Развитие ребенка на втором году жизни

Возраст Ведущие линии развития Показатели развития Возраст ребенка
1 год 1 год 3 мес 1 год 6 мес 1 год 9 мес 2 года 2 год 6 мес
год 3 мес РП Быстро расширяется запас понимаемых слов          
РА Увеличивается словарный запас          
СР Различает предметы по величине с разницей в 3 см          
И Повторяет ранее видимые действия в игре          
Д Много ходит, приседает, может пятиться          
н Может самостоятельно есть ложкой густую пишу          
1 год мес РП Обобщает предметы по существенным признакам          
РА Использует более сложные слова при общении          
СР Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр.          
И Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых          
Д Перешагивает препятствия приставным шагом          
н Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу          
1 год 9 мес РП Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы          
РА Обозначает действия двумя словами, использует глаголы          
СР Ориентируется в размерах с разницей 3 см          
И Выполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота          
Д Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см          
н Частично надевает простые вещи с помощью взрослого          
2 года РП Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого          
РА Употребляет в речи прилагательные и местоимения          
СР Подбирает по образцу п просьбе предметы контрастных видов          
И Выполняет ряд простых логических последовательных действий          
Д Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом          
н Частично самостоятельно одевается          

Сокращения: РП — понимание речи; РА — активная речь; СР — сенсорное развитие; И — игра; Д — движение; Н — навыки.

Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.

Развитие ребенка на третьем году жизни

Возраст Ведущие линии развития Показатели развития Возраст ребенка
2 года 2 года 6 мес 3 года 4 года
2 года 6 мес РА Г В речи использует сложные предложения с придаточными      
РА В Начинает задавать вопросы «где?» «когда?»      
СРФ Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм      
СРЦ Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый      
И Усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр.      
кд Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их      
ИД Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует      
НО Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки      
нк Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть      
д Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся тагом      
года РА Г В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения      
РА В Часто задает вопросы «почему?», «зачем?»      
СРФ Правильно и но назначению использует предметы в игре      
СРЦ Правильно показывает и называет основные цвета      
И Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.      
кд Усложняются используемые в игре сюжетные постройки      
ид Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки нз пластилина      
но Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого      
нк При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком      
д Перешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся пепри-ставпым шагом      

Сокращения: РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета; И — игра; Д — движение; КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.

Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.

Наши рекомендации