать…
Каждому ребенку выдается листик бумаги, на котором он пишет первую фразу: « Я хочу сказать, что …» И пишет в продолжение фразы все что он хочет сказать отряду о дне, об отряде и т.д.
Затем, не подписывая листок, сворачивает его и опускает в коробку. Вожатый открывает коробку и поочередно зачитывает записи ребят, комментирует и выслушивает комментарии детей.
Письмо другу
8-11 день
Участники огонька устно "пишут" письмо другу, родным. (Принцип дневника).
Рассказ начинает вожатый показывая, в какой форме отвечать: «Привет мама и папа! Я пишу вам из лагеря…..» В конце вожатый подводит итог и виртуально отправляет письма детей. Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.
Уровень отряда - любой.
Вопрос-ответ
Каждому ребенку выдается листочек и ручка, ему предлагается задать один вопрос отряду, написав его на листочке. Затем листочки собираются, перемешиваются и снова раздаются. Сами дети отвечают на вопросы, ответы обсуждаются (ПСМ).
Обсуждалки
В начале огонька вожатый делит ребят на микрогруппы ( разбивка по цветам, геометрическим фигурам). Затем предлагается ребятам обсудить сегодняшний день по группам.
Например:
-Что было хорошего в сегодняшнем дне?
-Что было не очень? Почему? Что с этим делать? Как можно сделать это по-другому?
После обсуждения от каждой группы выступает представитель. Можно определить группам конкретный промежуток дня (утро, день, вечер). В конце вечернего сбора подводятся итоги всего дня. Определяются пути решения проблем.
Черное – красное
Каждому ребенку выдается по два квадратика бумаги черного и красного цвета. Вожатый говорит, что сегодня на огоньке мы попытаемся искоренить все плохие качества нашего отряда и приобрести только хорошие качества. Детям предлагается назвать одно качество отряда (плохое или хорошее) и отдать вожатому один из квадратиков (черный или красный) вожатый записывает хорошие и плохие качества отряда на листах бумаги черного и красного цвета (больших). Затем черный лист и квадратики сжигаются в полной тишине, а пепел развеивают.
Я не понимаю
12-13 день
Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на "Я не понимаю, почему..?".
Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.
Уровень отряда - средний, высокий.
Разговор в темноте
14-15 день.
Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии.
Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде.
У/о средний.
Разговор с игрушкой
8-10 день.
Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой).
По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт.
У/о средний, младший.
Разговор с попутчиком
16-17 день
Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных.
У/о любой.
Ситуативный (Электрический стул)
Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности )
Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства. У/о высокий
Круг молчания - 1
(10-16 день).
Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу).Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие эмоционального личного напряжения, снятие конфликта.
Круг молчания - 2
Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.
Наедине с собой
Говорящий выходит в круг к свече. Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности.
У/о средний.
После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий
эмоции детей на положительный уровень.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ
Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например - огонек о любви и дружбе.. Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр разговора на проблемную тему и т.д. Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации. У/о высокий, средний.
ОГОНЬКИ АНАЛИЗА
Цепочка «Спасибо»
Дети стоят в кругу, вожатый подводит итог дня и просит подумать ребят и ответить на вопрос: кому и за что в этот день я сказал бы «спасибо». Ребенок подходит к человеку, которому он хочет сказать «спасибо», выражает благодарность и берет за руку. Следующим говорит « спасибо» тот, кому выразили благодарность. И так далее пока весь отряд не встанет в цепочку, затем вожатый замыкает цепочку и просит ребят поделиться мнениями: приятно ли было услышать приятные слова, что ты ощущал (ПСМ).
Вариант огонька. Детям предлагается сказать самому себе за что-либо сделанное в этом дне.
Встреча
Вожатый говорит ребятам, что хорошо было бы если через пару лет мы могли бы встретиться. Как вы думаете, что из этой смены мы будем вспоминать? Давайте попробуем! Высказывание лучше начинать так: «Сережа, а ты помнишь…?».
