Обманутые дольщики российской федерации
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТИНУ В.В.
ОТ УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ
Уважаемый, Владимир Владимирович!
Многолетний опыт участия граждан РФ в жилищном строительстве в лице участников долевого или кооперативного строительства жилья заставил нас, ОБМАНУТЫХ ДОЛЬЩИКОВ страны, обратиться к ВАМ с предложением защитить наше право на жилье, гарантированное нам Конституцией РФ.
Не смотря на принимаемые государством и Правительством РФ меры, в настоящее время участники долевого строительства лишаются жилья и денег, а компании-застройщики безответственно «выходят» из проектов по строительству жилых домов на стадии готовности строительно-монтажных работ 70-80%, бесследно исчезая с деньгами дольщиков под другим юридическим лицом на другие стройки страны.
Многие объекты не завершены строительством уже более 15 лет и средства Федерального бюджета, выделенные на выполнение программы «Жилище» не достигли своей цели, в результате сотни тысяч граждан только в Москве и области остались без жилья, в связи с остановкой строительства и ликвидацией застройщиков через процедуры банкротства и самоликвидации. Все это позволяет осуществлять действующее законодательство РФ, в частности Закон от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» и Закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Среди основных проблем, существующих в действующем законодательстве обманутые дольщики выделяют:
Статья 201.10. Закона о банкротстве предполагает погашение требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства и предполагает восстановление прав дольщиков путем создания ими жилищно-строительного кооператива и передачи на баланс недостроенного застройщиком многоквартирного дома.
Считаем необходимым данную норму закона о банкротстве признать неконституционной, т.к. она узаконила нецелевые растраты застройщика (объект жилищного строительства не создан). Действующий механизм позволяет застройщикам, минуя финансовые и аудиторские проверки, заниматься откровенным хищением денежных средства граждан, участников долевого строительства, при остановке строительства и инициировании в отношении застройщика процедуры банкротства.
Участники долевого строительства жилья требуют срочно скорректировать данный законодательный пробел через внесение в законодательство механизма оценки объекта незавершенного строительства жилого дома (квартиры, блок-секции и т.д.) по фактическим затратам.
Участники долевого строительства требуют обязать застройщика, в случае остановки строительства более, чем на два месяца, заявлять о факте остановки строительства в уполномоченные органы исполнительной власти с целью проведения процедуры оценочной экспертизы и полного финансового аудита по каждому незавершенному объекту жилищного строительства.
В законодательстве РФ необходимо закрепить право граждан, участников жилищного строительства, требовать от уполномоченных органов исполнительной власти проведения такой экспертизы, в случае остановки строительства.
2. В случае остановки строительства и передачи объекта незавершенного строительства, необходимо законодательно закрепить требование о соответственном уменьшении цены договора, с правом предъявления требования о взыскании с застройщика в денежной или имущественной (натуральной) форме разницы между фактически оплаченной суммой участником жилищного строительства и фактическими затратами застройщика на создание объекта незавершенного строительства.При банкротстве застройщика, генерального подрядчика, технического заказчика или иных обстоятельствах, повлекших остановку строительства и нарушение сроков передачи объекта более, чем на 9 месяцев, данная процедура оценки и государственной экспертизы должна быть проведена в установленном законом порядке.
3.Также, считаем неправомерным внесение последних поправок Министерства юстиции по включению в реестр обманутых дольщиков граждан, с правом претендовать на возмещение от государства, лишь тех дольщиков, которые полностью оплатили всю сумму, прописанную в договоре долевого участия в установленный срок. Это положение противоречит ст. 9 и п.2 ст.1, п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона №214-ФЗ, позволяющего участнику долевого строительства прекращать исполнение обязательств по оплате, в связи с остановкой строительства и неисполнением застройщиком своих обязательств. Данная вводимая норма позволяет застройщикам извлекать преимущество из своего незаконного и недобросовестного поведения, что противоречит Гражданскому кодексу РФ.
