Чортово городище» около г.елабуги

«Сей древнейший памятник до разрушения

не допущен; возобновлен елабужскими граж-

данами в 1867 году» (Надпись).

чортово городище» около г.елабуги - student2.ru Недалеко (менее двух верст) от г. Елабуги (Вятской губернии), на правом гористом берегу многоводной Камы возвышается оригинальная башня известная среди местного населения под фантастическим названием «Чортова городища». Расположенная на высокой – до 25 сажен от подошвы – горе, башня эта кажется с реки Камы, равно и с берега ее, маленькою хижиною. В действительности же это сооружение имеет (в настоящее время) более трех сажен в вышину, около восьми сажен в окружности и две сажени в поперечнике. Эта круглая. крытая железом и, видимо недавно подновленная башня – один из древнейших в пределах России памятников архитектуры, это один из немногих остатков древнеболгарской культуры, - культуры народа, некогда господствовавшего на берегах реки Камы.

Происхождение Чортова городища теряется во мраке веко и послужило поводом к созданию многочисленных гипотез. Автор «Булгарской летописи», писатель XVI века, Шериф-еддин бен Хисам, сообщает о предании, в силу которого основание города Алабуги[1] приписывается Искандеру Двурогому, то есть Александру Македонскому. А известно, что этому горою древности восточные народы приписывают построение всех древних и славных городов, обстоятельства создания которых совсем исчезли в народной памяти. Русские ученые начала XIX века, Зяблвский и Вештомов, склонны были относить происхождение елабужского городища еще к более отделенному времени. Они видели в нем тот город Гелон, до которого, по известию Геродота, персидский царь Дарий Гистасп преследовал скифов в своем походе 512 года до Рождества Христова. Но такое предположение, по справедливому замечанию профессора Невоструева, является совершенно неосновательным.

Достоверно одно, что елабужское городище является памятником древне-болгарского народа, о богатстве которого говорит наша летопись еще при рассказе о походах Владимира Святого. Очень возможно, что здесь был именно болгарский город Бряхимов, взятый князем Андреем Боголюбским в 1164 году. Во всяком случае здесь был город с крепостью, которой позавидовали бы многие современные укрепления. Еще Рычков (в 1769 году) видел здесь каменную стену в 13 сажен длины и более двух вышины. Но всеразрушающая рука времени, а еще более людское невежество и нерадение, смыли с лица земли большую часть этих укреплений….

После завоевания русскими Казани на месте елабужского городища возникает православный монастырь. Рычков говорит о предании. по которому монастырь этот основан самим Иоанном Грозным. Последний будто бы поехал в г.Соликамск, но на пути заболел, как раз на месте нынешнего города Елабуги, по какому поводу здесь и основан был монастырь. Предание это, как противоречащее летописным данным[2], считают баснословным. Монастырь возник здесь только в 1614 году, при царе Михаиле Федоровиче, и просуществовал около столетия. В настоящее время память о нем сохранилась лишь в названии ближайшей деревни «Подмонастырка».

Православные монахи видели в зданиях и укреплениях городища остатки язычества, и потому считали своим долгом разрушать эти памятники. К счастью, в одной из башен крепости – башне, сохранившейся до наших дней – приютилась монастырская церковь сошествия Св. Духа. В противном случае мы не имели бы, вероятно, ни одного следа от этого редкого памятника старины. К 1867 году от крепости осталась одна стена угловой башни. Еще немного, - и одним из замечательнейших памятников древности на Руси было бы меньше…

Но в Елабуге того времени нашлись просвещенные лица, которые и спасли памятник.

В 1867 году, по инициативе и старанию елабужского гражданина Ив. Вас. Шишкина (отца известного художника), памятник был восстановлен. Угловая (юго-восточная) башня, от которой сохранился фундамент и одна стена, была воссоздана в своем первоначальном виде. Тогда же в стену башни была вложена чугунная доска, с скромною, но правдивою надписью, которую мы привели в эпиграфе.

чортово городище» около г.елабуги - student2.ru Прилагаемый рисунок является фотографическим снимком памятника в его настоящем виде.

Что до происхождения самого названия: Чортово городище, то его объясняют различно. Одни видят здесь память о языческих («бесовских», как говорили в страину) жертвоприношениях и молениях древних болгар. Другие – удивление народной фантазии перед оригинальною старинною постройкою – из огромных, необделанных камней, почти без цемента. (Чортовы же городища показывают еще в Уфимской и Рязанской губерниях). Наконец в народе рассказывают на этот счет весьма поэтическую легенду. Приводим ее со слов одной местной крестьянки.

«У попа было много дочерей, и никто их замуж не брал.

- Никому моих дочерей не надо, - говорит поп, - хоть бы чорт посватал, так и емы бы отдал!

Черти те, легки на помине, и нагрянули ночью к попу со свадьбою: обещал, говорят, нам дочь, так отдавай!

Отнекивался-отнекивался поп, - ничего не помогает; не дают черти спуску.

- А постройте мне, - говорит поп, - в одну ночь церковь, тогда, так и быть, отдам.

Согласились черти; закипела работа: из реки камни таскают, десятерым мужикам не поднять. Торопились-торопились черти, больше пол-церкви уж было готово, - ан, петухи запели. Ухнули окаянные в воду, - больше и помину об них не было. А церковь и теперь стоит, только никто в ней служить не будет»…

Замечательно, что ни эта легенда, ни название городища «Чортовым» не хотят считаться с тем фактом, что на месте городища был монастырь и православные церкви…

Елабужское «Чортово» городище издавна привлекало к себе внимание путешественников и ученых. После Рычкова (1769 г.) его посетил и описал казанский профессор Эрдман (1834 г.), а затем местный священник-историк Кулыгинский (1847 г.). Художник Ив.Ив.Шишкин нарисовал вид городища и составил план крепости (1855 г.). Наконец профессор К.Н.Невоструев посвятил елабужскому городищу один из своих докладов на первом археологическом съезде в Москве.

[1] Местное население и теперь называет город, вблизи которого расположено Чортово городище, Алабугой (а не Елабугой).

[2] Кратковременное (по летописи) пребывание Ивана Грозного под Казанью вызвало, однако, в населении северо-восточной России немало баснословных преданий. В Ветлужском крае Костромской губернии и теперь показывают в лес у «ратную тропу», по которой будто бы проходил Грозный с войском, и говорят даже о существующей до сих пор надписи, высеченной по этому поводу на дереве в лесу. Основание городов Царевококшайска (Казанской губернии) и Царевоканчурска (Вятской губернии) народ приписывает так же Грозному.

Наши рекомендации