ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ЭМОЦИИ, СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ И УМЕНИЯ |
Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции |
10 дней | Удерживает в поле зрения движущийся предмет, часто теряя его из виду («ступен-чатое слежение»). | Вздрагивает и моргает при резком звуке | | | Лежит на спине. | | Рефлекторный крик младенца. | |
18-20 дней | Удерживает в поле зрения неподвижный яркий предмет (не издающий звуки) или лицо взрослого. | Успокаивается при сильном звуке | | | Лежит на спине. | | Рефлекторный крик и рефлек-торные звуки: диффузные, не расчлененные, растянутые гласные комплексы («у-а, э-э, а-й») | |
1 месяц | 1)Плавное прослежи-вание за движущимся предметом (т.е., не отрывая взгляда и не теряя его из виду). 2) Сосредотачивает взгляд на неподвиж-ном предмете. | Длительное слуховое сосредоточение: прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки, меняя при этом свое поведение (перестает плакать, по-другому двигается). | 1) Зрительный контакт с говорящим не менее 5 сек.. (оральное внимание). 2) Первая улыбка в ответ на разговор взрослого. | Наблюдается хватательный рефлекс Робинзона; пальцы сжаты в кулачок. | 1) Удерживает голову по средней линии, не отклоняя ее в стороны, в положении на спине. 2) Лежа на животе, пытается поднимать и некоторое время удерживать голову (5 сек.). | | «Гуканье», «гыканье»: короткие звуки - «гы», «кхы» с пусканием пузырей, кряхтением. | |
2 месяца | Длительное зритель-ное сосредоточение: длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым («плавное прослеживание»). | Ориентировочно-поисковые реакции: ищет глазами, откуда исходит звук. | 1) Социальная улыбка: быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого. 2) Длительное сосредоточение на другом ребенке. | 1) Эпизодическое раскрытие ладоней (в покое пальцы сжаты в кулачок). 2) Вложенный в раскрытую ладонь предмет удерживает в течение 2-3 секунд. 3) Ритмичные движения пальцами – сжимание и разжимание (чаще при сосании груди). | Лежа на животе, поднимает, и некоторое время удерживает голову. | | «Гуление»: звуковые комплексы из расчлененных, но еще недостаточно четких звуков - «агу», «агы», распевное произнесение гл.зв. (а, у, и, о). | |
| СЕНСОРИКА | СОЦ. РАЗВИТИЕ | ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ |
3 месяца | 1) Зрительное сосредоточение в вертикальном положениина лице говорящего с ним взрослого или на игрушке. 2) Поисковые движения: начинает переводить взгляд с предмета на предмет. | Ориентировочно-поисковые реакции: 1) Ищет глазами, откуда исходит звук. 2) Поворачивает голову и находит источник звука глазами. | 1) Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор). 2) Подражает мимике взрослого. 3) Ищет глазами ребенка, издающего звуки. | Движения рук носят безусловно-рефлек-торный характер: 1) размахивает руками без зрительного контроля и при этом происходит случайноенаталки-вание на игрушку, низко висящую над грудью; 2) удерживает, вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет его в рот. | 1) Лежа на животе, удерживает голову поднятой, сначала опираясь на вытяну-тые руки, затем - на предплечья. 2) При поддержке за подмышки кратко-временно упирается на выпрямленные ноги. 3) Пытается удержать голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). | Речевое внимание: сосредоточение на лице говорящего взрослого. 1) Прислушивается к голосу взрослого. 2) Узнает знакомые голоса. 1) Адекватно реагирует на интонацию: отличает ласковую от сердитой. 2) Слушает говорящего и реагирует на прекра-щение разговора с ним. 3) Настойчиво пытается что-либо достать. | 1) Гуление совершенствуется, обогащается его звуковой состав: «мам, ам, тль, пль». 2) Интонационно окрашенный крик, смех. | |
4 месяца | 1) Рассматривание предмета: поднимает руку с зажатой в ней погремушкой и смотрит на нее, в течение 2-3 сек. 2) Узнает близкого человека, радуется ему. 3) Поисковые движения: переводит взгляд с предмета на предмет. | 1) Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. 2) По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию. | 1) Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс ожив-ления» (двигатель-ные , эмоциональные и голосовые реак-ции ребенка). 2) Смеется в ответ на эмоционально - рече-вое общение с ним. 3) Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, улыбается, тянется к нему. | Формируются простые повторные предметные действия: 1)целенаправленно тянет руки к игрушке: рассматривает ее, ощупывает и захватывает низко висящую над грудью игрушку; 2) держит, толкает, следит взглядом за предметом; 3) удерживает предмет в руке до 20 сек.; большой палец в захвате не участвует. | 1) Упирается на предплечья рук в положении на животе. 2) При присажи-вании за руки, поднимает голову, пытаясь удержать ее на одной линии с телом. 3) При поддержке за подмышки кратко-временно упирается на выпрямленные ноги. 4) Поворачивается со спины на бок. | 1) Гулит в ответ на обращенную речь («а-а, о-о, а-га, а-гу, а-бу»). 2) Интонационно окрашенный крик, смех. | Во время кормленияпридерживает руками бутылочку или грудь матери. |