Инициируемое Правительством РФ ограничение позволит застройщикам преднамеренно останавливать строительство и «выходить на банкротство» с целью неосновательного обогащения. Ст.1102, ст.1104 Гражданского кодекса РФ гарантируют ответственность лица, извлекшего выгоду из приобретения денежных средств дольщиков при передаче незавершенных строительством объектов. Гражданский кодекс предусматривает ответственность приобретателя за извлечение необоснованной выгоды в виде разницы между полной оплаченной ценой договора и понесенными застройщиком затратами на создание незавершенного строительством объекта. Инициируемая норма ставит участников долевого строительства в заведомо невыгодные условия и приведетк массовому неосновательному обогащению застройщиков и еще большему хищению денег граждан.
В отношении застройщика и технического заказчика должна быть предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение денежных средств и необоснованное обогащение.
4.Зачастую банками осуществляется аккредитация объектов для предоставления колоссальных кредитов застройщикам под заведомо нереализуемые объекты жилищного строительства. Задачей таких бизнес-проектов является привлечение средств граждан и инвесторов, а затем «выход на банкротство». За счет отсутствия реального контроля за строительством происходит завышение смет и замена материалов на менее качественные и дешевые. По факту, застройщик и технический заказчик являются аффилированными лицами, что позволяет вместо контроля за строительством со стороны технического заказчика осуществлять прикрытие хищений на стройке и фальсифицировать акты выполненных работ. Законодательство должно исключить подобную практику, четко определив ответственность и функции технического заказчика, в том числе и перед государственными контролирующими органами.
5.Благодаря внесенным и принятым Государственной Думой 30 июня 2006 года поправкам в ФЗ №214, банки освобождены от субсидиарной ответственности за остановленные стройки и выброшенные государством деньги на поддержку ипотечного кредитования. Через внесенные поправки, строительные компании получили право в одностороннем порядке, в случае остановки строительства, расторгать договоры долевого участия при прекращении оплаты дольщиками «замороженной» или брошенной стройки. А, в случае банкротства застройщика, такие участники долевого строительства теряют и деньги, и жилье, также не будут иметь права на компенсации от государства, благодаря последним поправкам по внесению обманутых граждан в реестр обманутых дольщиков, это мера принуждает дольщиков оплачивать 100% цены договора даже при остановленном строительстве. Данная мера не допустима!
Выводы:
Под видом жилищного строительства, фактически происходит ограбление граждан! Через правовые и финансовые механизмы поддержки такого жилищного строительства, колоссальные средства бюджетов различных уровней идут на решение проблем заброшенных строек и обманутых дольщиков. Происходит бесконтрольная растрата бюджетных средств и средств граждан по всей стране.
Сложившаяся практика привела к тому, что участники долевого строительства вынуждены принимать в собственность объекты, не являющиеся жильем, что противоречит ст.15 Жилищного кодекса РФ, так как объект незавершенного строительства не может считаться жилищем. И это означает, что государственные финансы на поддержание ипотечных кредитов для населения использовались для создания несуществующего жилья.
Уважаемый Владимир Владимирович, просим Вас проявить законотворческую инициативу, предоставляемую Президенту РФ и инициировать отмену Федерального Закона № 214-ФЗ «"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", с одновременной отменой Федерального Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части передачи гражданам вместо жилья объектов незавершенного строительства.
В стране создалась ситуация угрозы социальной стабильности, так как количество граждан, втянутых в финансово-строительные пирамиды, уже превысило (по данным движения обманутых дольщиков) трех миллионов человек. Это самый грандиозный обвал жилищного сектора за всю историю рыночной экономики России. Граждане страны оказались социально незащищенными: без денег и жилья, т.е. «обманутыми дольщиками». «Обманутый дольщик» - это незаконный и неконституционный статус работоспособного населения страны – участников жилищного строительства, который должен быть искоренен совершенным законодательством и отлаженным механизмом управления жилищным строительством.
Уважаемый Президент, просим Вас рассмотреть возможность разработки Закона о участии граждан в жилищном строительстве, действующего в интересах граждан РФ и реально-защищающего их право на жилище и исключить участие граждан в долевом строительстве по Закону №»214 -ФЗ.
Предложения:
1.Просим Вас принять меры по осуществлению индексации денежных средств обманутых дольщиков в соответствии со ставкой рефинансирования за каждый год просрочки передачи объекта дольщику и выплатить из средств Федерального бюджета, включив их в суммы, подлежащие компенсации обманутым дольщикам.
