Стенд 8. новая женская обитель
Ориентировочная продолжительность рассказа.5 мин.
Тема 1.Томский женский Иоанно-Предтеченский монастырь как центр христианского служения
Объект показа
Женская община близ Томска. Художник М. Колосов. 1871 год |
Лагерный сад и территория Томского Иоанно-Предтеченского женского монастыря (№ 11 и 12) на карте Томска. 1872 год |
Виды Томского женского монастыря. Конец XIX – начало XX века |
Рукоделье мастерской Томского женского монастыря: вставка с вышивкой и кружевом для женской кофты. Начало XX века |
Образец золотного шитья: воздух. Бархат, х/б ткань, канитель, металлические блёстки: шитьё, вышивка, аппликация. Россия. Конец XIX – начало ХХ века. |
Образец вышивки по парче: покровец. Парча, х/б ткань, нить мулине, бахрома из золотой нити, металлические блёстки; шитьё, вышивка. Россия. Начало ХХ века. |
Группа монахинь и послушниц в загородном хозяйстве монастыря. Конец XIX – начало XX века |
На южной окраине Томска высились храмы женского Иоанно-Предтеченского монастыря. Монастырь был создан в 1876 году – преобразован из общины, существовавшей с 1864 года. Основательница общины купеческая вдова Е.И. Михеева (в монашестве Евпраксия), пожертвовала ей большую часть своих капиталов и стала первой игуменьей – настоятельницей монастыря.
Иоанно-Предтеченский монастырь, занимая целый квартал (современный Студгородок), представлял собой настоящее поселение: обнесённое каменными и деревянными стенами, с угловыми башенками-часовнями, с несколькими храмами, жилыми, хозяйственными постройками, мастерскими, типографией, благотворительными и учебными заведениями, садом, огородами, птичником, колодцами, с рядом расположенным кладбищем… Кроме того, за городом у железнодорожного переезда, называвшегося по наименованию монастыря Предтеченским, имелась загородная монастырская заимка (тоже с домовым храмом): более 250 дес. земли (сенокос и лес).
Монастырское богатство зиждилось на вкладах инокинь, доброхотных пожертвованиях земляков, разного рода дарениях и трудах монастырских насельниц. На рубеже веков этот монастырь был одним из самых богатых и благоустроенных монастырей Сибири – его воскобельный завод был крупнейшим за Уралом. Искусство томских монахинь-золотошвей и белошвеек славилось далеко за пределами Томска. Творения иконописной мастерской не стыдно было подарить царской семье. На кладбище монастыря было погребено немало почётных и именитых граждан Томска, видных церковных, общественных деятелей, деятелей культуры, вузовской науки.
Женский монастырь играл в городе заметную роль в попечении о бедных и сирых. Здесь работали училище для девочек-сирот из духовного сословия, имевшие собственные мастерские и подсобные хозяйства детский приют и дом трудолюбия (в последнем оказывалась материальная и нравственная поддержка девушкам и женщинам, попавшим в беду).
Дополнительная информация. Говоря о женском монастыре и его заведениях нужно иметь в виду положение женщины в обществе того времени. Поскольку образ жизни многих из женщин в силу сложившихся традиций был ограничен в основном кругом домашних забот, то оставшись без кормильца, без семьи, они нередко попадали в трудное жизненное положение. Дабы помочь девушками и женщинам, оказавшимся в таких обстоятельствах, в монастыре были основан приют и богадельня, где находили кров и еду сиротки и старушки, оставшиеся без родных, которые могли бы о них позаботиться.
В монастыре был учрежден Дом Трудолюбия, в котором женщины трудоспособного возраста и подростки получали возможность заработать вышивкой, шитьем…. Монастырь же предоставлял материалы, обучал рукодельному мастерству, обеспечивал сбыт продукции.
Женские монастыри в стране издавна были известны своими рукодельным мастерством – вышивками шелковыми, золотыми, серебряными «нитями», изготовлением кружев… Это мастерство оттачивалось и при изготовлении особых покровов, использовавшихся для украшения храмов и при церковных богослужениях. Образцы такого церковного тканого убранства представлены на выставке – покровец и воздỳх. Воздỳх – большой покров для священных сосудов со Святыми Дарами, используется во время Божественной литургии. Покровец – малый покров в виде креста для священных сосудов со Святыми Дарами, используется во время Божественной литургии. Покровец и воздух символизируют, с одной стороны, пелены новорожденного Христа, а с другой – плащаницу, в которую он был завёрнут после снятия с Креста. По традиции покровы богато украшаются вышивкой, бисером, аппликацией.