5 месяцев | 1) Отличает близких людей от чужих по внешнему виду. 2) Переводит взор с одного предмета на другой без всякой причины. 3) Смотрит на свое отражение в зеркале. | 1) Узнает голос матери или близкого человека (радуется). 2) Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует. | 1) Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, повторяет за ним звуки. 2) Протягивает ручки, чтобы его взяли. | Готовность к совместной игровой деятельности: 1) берет игрушку из рук взрослого; 2) удерживает в руке игрушку (ладонный захват), 3) берет игрушку из разных положений, 4) держит по игрушке в каждой руке. | 1) Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямлен-ных рук. 2) Переворачивается со спины на живот. 3) Стоит при под-держке за подмыш-ки. 4) Удерживает голо-ву при присажива-нии за руки. | «Певучее гуление»: подолгу, громко, певуче и интонировано гулит, повторяя за взрослым звуки. | Ест с ложки полугустую и густую пищу. |
| СЕНСОРИКА | СОЦ. РАЗВИТИЕ | ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ |
6 месяцев | 1) Смотрит на упавшую игрушку. 2) Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого (различает ласковое и сердитое выражение лица). | 1) По-разному реагирует на свое и чужое имя (узнает свое имя, на чужое не откликается). 2) Прислушивается к различным звукам (в т.ч. - к шепоту). | 1) Услышав свое имя, радуется, быстро оборачива-ется в сторону взрос-лого, смотрит на него. 2) Реагирует на незнакомых людей (проявляет насторо-женность, плач). | 1) Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении; 2) подолгу занимается с ними: размахивает, подносит к глазам, ко рту; ощупывает; 3) перекладывает из одной руки в другую. | 1) Переворачивается с живота на спину. 2) Попытки к ползанию. 3) Стоит, держась за опору. 4) Лежа на животе, приподнимается на руках, не касаясь поверхности грудью. | 1) Различает голоса близких, реагирует на свое имя (движениями). 2) Начинает понимать просьбы: «Дай ручку», «Иди ко мне». | «Начало лепета»: произносит хоро-шо различимые отдельные слоги («ба», «ма», «па» и др.) | 1) Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. 2) Пьет из чашки небольшое коли-чество жидкой пищи. |
7 месяцев | 1) Снимает кольца со стержня («пирамидка»), 2) толкает мяч, 3) стучит в бубен (барабан), 4) извлекает звук из звучащей игрушки. | Улыбается своему отражению в зеркале. | Активные манипуля-ции, направленные на результат: 1) Игрушкой стучит, стараясь извлечь звук; 2) манипулирует предметами, изменяя их положение: броса-ет, размахивает, вкла-дывает, переклады-вает, нанизывает,…; 3) одновременно манипулирует двумя предметами. | 1) При поддержке за подмышки, сгибает ноги в коленях, имитируя прыжки. 2) Активно ползает на животе. 3) Сидит, опираясь руками впереди себя. 4) Стоит у опоры, опираясь на всю стопу. | На вопрос «Где?» ищет и находит взглядом 1предмет, находящий-ся на постоянном месте. | «Активный лепет»: подолгу лепечет, повторно произ-носит одни и те же слоги лепета: «ма-ма-ма» «па-па-па» («лепетные цепочки») | Пьет из чашки, которую держит взрослый. |
8 месяцев | 1) Катает мяч по поверхности. 2) Интересуется предметами, издающими звук (нажимает на звучащую игрушку). 3) Открывает коробку (матрешку, шкатулку, кастрюльку). 4) Стучит в бубен (барабан). 5) Переворачивает миску с игрушками. 6) Подражает действиям взрослого. | 1) Смотрит на действия другого ребенка, эмоционально реагирует на них (смеется, лепечет). 2) Подражает жестам взрослого. | 1) Игрушками занимается подолгу, разнообразно действуя с ними (пальцевой захват). 2) Подражает отдель-ным действиям взрослого: толкает, стучит, вынимает игрушки … 3) Проявляет интерес к новым предметам (обследует их). | 1) Сам садится, сидит и ложится. 2) Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. 3) Переступает боком, держась за барьер. 4) Ползает на четвереньках. | 1) На вопрос «Где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах. 2) По слову взрослого выполняет разученные ранее действиябез показа, например, «Ладушки», «Дай ручку» и др. | Громко, четко и повторно произносит различные слоги лепета. | 1) Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. 2) Пьет из чашки, которую держит взрослый. |
