Показатели нервно-психического развития детей 1 года жизни

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИИ, СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ РЕЧЬ АКТИВНАЯ НАВЫКИ И УМЕНИЯ
Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентировочные реакции
10 дней   Удерживает в поле зрения движущийся предмет, часто теряя его из виду («ступен-чатое слежение»).   Вздрагивает и моргает при резком звуке     Лежит на спине.     Рефлекторный крик младенца.    
18-20 дней   Удерживает в поле зрения неподвижный яркий предмет (не издающий звуки) или лицо взрослого.   Успокаивается при сильном звуке       Лежит на спине.   Рефлекторный крик и рефлек-торные звуки: диффузные, не расчлененные, растянутые гласные комплексы («у-а, э-э, а-й»)  
1 месяц 1)Плавное прослежи-вание за движущимся предметом (т.е., не отрывая взгляда и не теряя его из виду).   2) Сосредотачивает взгляд на неподвиж-ном предмете. Длительное слуховое сосредоточение:   прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки, меняя при этом свое поведение (перестает плакать, по-другому двигается).   1) Зрительный контакт с говорящим не менее 5 сек.. (оральное внимание).   2) Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.   Наблюдается хватательный рефлекс Робинзона; пальцы сжаты в кулачок. 1) Удерживает голову по средней линии, не отклоняя ее в стороны, в положении на спине.   2) Лежа на животе, пытается поднимать и некоторое время удерживать голову (5 сек.).     «Гуканье», «гыканье»: короткие звуки - «гы», «кхы» с пусканием пузырей, кряхтением.    
2 месяца Длительное зритель-ное сосредоточение:   длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым («плавное прослеживание»).   Ориентировочно-поисковые реакции:   ищет глазами, откуда исходит звук.       1) Социальная улыбка: быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого.   2) Длительное сосредоточение на другом ребенке. 1) Эпизодическое раскрытие ладоней (в покое пальцы сжаты в кулачок). 2) Вложенный в раскрытую ладонь предмет удерживает в течение 2-3 секунд.   3) Ритмичные движения пальцами – сжимание и разжимание (чаще при сосании груди).   Лежа на животе, поднимает, и некоторое время удерживает голову.     «Гуление»:   звуковые комплексы из расчлененных, но еще недостаточно четких звуков - «агу», «агы», распевное произнесение гл.зв. (а, у, и, о).    
    СЕНСОРИКА   СОЦ. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ РЕЧЬ АКТИВНАЯ НАВЫКИ
3 месяца   1) Зрительное сосредоточение в вертикальном положениина лице говорящего с ним взрослого или на игрушке.   2) Поисковые движения: начинает переводить взгляд с предмета на предмет.   Ориентировочно-поисковые реакции:     1) Ищет глазами, откуда исходит звук.     2) Поворачивает голову и находит источник звука глазами.   1) Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).   2) Подражает мимике взрослого.   3) Ищет глазами ребенка, издающего звуки. Движения рук носят безусловно-рефлек-торный характер:   1) размахивает руками без зрительного контроля и при этом происходит случайноенаталки-вание на игрушку, низко висящую над грудью; 2) удерживает, вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет его в рот.   1) Лежа на животе, удерживает голову поднятой, сначала опираясь на вытяну-тые руки, затем - на предплечья. 2) При поддержке за подмышки кратко-временно упирается на выпрямленные ноги. 3) Пытается удержать голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).   Речевое внимание: сосредоточение на лице говорящего взрослого.     1) Прислушивается к голосу взрослого.   2) Узнает знакомые голоса.     1) Адекватно реагирует на интонацию: отличает ласковую от сердитой.   2) Слушает говорящего и реагирует на прекра-щение разговора с ним.   3) Настойчиво пытается что-либо достать.   1) Гуление совершенствуется, обогащается его звуковой состав: «мам, ам, тль, пль».   2) Интонационно окрашенный крик, смех.  
4 месяца   1) Рассматривание предмета: поднимает руку с зажатой в ней погремушкой и смотрит на нее, в течение 2-3 сек.   2) Узнает близкого человека, радуется ему.   3) Поисковые движения: переводит взгляд с предмета на предмет.   1) Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.   2) По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию. 1) Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс ожив-ления» (двигатель-ные , эмоциональные и голосовые реак-ции ребенка).   2) Смеется в ответ на эмоционально - рече-вое общение с ним.   3) Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, улыбается, тянется к нему. Формируются простые повторные предметные действия: 1)целенаправленно тянет руки к игрушке: рассматривает ее, ощупывает и захватывает низко висящую над грудью игрушку; 2) держит, толкает, следит взглядом за предметом; 3) удерживает предмет в руке до 20 сек.; большой палец в захвате не участвует. 1) Упирается на предплечья рук в положении на животе. 2) При присажи-вании за руки, поднимает голову, пытаясь удержать ее на одной линии с телом.   3) При поддержке за подмышки кратко-временно упирается на выпрямленные ноги. 4) Поворачивается со спины на бок.   1) Гулит в ответ на обращенную речь («а-а, о-о, а-га, а-гу, а-бу»).   2) Интонационно окрашенный крик, смех.   Во время кормленияпридерживает руками бутылочку или грудь матери.