Тема 2.Монастырские храмы и часовни
Объект показа
Иннокентьевская церковь женского монастыря. Начало XX века. |
Успенская соборная церковь женского Иоанно-Предтеченского монастыря. Конец XIX – начало XX века. |
Часовня на кладбище Томского женского монастыря. 1920-е годы |
Комплекс построек Иоанно-Предтеченского женского монастыря представлял собой величественный архитектурный ансамбль, украшая город и являясь одним из главных его духовно-нравственных центров.
Церквей в монастыре было четыре: Иннокентьевская, Успенская соборная и две домовые – одна – во имя святителя Феодосия Черниговского – для воспитанниц Дома трудолюбия; другая – для монахинь и послушниц, давшая собственно название монастырю – во имя Иоанна Предтечи.
Кроме того, на монастырской заимке в самом конце XIX, в 1898 году, была построена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Достойно есть»; а на городской территории монастыря – две часовни – над могилой местночтимой святой Домны Томской и часовня преподобного Серафима Саровского над склепом-усыпальницей прозорливого старца-иерея Фёдора Краснопевцева.
Дополнительная информация. Блаженная Домна Томская. «Достоверных сведений о жизни блаженной Домны Томской имеется немного. Неизвестны даже точное время и место её рождения. Сохранились лишь воспоминания отдельных лиц. Наиболее интересным из них является свидетельство протоиерея Николая Митропольского, лично знавшего блаженную. В своей работе «О подвигах Юродства вообще» он пишет: «Она была малороссиянка, дворянского рода, хорошо воспитанная девушка и смолоду красавица собою. С юных лет она возложила на себя обет девства. Порвав все связи с миром и его суетою, она оставила дом, привольное в нем житье, родных, друзей и знакомых и, прикрывшись рубищем, под именем какой-то Марии Слепченко и юродством, от поисков и преследований укрывалась в монастырях... Домна Карповна не имела документов... Ее судили за бродяжничество и, в конце концов, сослали в Сибирь».
В Томске постоянного жилища Домна Карповна не имела, днем бродила по городу, а ночь проводила там, где приютят, или прямо на улице. Одежду имела своеобразную: связывала узлами брошенные тряпки, старое мочало, веревки, ремни, обувь и прочее. Этой многометровой и очень тяжелой связкой она обматывала своё тело (как коконом) и в таком виде ходила зимой и летом. Немногие догадывались, что это были её вериги.
На людях (на улице, в храме) Домна Карповна обычно юродствовала. Но без людей, например на будничном богослужении в церкви, встав где-нибудь в сторонке на колени, вела себя тихо и вся погружалась в молитву. Полученную от людей одежду, пищу, милостыню она раздавала нуждающимся, проезжим, всякого рода странникам. Подойдет к ним, ласково поговорит и даст на дорогу хлеб или булку. Она очень любила животных. Собаки и кошки, которых она кормила, ходили за ней стаями.
Домна Карповна была хорошо знакома со старцем Феодором Томским. Уже после кончины старца она поведала купцу Хромову, глубоко чтившему старца, что однажды святой Феодор одной молитвой исцелил её от тяжёлого недуга. Избрав в жизни путь младенческой простоты, путь юродства Христа ради, блаженная Домна вместе со старцем Феодором были для жителей Томска своеобразным противовесом от скатывания в бездну алчности, честолюбия, гордости и безбожия.
Когда старица Домна скончалась, множество народа, мирян и духовенства, сошлось на ее погребение, высказав тем самым свое глубокое уважение и благоговение к тому подвигу, который она избрала делом своей жизни» (Православные храмы Томска…).
Иннокентьевская церковь и Успенский собор возводились в эпоху становления и расцвета эклектики и являлись яркими представителями стиля архитектуры этого периода (1830–1890), оставившего много прекрасных памятников. Этот стиль предполагал возможность применения любых форм прошлого в любых сочетаниях.
Первой по времени строительства в монастыре была Иннокентьевская церковь, однопрестольная каменная, во имя святителя Иннокентия, митрополита Иркутского, Чудотворца. Она была построена в русско-византийском стиле в 1861–1865 годах на средства купца Якова Ивановича Петрова. Первоначально она задумывалась как приходская, но затем жертвователь передал храм возникшей женской общине, которая впоследствии была преобразована в монастырь.