Моя библиотека
Вожатый предлагает каждому ребенку представить себя книгой, в которой отражается история каждого дня смены. Дети рассказывают, какого жанра книга, какая она, что в ней будет написано о сегодняшнем дне (ПСМ).
«Если бы я был…»
Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы…
· Исправил…
· Сделал…
· Добавил…
Можно предложить ребятам самим выбрать от имени кого они будут говорить, вариантов
множество – вожатый, воспитатель, командир отряда, директор лагеря, повара.
Фотосъемка
Представьте, что сегодня весь день вас снимал фотограф. Все что мы делали он заснял на пленку. Но увы из-за неумелости пленка засветилась. Давайте каждый из вас восстановит свой кадр фотопленки. Негатив или позитив это будет, что на нем изображено решает каждый ребенок (ПСМ).
Огонек оргпериода
(4-5 день).
Ответ на вопрос "Что получилось?". По форме проведения может быть конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде к активной. Начало блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и построения дальнейшей жизни.
У/О любой.
Цепочка 2 этап
Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения. У/о слабый, средний.
Машина времени
3-4 день.
Игра - отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.
У/о любой.
Оценка в дневник
5-14 день. Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку самому себе по пятибалльной системе. Вожатый выборочно спрашивает детей, почему они поставили именно эту оценку, после опроса действует правило сводного микрофона (ПСМ).
Отряд для меня
Финал смены.
Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни. Свечка (анализ дня)
1 этап.
Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.
2 этап.
Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.
3 этап.
Свободный микрофон.
Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.
У/о средний, высокий.
ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ
Волшебные конфетки
Вожатый говорит, что у него есть волшебные конфетки, которые помогут каждому преодолеть свои слабые стороны, помогут исполнить самые заветные желания. У каждого есть возможность выбрать ту конфетку, которая поможет именно ему.
Существуют такие конфетки:
СИЛЮСЬКИ - придают силы для осуществления планов, для достижения результатов.
МОГУСЬКИ – придают уверенность, решительность.
ХОЧУСЬКИ – исполняют желания.
ЗДОРОВУСЬКИ – делает человека здоровым, помогает справиться с болезнями.
Звезды
Люди – удивительные звезды.
Дальние и ближние миры.
И бывает так непросто
Сдерживать сиянье до поры.
А потом сиять с такою силой!
Что тому причиною – как знать?
Самым удивительным светилом
Человека следует назвать!
Каждый человек – великая тайна!!!!
На огоньке дети по очереди вытягивают из конверта звезды, на которых написаны различные слова (радость, жизнь, спокойствие, ветер, цветы, сожаление, море, слезы, и т.д.) при помощи которых дети анализируют день.
Позиция
12-16 день.
Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его критическое конструирование. Это огонек-тренинг выживания ребенка в социуме "большой земли" не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере.
У/о любой.
Живой уголек.
Самый последний разговор.
В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д.
"Живой уголек". Высказываются последние пожелания и "Живой уголек" передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда. У/о любой.
Расскажи мне о себе
Финальный огонек.
О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.
У/о любой.
"Я как в зеркала смотрюсь в людей..."
Финальный огонек.
Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге.
Уровень отряда - только высокий.
Искра дружбы
Стоя в кругу и взявшись за руки, ребята запускают искру дружбы (аналог игры «Почта»)
«Пусть искра обойдет наш круг, но только молча…»
Вожатый, либо хранитель времени засекает время, за которое искра обошла весь круг. Результат можно отмечать в отрядном уголке. Проводиться не чаще чем, через 3 дня.
Традиционно мы заканчиваем огонек вечерней речевкой:
«День отшумел, и, ночью объятый, лагерь зовет ко сну.
Спокойной ночи наши ребята,
Спокойной ночи наши девчата,
Спокойной вам ночи вожатые наши
Завтра нам снова в путь,
Всем, всем спокойной ночи
Смена стала днем короче».