5 месяцев   1) Отличает близких людей от чужих по внешнему виду.   2) Переводит взор с одного предмета на другой без всякой причины.   3) Смотрит на свое отражение в зеркале.   1) Узнает голос матери или близкого человека (радуется).   2) Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.   1) Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, повторяет за ним звуки.   2) Протягивает ручки, чтобы его взяли. Готовность к совместной игровой деятельности: 1) берет игрушку из рук взрослого; 2) удерживает в руке игрушку (ладонный захват), 3) берет игрушку из разных положений, 4) держит по игрушке в каждой руке. 1) Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямлен-ных рук. 2) Переворачивается со спины на живот. 3) Стоит при под-держке за подмыш-ки. 4) Удерживает голо-ву при присажива-нии за руки.   «Певучее гуление»: подолгу, громко, певуче и интонировано гулит, повторяя за взрослым звуки.   Ест с ложки полугустую и густую пищу.
    СЕНСОРИКА   СОЦ. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ РЕЧЬ АКТИВНАЯ НАВЫКИ
6 месяцев 1) Смотрит на упавшую игрушку.   2) Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого (различает ласковое и сердитое выражение лица). 1) По-разному реагирует на свое и чужое имя (узнает свое имя, на чужое не откликается).   2) Прислушивается к различным звукам (в т.ч. - к шепоту). 1) Услышав свое имя, радуется, быстро оборачива-ется в сторону взрос-лого, смотрит на него. 2) Реагирует на незнакомых людей (проявляет насторо-женность, плач). 1) Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении;   2) подолгу занимается с ними: размахивает, подносит к глазам, ко рту; ощупывает; 3) перекладывает из одной руки в другую. 1) Переворачивается с живота на спину. 2) Попытки к ползанию. 3) Стоит, держась за опору. 4) Лежа на животе, приподнимается на руках, не касаясь поверхности грудью.   1) Различает голоса близких, реагирует на свое имя (движениями).   2) Начинает понимать просьбы: «Дай ручку», «Иди ко мне».   «Начало лепета»: произносит хоро-шо различимые отдельные слоги («ба», «ма», «па» и др.)   1) Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.   2) Пьет из чашки небольшое коли-чество жидкой пищи.
7 месяцев   1) Снимает кольца со стержня («пирамидка»),   2) толкает мяч,   3) стучит в бубен (барабан),   4) извлекает звук из звучащей игрушки.   Улыбается своему отражению в зеркале.   Активные манипуля-ции, направленные на результат: 1) Игрушкой стучит, стараясь извлечь звук; 2) манипулирует предметами, изменяя их положение: броса-ет, размахивает, вкла-дывает, переклады-вает, нанизывает,…; 3) одновременно манипулирует двумя предметами. 1) При поддержке за подмышки, сгибает ноги в коленях, имитируя прыжки.   2) Активно ползает на животе.   3) Сидит, опираясь руками впереди себя.   4) Стоит у опоры, опираясь на всю стопу.   На вопрос «Где?» ищет и находит взглядом 1предмет, находящий-ся на постоянном месте.   «Активный лепет»: подолгу лепечет, повторно произ-носит одни и те же слоги лепета: «ма-ма-ма» «па-па-па»   («лепетные цепочки»)   Пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев 1) Катает мяч по поверхности.   2) Интересуется предметами, издающими звук (нажимает на звучащую игрушку).   3) Открывает коробку (матрешку, шкатулку, кастрюльку).   4) Стучит в бубен (барабан).   5) Переворачивает миску с игрушками.   6) Подражает действиям взрослого.   1) Смотрит на действия другого ребенка, эмоционально реагирует на них (смеется, лепечет).   2) Подражает жестам взрослого. 1) Игрушками занимается подолгу, разнообразно действуя с ними (пальцевой захват). 2) Подражает отдель-ным действиям взрослого: толкает, стучит, вынимает игрушки … 3) Проявляет интерес к новым предметам (обследует их). 1) Сам садится, сидит и ложится.   2) Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.   3) Переступает боком, держась за барьер. 4) Ползает на четвереньках.   1) На вопрос «Где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах.   2) По слову взрослого выполняет разученные ранее действиябез показа, например, «Ладушки», «Дай ручку» и др.   Громко, четко и повторно произносит различные слоги лепета.   1) Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.   2) Пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев   1) Выполняет плясовые движения под музыку.   2) Снимает и надеваеткольца (диаметром 8 см) на стержень высотой 30-40 см. (пирамидка).   1) Движется навстречу другому ребенку.   2) Подражает игровым действиям и движениям другого ребенка, радуется этому. 1) С предметами действует длительно и по-разному, взависи-мости от их свойств: катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает… 2) Мелкие предметы берет большим и указ. пальцами (использует пинцетный захват).   Переходит от одного предмета к другому, слегка придержи-ваясь за них руками   (напр., мебель, стену). 1) На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их месторасположения   2) Знает свое имя – на зов оборачивается и приближается к взрослому. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете   (т.е. закрепляются имеющиеся слоги). 1) Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.   2) Формируется навык опрятности: спокойно относится к высаживанию на горшок.