2. Просим Вас принять меры по индексации денежных средств граждан (обманутых дольщиков), подлежащих взысканию с застройщика в случае его банкротства, за каждый год просрочки передачи объекта участнику долевого строительства с обязательным включением суммы индексации в требование кредиторов (обманутых дольщиков).
3.Просим провести возврат денежных средств, выделенных банкам или другим ведомствам и агентствам (АИЖК) в государственную казну, в случае остановки строительства и признания жилого строения объектом незавершенного строительства. В случае банкротства или самоликвидации застройщика проценты по ипотеке, удержанные с участников долевого строительства, должны быть возвращены обманутым дольщикам. Что позволит взять под контроль деятельность банков и исключить коррупционную составляющую банков и иных ведомств и агенств, учавствующих в серых схемах строительного бизнеса.
4.Участники жилищного строительства – граждане требуют ответственности банков за преднамеренное прекращение кредитования строительства, вплоть до лишения лицензий на осуществление банковской деятельности, т.к. все застройщики перед кредитованием проходили процедуру проверки и аккредитации банками и АИЖК. Участники долевого строительства требуют проведения проверок всех остановленных объектов и проверку разрешений на выдачу военных ипотечных кредитов и кредитование по системе НИС, в связи с массовым обманом граждан, взявших ипотеку на аккредитованные по военной ипотеке объекты жилищного строительства. Этот механизм нанес непоправимый вред государству и военнослужащим.
5.Просим Вас рассмотреть возможность создания отраслевого кооперативного банка с государственным участием для участников строительства жилья, минуя все посреднические структуры и ведомства, не оправдавшие себя за время действия Федерального Закона № 214-ФЗ. Деньги участников жилищного строительства должны находиться на банковских депозитных (эскроу) счетах под государственной гарантией. Жилищно-строительный банк (эскроу-агент), либо его функции при другом банке должны, под ответственность государственных структур, перечислять застройщику деньги граждан, участников строительства жилья, в соответствии с ходом выполненных работ, но не ранее, чем на готовности СМР 50%.
Часть средств в размере 3-5% цены договора должна сохраняться на счетах банков или эскроу-агентов в течении гарантийного срока на жилое строение. Оплата денежных средств граждан, участников строительства жилья, должна осуществляться с поэтапной выплатой застройщику в ходе проверок, назначенной банком контролирующей организацией, от готовности СМР 50% до передачи объекта (с готовностью СМР 100%) гражданину под ответственность уполномоченных контролирующих органов исполнительной власти.
6. Единый Государственный исполнительный орган в сфере жилищного строительства должен поглотить массу формальных действующих в настоящее время департаментов и управлений, имеющих исключительно представительские функции, и не имеющих реальных полномочий по строительному контролю, финансовому контролю и защите законных прав граждан. Они должны быть расформированы.
7. Просим обязать застройщиков отчитаться за денежные средства дольщиков в остановленных более, чем на 9 месяцев стройки с проведением аудиторских и технических проверок с оценкой объектов незавершенных строительством.
8. Обязать застройщиков публично (на сайтах) ежеквартально отчитываться об исполнении заказа на строительство и обязать предоставлять финансовый отчет дольщиками о расходах на выполнение работ по каждому отдельному объекту (дом, подъезд, квартира и т.д.).
9.Компенсация банкам по ипотечным кредитам от государства должна поступать исключительно при выполнении СМР на 100%, в противном случае, бюджетные средства должны быть взысканы с банка или агентства (ведомства), аккредитовавшего застройщика.
Просим внести в законодательство РФ предложенные механизмы, способные защитить денежные средства граждан, участников строительства жилья и финансы государства от нецелевого использования. Обвал второго этапа программы жилищного строительства 2011-2015 гг участники долевого строительства возлагают на несовершенство законодательства и отсутствие реального механизма контроля и защиты прав граждан и их денежных средств.
С уважением и ожиданием действенных мер по совершенству Законодательства РФ в сфере участия граждан в жилищном строительстве,
ОБМАНУТЫЕ ДОЛЬЩИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.