Собенности пассажирских судов
Ядро современного мирового пассажирского флота (рис. 1.37) составля-ют круизные ПС (лайнеры), характеристик некоторых из них приведены в табл. 1.33. Диапазоны изменения характеристик: валовая вместимость — 9,0–100,0 тыс. рег. т; пассажировместимость — 200–3500 чел.; экипаж с обслужи-вающим персоналом — 140–1100 чел.; длина наибольшая — 135,9– 272,0 м; ширина — 19,0–38,0 м; высота борта — 12,0–48,0 м; осадка — 5,0–8,2 м; ско-рость — 19,0–24,0 уз.
|
На круизных ПС, особенно на крупнотоннажных, используется дизель-электрическая установка; число дизелей 4 или 6, гребных электромоторов — 2. Суда двухвальные, чаще всего с ВРШ. В зависимости от размеров судов в носу устанавливается от 1 до 3, в корме – одно подруливающее устройство.
Большинство (до 63,0 %) крупных круизных ПС, строящихся и заказы-ваемых, проектируется по Правилам Английского Ллойда.
Таблица 1.33
Основные характеристики современных круизных пассажирских судов
|
Современные круизные ПС отличаются высокой комфортабельностью. К услугам туристов каюты различных классов, зоны отдыха и развлечений с ре-сторанами, барами, кафе, танцевальными залами, салонами, открытыми и за-крытыми бассейнами, соляриями и т. д. Эти суда отвечают жёстким требова-ниям безопасности мореплавания (непотопляемости, остойчивости), оборудодованы надёжными и современными системами связи и навигации, средства-ми эвакуации и спасения пассажиров, системами умерения качки, противопо-жарными системами и т. д.
Всё большее внимание со стороны проектировщиков, судовладельцев, операторов и технических служб уделяется безопасности мореплавания при возникновении чрезвычайных ситуаций на самом судне. Примером может служить лайнер «Oriana». На нём впервые в мире была установлена автома-тизированная компьютерная система безопасности Saturn Safety Manage-ment System, а также система Minerva Marine, осуществляющая контроль за ра-ботой и техническим состоянием 6000 судовых механизмов, систем, уст-ройств и приборов.
13 января 2004 г. из английского порта Саутгемптон в порт Форт Ло-дердейл (Флорида, США) отправился в первый рейс самый современный и крупнейший в мире круизный пассажирский лайнер класса «люкс» — «Queen Mary 2» (QM 2). Контракт на постройку был подписан в ноябре 2002 г. между английской круизной компанией «Cunard Lines» (владела «Титаником») и выигравшей тендер французской судостроительной фирмой «Chantiers de L'Atlantique, Sent-Nazer». Основные технические характеристики лайнера QM 2: тоннаж 150 000 рег.т, водоизмещение 75 000 т, длина наибольшая 345 м, ширина 41 м, ширина на уровне мостика 45 м, высота габаритная 72 м (23-этажный дом), осадка 10 м, скорость 29 уз. На лайнере применена комбини-рованная силовая энергосистема, состоящая из четырёх дизелей фирмы «Wärtsilä» модели 16V46 и двух газовых турбин фирмы «General Electric» (GE) типа LM2500 +, развивающих суммарную мощность 85 МВт. Четыре генера-тора фирмы GE мощностью по 20 МВт работают на четыре ВРК в гондолах (две — стационарные, две — поворотные). На лайнере в 1430 каютах разме-щается 2620 пассажиров (максимум 3090), площадь кают от 18 до 208 (двух-этажная) м. Численность экипажа 1250 человек. Лайнер QM 2 характеризуется в печати эпитетом «самый»: длинный, большой, элегантный, грандиозный, быстрый, дорогостоящий, роскошный, комфортабельный. При проектирова-нии лайнера был выполнен большой объём модельных испытаний, в течение 5 лет исследовались метеоусловия и волнение в той части Атлантики, где пред-полагалась эксплуатация QM 2. Судно отличается высоким уровнем комфорта и безопасности мореплавания. На лайнере имеется 17 пассажирских палуб, 22 лифта. К услугам пассажиров имеются: семь ресторанов, пять бассейнов, планетарий, кинозал, танцзал, театрально-концертный зал, клуб для курения сигар, ночной клуб, казино, оздоровительный центр, салон красоты, спорт-зал, зимний сад, мини-гольф, библиотека, детские комнаты, многочислен-ные бары, кафе, салоны и магазины, питомник для собак. Цена одного биле-та, в зависимости от класса каюты, колеблется от 4 до 40 тыс. дол. Стоимость постройки лайнера QM 2 составила 550 млн. фунтов стерл. (860 млн. долл.). Второе однотипное судно «Queen Elisabeth 2». В течение зимы QM 2 побывало на Карибах и в Южной Америке, а полное кругосветное путешествие продлилось 125 суток, после чего лайнер прибыл в греческий порт Пирей.