    СЕНСОРИКА   СОЦ. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ РЕЧЬ АКТИВНАЯ НАВЫКИ
10 месяцев   1) Накладывает маленький кубик на большой. (разные по величине)   2) Снимает и надевает кольца с пирамидки разные по толщине.   Взаимодействие с другими детьми   действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним: вместе вынимают предметы из одного ящика, протягивают игрушки друг другу, улыбаются, смеются. 1)Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игруш-ками действия: игрушки вынимает и вкладывает; коробки открывает и закрывает; мячик катает.   2) Действия с предметами принима-ют устойчивый характер.   1) Входит на высокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее.   2) Идет вперед с поддержкой за обе руки.   1)По просьбе «дай» находит среди игрушек знакомый предмет, и дает его.   2) При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения: «догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки» и др.     Подражая взрослому, повторяет за нимновые слоги,которых нет в его лепете   (вызываются новые слоги).   1) Увереннее дер-жит чашку в руках и пьет из нее (под контролем взросл.) 2) Протягивает руки к воде в процессе умывания. 3) Приподнимает ногу во время надевания ползун-ков; протягивает руку при наде-вании/снимании одежды.
11 месяцев   1) Прокатывает шарики (мячи) со ската.   2) Различает предметы по форме: кубик от шарика.   3) Проталкивает геометрические формы в прорези коробки (шарики, кубики).   4) Рисует фломастером, держа его в кулачке (ладонный захват).   5) Накладывает маленький кубик на малень- кий кубик. (одинаковые по величине). 1) Получает чувство удовлетворения от совместных действий с каким-либо ребенком: смотрит на него, заигрывает, начинает действовать с ним или рядом; проявляет недовольство, если этого ребенка забирают.   2) Объединяется в игру с др. ребенком на основе избирательного отношения. Осваивает новые действия с предме-тами и начинает выполнять ихпо слову взрослого:   1) накладывать маленький кубик на большой кубик; 2)снимать и надевать кольца с большими отверстиями на стержень (2-3 кольца),   3) формируется «указательный» жест: нажимает на кнопку, клавишу игрушки.   1) Стоит самостоятельно.   2) Делает первые самостоятельные шаги. 1)По словесной инструкции выполняет разученные действия: водит куклу, кормит собачку и др. 2) Проявляет первые обобщения в понимае-мой речи: по просьбе взрослого находит в группе и дает несколь-ко одинаковых игру-шек, отличающихся только по внешним признакам («Дай мяч, дай еще мяч, …»).   3) Понимает названия отдельных предметов.   «Первые лепетные слова»: 1) произносит облегченные слова («ав-ав", «ка-ка», «би-би», «ляля», «ам-ам»),   2) простые двусложные слова («мама, папа, дядя, баба»),   3) жестовая речь («нет», «да», «спасибо»-кивок головой). 1) Проявляет активность во всех режимных моментах: еде, одевании, умывании.   2) Увереннее держит чашку в руках и пьет из нее под небольшим контролем взрослого.   3) Спокойно относится к высаживанию на горшок.
12 месяцев   1) Различает предметы по форме: кубик, кирпичик, шарик.   2) Прокатывает шарики (мячи) со ската.   3) Узнает на фотографии знакомого взрослого. (2 фото) 4) Рассматривает картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами.   1) Протягивает игрушку и отдает ее другому ребенку, сопровождая это смехом и лепетом.   2) Проявляет эмоциональные переживания: радость, ревность, обиду, потребность в общении. 1) Самостоятельно выполняет разучен-ные действия с игруш-ками: катает, водит, кормит и др. 2) Переносит дейст-вия, разученные с одного предмета - на другие: водит, кормит, баюкает не только куклу, но и собачку, и мишку, и др… 3) Развивается указа-тельный жест: пока-зывает на игрушку.   Ходит самостоятельно (без опоры).   1) Понимает без показа названия нескольких предметов (действий, имен). 2) Выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др. 3) Понимает слово «нельзя», прекращает запрещенные действия. 4) По слову выполняет разученные действия. 1) Легко подража-ет новым слогам.   2) Произносит 5-10 облег-х слов: звукоподража-тельные (ав-ав); с одинаковыми слогами (ма-ма, па-па); реже слова из разных слогов (Га-ля, тик-так); слова-действия («на, дай, бух»).   1) Самостоятельно пьет из чашки (берет ее со стола и удерживает в руках).   2) Проявляет активность во всех режимных моментах: еде, одевании, умывании.

Наши рекомендации