Дополнительная информация. Первоначальный проект храма был составлен томским губернским и епархиальным архитектором Андреем Константиновичем Македонским. Затем проект был переделан помощником архитектора Альфредом Александровичем Ашемуром: заказчик захотел увидеть постройку более изящной и вместительной.
Здание действительно получилось очень красивым и стройным. Центральный двусветный объем был перекрыт шлемовидным куполом на круглом барабане, завершённым в свою очередь узкой длинной шеей с луковкой. Купол окружали четыре главки также в форме луковиц. Изящная восьмигранная колокольня завершалась шлемовидным куполом с высоким шпилем. Нарядность постройки подчеркивали полукруглое завершение оконных проемов храма, яруса звона колокольни и арочное же оформление портала (главного входа в храм).
Второй храм монастыря, собор во имя Успения Пресвятой Богородицы,с приделами во имя святителя Алексия Митрополита Московского и святителя Иоанна Архиепископа Новгородского, был построен к 1870 году. Он находился в южной части монастыря.
Собор «построен тщанием» Алексея и Иоанна Еренёвых по проекту (предположительно) архитектора Родиона Болбатова, составленному для женского храма и монастыря еще в 1849 году. Архитектура Успенского собора сочетала в себе традиции школы «Сибирское барокко» XVIII века и позднего русского классицизма ХIХ века.
Дополнительная информация I. Монастырский некрополь. В монастырских храмах и около них нашли успокоение основатели и первые руководители общины.
В алтарной части Иннокентьевской церкви был погребен основатель общины закладчик храма преосвященный Порфирий (Соколовский), епископ, управлявший Томской епархией в 1860–1864 годах. У паперти этой церкви были погребены игуменья Евпраксия Михеева (1877), игуменья Зинаида Котельникова (1916), у алтаря церкви – игуменья Серафима Долгих (1898).
На кладбище женского монастыря существовал так называемый «профессорский некрополь». Здесь находились склепы видных церковных и общественных деятелей, писателей (писателя-народника Н.И. Наумова), архитекторов, деятелей культуры и искусства, основателей высшей школы Сибири, учёных, ректоров, профессоров и преподавателей Томского университета, Томского технологического института.
К востоку от монастырского кладбища, за восточной стеной монастыря, находилось Преображенское городское кладбище со сторонами: православной, лютеранской, мусульманской и иудейской.
Дополнительная информация II. Судьба монастырских построек в советскую эпоху. В 1922 году советской властью Иоанно-Предтеченский женский монастырь был закрыт. На его территории расположился Институт социального перевоспитания. В 1929 году Институт соцперевоспитания был переведен в другое место, а на территории монастыря разместился «студгородок» – студенческие общежития. Со временем монастырские храмы и часовни были разрушены.
Тема 3.Первый женский монастырь в Томске и княжна Долгорукова
Объект показа
Екатерина Алексеевна Долгорукова, невеста Петра II, в 1740–1741 годах заточница первого Томского девичьего монастыря – Рождественского. Первая половина XVIII века |
Иоанно-Предтеченский монастырь был вторым женским монастырём в Томске. Первый, – Никольский, затем Христорождественский, – существовал в 1671–1776 годах на Юрточной горе, рядом с Богородице-Алексеевским монастырём. Это была бедная, малолюдная обитель, насельницы которой жили во многом за счёт подаяния. Этот монастырь вошёл в отечественную историю благодаря одной из своих «заточниц» – бывшей невесте российского императора Петра II Екатерине Алексеевне Долгоруковой (монастыри, кроме прочего, служили в некоторых случаях в качестве своеобразных тюрем).
В 1730 году после смерти своего наречённого и воцарения Анны Иоановны Екатерина Долгорукова была сослана в Берёзов, а оттуда по указу 21 декабря 1740 года переведена в Томский девичий монастырь. Здесь она была пострижена в монахини, жила на милостыню доброхотов, в унизительных условиях постоянного надзора. Смерть императрицы и восхождение на трон новой царицы – Елизаветы Петровны, положила предел томскому заточению Екатерины Алексеевны, в котором она провела чуть больше года (по некоторым сведениям до 10 января 1742) и после вернулась вновь в европейскую часть страны, – ко двору. В 1745 году она вышла замуж за генерал-поручика графа А.Р. Брюса, но вскоре простудилась и умерла.