Происхождение шатрового зодчества
Каменные шатровые храмы на Руси появились на рубеже XV–XVI веков. Но период Смутного времени (1598–1613гг.) ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом,привел практически к полному прекращению каменного строительства в стране. Перерыв в строительной деятельности длился почти четверть века. Поэтому, когда в 1620-х годах экономика России достигла уровня, достаточного для возобновления строительства каменных зданий, в архитектуре началось как бы повторение пройденного — репродуцировались старые типы построек.
Известно, что широко распространившееся строительство шатровых храмов было вновь приостановлено уже в 1653 г., в ходе реформ патриарха Никона, как «не соответствующий чину». Так, в одной из храмозданных грамот патриарх Никон предписал: «По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить».
По мнению историков, этот запрет был обоснован несколькими причинами: во-первых, проведением церковной реформы и, соответственно, отказом от «всего старого», во-вторых, стремлением патриарха приблизиться к византийскому образцу (т.е. крестово-купольной конструкции). Впоследствии запрет был подтвержден, а в качестве примера зодчим указали пятиглавый Успенский собор Московского Кремля.
Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве до появления классицизма. В конце XIX века появилась тенденция к ослаблению жесткого запрета на строительство шатровых храмов, популярность набрал псевдорусский стиль, поэтому на рубеже XIX–XX веков снова стали появляться церкви с шатровым завершением, хотя и заметно отличающиеся от своих предшественниц XVI–XVII веков.
Вопрос о происхождении шатровых церквей остается спорным. В научной литературе можно встретить различные, полемизирущие одна с другой, точки зрения.
По одному из мнений ученых, 1)шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей. Предположения других исследователей 2)связывают возникновение шатрового зодчества с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. Шатровая форма церквей оказалась для этих целей наиболее подходящей. Храмы должны были быть высокими, видными издалека. Они не создавались для огромного скопления народа, на что указывает небольшая площадь внутреннего пространство храма. Таким образом, новый архитектурный тип получил определённые функции. Торжественная архитектура, рассчитанная, прежде всего на внешнее восприятие, служила мемориальным целям.
3) Так же многократно высказывалась мысль о связи шатрового зодчества с западноевропейской готикой (Н. М. Карамзин, И. М. Снегирев, Л. В. Даль, Е. Е. Голубинский, А. И. Некрасов, Г. К. Вагнер). В стремлении русских храмов с XVII века к динамичному, устремленному вверх объёму, действительно есть родство с готическим стилем.
Ряд исследователей (М. А. Ильин, П. Н. Максимов, М. Н. Тихомиров и Г. К. Вагнер) 4)связывали шатровые храмы со старой традицией столпообразных церквей и с архитектурой башен. Столпообразные церкви действительно предшествовали шатровым храмам (церкви Иоанна Предтечи в Дьякове, Преображения в с. Остров (вторая половина XVI в.).
Наиболее выдающийся пример столпообразного храма — знаменитая кремлевская церковь-колокольня, освященная в честь преподобного Иоанна Лествичника — «Иван Великий» (построенная в 1505–1508 гг. и надстроенная в конце XVI в. по приказу Бориса Годунова).
Серьёзные основания имеет мысль о 5)происхождении шатрового каменного зодчества от аналогичного по форме шатрового деревянного, столь распространённого на Руси с древности и до настоящего времени. «Летописец вкратце Русской земли» под 1532 годом говорит: «Князь великий Василей постави церковь камену Взнесение Господа нашего Исуса Христа вверх на деревяное дело». Это летописное сообщение прямо связывает происхождение шатра с деревянным зодчеством.
Витославлицы
Но если в деревянных церквях шатёр вынужденно сменил купол по конструктивным причинам, то замена купола шатром в каменном строительстве не связана с проблемой конструкции. Причину возникновения каменных шатров следует видеть в желании придать храму определённый образ (о чем говорилось выше). Действительно, в Москве, и тем более в провинции, вытянутые силуэты деревянных шатровых церквей играли ведущую роль.
Шатровое зодчество несет в себе так же и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию, является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли. Восьмерик на четверике — универсальное число направлений пространства (стороны света — запад, восток, юг, север), но это еще и восьмиконечная звезда — символ Богородицы и сакральное число будущего века — «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, образ лествицы, увиденной св. праотцем Иаковом (Быт. 28, 12). По учению св. отцов, это видение было прообразом Богоматери, что подтверждают слова древнейшего акафиста, прославляющего пресвятую Богородицу: «Радуйся, Лествице небесная, Ею же сниде Бог; радуйся Мосте, преводяй сущих от земли на небо» (Икос 2).
Исторический обзор шатрового зодчества России.