9 месяцев | 1) Выполняет плясовые движения под музыку. 2) Снимает и надеваеткольца (диаметром 8 см) на стержень высотой 30-40 см. (пирамидка). | 1) Движется навстречу другому ребенку. 2) Подражает игровым действиям и движениям другого ребенка, радуется этому. | 1) С предметами действует длительно и по-разному, взависи-мости от их свойств: катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает… 2) Мелкие предметы берет большим и указ. пальцами (использует пинцетный захват). | Переходит от одного предмета к другому, слегка придержи-ваясь за них руками (напр., мебель, стену). | 1) На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их месторасположения 2) Знает свое имя – на зов оборачивается и приближается к взрослому. | Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (т.е. закрепляются имеющиеся слоги). | 1) Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. 2) Формируется навык опрятности: спокойно относится к высаживанию на горшок. |
| СЕНСОРИКА | СОЦ. РАЗВИТИЕ | ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ |
10 месяцев | 1) Накладывает маленький кубик на большой. (разные по величине) 2) Снимает и надевает кольца с пирамидки разные по толщине. | Взаимодействие с другими детьми действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним: вместе вынимают предметы из одного ящика, протягивают игрушки друг другу, улыбаются, смеются. | 1)Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игруш-ками действия: игрушки вынимает и вкладывает; коробки открывает и закрывает; мячик катает. 2) Действия с предметами принима-ют устойчивый характер. | 1) Входит на высокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее. 2) Идет вперед с поддержкой за обе руки. | 1)По просьбе «дай» находит среди игрушек знакомый предмет, и дает его. 2) При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения: «догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки» и др. | Подражая взрослому, повторяет за нимновые слоги,которых нет в его лепете (вызываются новые слоги). | 1) Увереннее дер-жит чашку в руках и пьет из нее (под контролем взросл.) 2) Протягивает руки к воде в процессе умывания. 3) Приподнимает ногу во время надевания ползун-ков; протягивает руку при наде-вании/снимании одежды. |
11 месяцев | 1) Прокатывает шарики (мячи) со ската. 2) Различает предметы по форме: кубик от шарика. 3) Проталкивает геометрические формы в прорези коробки (шарики, кубики). 4) Рисует фломастером, держа его в кулачке (ладонный захват). 5) Накладывает маленький кубик на малень- кий кубик. (одинаковые по величине). | 1) Получает чувство удовлетворения от совместных действий с каким-либо ребенком: смотрит на него, заигрывает, начинает действовать с ним или рядом; проявляет недовольство, если этого ребенка забирают. 2) Объединяется в игру с др. ребенком на основе избирательного отношения. | Осваивает новые действия с предме-тами и начинает выполнять ихпо слову взрослого: 1) накладывать маленький кубик на большой кубик; 2)снимать и надевать кольца с большими отверстиями на стержень (2-3 кольца), 3) формируется «указательный» жест: нажимает на кнопку, клавишу игрушки. | 1) Стоит самостоятельно. 2) Делает первые самостоятельные шаги. | 1)По словесной инструкции выполняет разученные действия: водит куклу, кормит собачку и др. 2) Проявляет первые обобщения в понимае-мой речи: по просьбе взрослого находит в группе и дает несколь-ко одинаковых игру-шек, отличающихся только по внешним признакам («Дай мяч, дай еще мяч, …»). 3) Понимает названия отдельных предметов. | «Первые лепетные слова»: 1) произносит облегченные слова («ав-ав", «ка-ка», «би-би», «ляля», «ам-ам»), 2) простые двусложные слова («мама, папа, дядя, баба»), 3) жестовая речь («нет», «да», «спасибо»-кивок головой). | 1) Проявляет активность во всех режимных моментах: еде, одевании, умывании. 2) Увереннее держит чашку в руках и пьет из нее под небольшим контролем взрослого. 3) Спокойно относится к высаживанию на горшок. |
12 месяцев | 1) Различает предметы по форме: кубик, кирпичик, шарик. 2) Прокатывает шарики (мячи) со ската. 3) Узнает на фотографии знакомого взрослого. (2 фото) 4) Рассматривает картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами. | 1) Протягивает игрушку и отдает ее другому ребенку, сопровождая это смехом и лепетом. 2) Проявляет эмоциональные переживания: радость, ревность, обиду, потребность в общении. | 1) Самостоятельно выполняет разучен-ные действия с игруш-ками: катает, водит, кормит и др. 2) Переносит дейст-вия, разученные с одного предмета - на другие: водит, кормит, баюкает не только куклу, но и собачку, и мишку, и др… 3) Развивается указа-тельный жест: пока-зывает на игрушку. | Ходит самостоятельно (без опоры). | 1) Понимает без показа названия нескольких предметов (действий, имен). 2) Выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др. 3) Понимает слово «нельзя», прекращает запрещенные действия. 4) По слову выполняет разученные действия. | 1) Легко подража-ет новым слогам. 2) Произносит 5-10 облег-х слов: звукоподража-тельные (ав-ав); с одинаковыми слогами (ма-ма, па-па); реже слова из разных слогов (Га-ля, тик-так); слова-действия («на, дай, бух»). | 1) Самостоятельно пьет из чашки (берет ее со стола и удерживает в руках). 2) Проявляет активность во всех режимных моментах: еде, одевании, умывании. |