Комментарии и перспективы.

На самом деле строительный контроль и государственный строительный надзор по большинству позиций дублируют друг друга.Понимая это Правительство Российской Федерации издало Распоряжение Правительства от 16 августа 2012 года № 1487-р, предусматривающее уравнивание в правах и развитие негосударственного строительного надзора. В частности пункты 16 и 17 данного Распоряжения звучат следующим образом:

«16. Внесение в Правительство Российской Федерации согласованных предложений по поэтапному упрощению процедуры ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию:

1-й этап — предложения о механизмах участия страховых и саморегулируемых организаций в оценке соответствия объектов капитального строительства требованиям законодательства Российской Федерации;

2-й этап — установление правил, обеспечивающих ввод объектов в эксплуатацию при заключении договора со страховой компанией и при условии подтверждения строительным надзором соответствия построенного объекта капитального строительства требованиям законодательства Российской Федерации (с отменой всех иных обязательных процедур и требований после формирования устойчивого рынка управляющих компаний), а также правил, обеспечивающих финансовую ответственность застройщика на весь период гарантийного срока эксплуатации указанного объекта капитального строительства (с 1 января 2018 года).

17. Внесение в Правительство Российской Федерации нормативного правового акта, направленного на развитие института негосударственного строительного надзора, заключение которого о соответствии построенного или реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации приравнивается к заключению государственного строительного надзора (за исключением объектов определенных пунктом 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации).»

Наверх ^

6. Экспертиза промышленной безопасности, в части обследования зданий и сооружений.

Предмет экспертизы. Оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, в том числе требованиям технических регламентов о безопасности зданий и сооружений и пожарной безопасности. Экспертизе промышленной безопасности подлежат: проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; здания и сооружения на опасном производственном объекте; декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Результат. Документом, содержащим обоснованные выводы о соответствии или несоответствии опасного производственного объекта требованиям промышленной безопасности, является Заключение экспертизы промышленной безопасности.

Обязательность. Экспертиза промышленной безопасности является обязательной процедурой для организаций и предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Субъекты деятельности. Данная процедура осуществляется экспертными организациями только на основании полученных лицензий Ростехнадзора, наделяющих организацию правом проведения экспертизы промышленной безопасности.

Требования к субъектам. Лицензионным требованием к соискателю лицензии на осуществление экспертизы промышленной безопасности является наличие в штате соискателя как минимум одного эксперта, имеющего высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, аттестованного в установленном порядке на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами по заявленным услугам.

Надзорные органы. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор России) и его территориальные органы.

Нормативные документы, в части касающейся зданий и сооружений.

— Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

— Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

— Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

— Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

— Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;

— Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;

— Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 № 682 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности»;

— Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;

— Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию».

Комментарии. Как видно из перечня нормативной документации, экспертиза промышленной безопасности в части зданий и сооружений, практически полностью пересекается с экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий, строительным контролем и государственным строительным надзором. Более того, пункт 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ говорит о том, что предметом экспертизы проектной документации является, в том числе, и оценка соответствия требованиям промышленной безопасности. Поэтому на практике сложилась следующая ситуация. При получении Заказчиком(Застройщиком) положительного заключения экспертизы проектной документации ему уже необязательно проходить экспертизу промышленной безопасности.

Перспективы. В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации рассматривается вопрос о замене института лицензирования деятельности по экспертизе промышленной безопасности — саморегулированием в этой области.

7. Конфликтная экспертиза в строительстве в т.ч. судебная строительно-техническая экспертиза.

Предмет конфликтной экспертизы в строительстве — комплекс мероприятий по оценке соответствия качества, объемов и стоимости различных работ, связанных с возведением объекта строительства требованиям действующего законодательства, регулирующего строительство в Российской Федерации.

Результат — экспертное заключение или отчет о проведенном исследовании.

Предмет судебной экспертизы – процессуальные действия, состоящие из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, дознавателем, следователем, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в целях объективного установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Результат. Заключение эксперта или комиссии экспертов.

Основания. Основаниями проведения судебной экспертизы являются: определение судов, судей, постановление следователей, дознавателей, органов дознания, должностных лиц, в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях.

Субъекты деятельности.

— государственные судебные эксперты;

— негосударственные судебные эксперты;

— государственные судебно-экспертные учреждения;

— негосударственные судебно-экспертные организации.

Требования к субъектам. В соответствии с действующим законодательством к государственным судебным экспертам предъявляются следующие требования:

— высшее профессиональное образование;

— прохождение подготовки (включая стажировку) по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

— прохождение аттестации экспертно-квалификационной комиссией соответствующего органа исполнительной власти.

Исключением для государственных судебных экспертов является Министерство внутренних дел. Здесь должность государственного эксперта может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.

К остальным субъектам судебно-экспертной деятельности -негосударственным судебным экспертам, государственным судебно-экспертным учреждениям и негосударственным судебно-экспертным организациям — Законодатель никаких требований не предъявляет.

Надзорные органы. Законодательство не предусматривает никаких надзорных органов за деятельностью субъектов судебной экспертизы.

Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных судебных экспертов возлагаются, по закону, соответствующими федеральными органами исполнительной власти на сами государственные судебно-экспертные учреждения.

Нормативная документация.

— Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;

— Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

— Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

— Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;

— Уголовный кодекс Российской Федерации;

— Кодекс об административных правонарушениях;

— Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (приказ Минюста России от 20.12.2002 № 347);

— Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (приказ Минюста России от 20.12.2002 № 346);

— Положение об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (приказ Минюста России от 15.06.2004 № 112);

— Положение об аттестации государственных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (приказ Минюста России от 18.07.2007 № 142).

Наши рекомендации