Самым первым шатровым храмом, по последним установленным данным, считается Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровской слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. гг. Хотя ранее к первой шатровой постройке относили всем известную Вознесенскую церковь в Коломенском, возведенную в 1532 году по заказу того же князя. Новые научные сведения не умаляют значение церкви Вознесения в истории русской архитектуры. Она является непревзойденным шедевром шатрового зодчества, хотя и не самой первой постройкой этого типа. Обе церкви были задуманы как небольшие придворные храмы в усадьбах московского государя. Вознесенская церковь в Коломенском играла роль монумента в память рождения у Василия III наследника — Ивана Грозного. По мнению некоторых историков создателем ансамбля Александровской слободы следует считать итальянца Алевиза Нового. Авторство церкви Вознесения приписывается итальянцу Петроку Малому.
Другим, наиболее известным шедевром шатрового зодчества является центральный придел собора Покрова «на рву» (храма Василия Блаженного) на Красной Площади, о нем мы уже упоминали в нашей статье. Здесь величественный образ шатрового храма послужил памятником победе над Казанским ханством..
Церковь в Троицком — Голенищеве (Москва, 1644–45 гг.). В 1635–38 гг. в Троице-Сергиевом монастыре была построена небольшая церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах. Внешне храм очень строен и красив, а его высокий шатёр имеет чисто декоративный характер.
Особое место среди них занимает Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре Углича, построенная в 1628 г. (или в 1630-е гг.) Три её стройные шатра поставлены на три выстроенные в ряд придела. Эта композиция из трех выстроенных в ряд поперек храма шатров сыграет чуть позже важную роль в стиле «русского узорочья», характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Внешний вид Успенской церкви красив благодаря сочетанию нескольких заостренных шатров, центральный из которых выделен большим размером. Но интерьер храма перекрыт сводами, его шатры представляют собой только глухие декоративные надстройки.
Ярчайший пример роли шатра в «русском узорочье» — церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649–52 гг.)
Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме (1650-е гг.) также служит ярким примером стиля «узорочье».
Помимо измельченных декоративных по форме церквей появившегося в Москве «узорочья», шатры продолжали использоваться в многочисленных церквях Ярославля. Здесь шатрами любили завершать приделы, примыкавшие к большим пятиглавым храмам. Этот прием восходит к собору Богоявленского Авраамиева монастыря в Ростове Великом (придел преподобного Авраамия Ростовского). построен в 1554–55 гг.
В церкви Ильи Пророка (Ярославль. 1647–50 гг.) стройный шатровый придел примыкает к юго-западному углу храма, уравновешивая стоящую с другой стороны шатровую колокольню.
К более раннему периоду, относится известнейшая церковь Преображения в селе Остров под Москвой. (2-я пол. XVI века.)
В Переславле-Залесском на средства Ивана Грозного в 1585 г. была построена церковь митрополита Петра. В селе Елизарово Переславского района Ярославской области есть небольшая Никитская церковь.
Церковь Успения в Брусенском монастыре Коломны, основанном Иваном Грозным так же после взятия Казани (1552 г.)
В XVI веке очень редко совмещали несколько шатров в композиции одного храма, что станет обыкновенным в следующем столетии. Но было исключение. Уникальной постройкой, подражающей Покровскому собору в Москве (храм Василия Блаженного) был ныне не сохранившийся пятишатровый собор Бориса и Глеба в Старице (1550-е гг.). Храм построен князем Владимиром Андреевичем Старицким в столице своего удела. Возведение храма также связано с окончанием казанского похода, в котором Владимир Старицкий сыграл важную роль. Именно поэтому собор подражает главному памятнику взятия Казани — Покровскому собору. Он был разобран «по ветхости» в 1802 году.
Шатровое зодчество XVI–XVII вв., несомненно, является уникальным направлением русской храмовой архитектуры, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Эти уникальные произведения русского гения внесли неоценимый вклад в мировую культуру. И мы вновь и вновь обращаем внимание на то, что многие композиционные поиски этого стиля были настолько плодотворны, что не раз архитекторы последующего времени обращались и поныне обращаются к опыту своих предшественников.
Проверочная работа 2.
1. Какие признаки позволяют ассоциировать русский храм с понятием «Дом Божий»?
2. –« - «Человек»?.
3. –«- «Корабль» ?
4. В чем заключается первая особенность русской храмовой архитектуры?
5.Что означает 1 глава в храме? 5-? 3-? 33-?
6. В чем заключается вторая особенность русской храмовой архитектуры? Привести пример.
7. В чем заключается третья особенность русской храмовой архитектуры? Привести пример и выполнить общий рисунок-иллюстрацию особенности.