Риски проекта и управление ими
Процесс инвестиционного проектирования осуществляется в условиях неопределенности ввиду следующих факторов:
· неполным знанием всех параметров, обстоятельств, вытекающих из вероятностных характеристик окружения проекта;
· наличием случайных факторов, которые невозможно предусмотреть (погодные условия, обеспечение энергоресурсами, финансовые трудности и т.д.);
· наличием субъективных факторов противодействия – принятие решений зависит от партнеров с несовпадающими взглядами.
Следовательно, реализация проекта идет в условиях рисков, поэтому необходимо комплексно исследовать их на стадии разработки. Выводы, сделанные на основе такого исследования, помогают коммуникатору и всем участникам проекта управлять ими и не допускать крупных сбоев в реализации проектов. Комплексный укрупненный сетевой график является одним из методов по управлению рисками.
1.3. Бизнес-план как неотъемлемая часть
инвестиционного проекта
После проведения всех исследований, разработки вариантов проекта организации строительства, ресурсов, взвешены все «за» и «против». Теперь необходим максимально компактный документ, который позволит заказчику, инвестору принять обоснованное решение по реализации проекта. Для этого составляется бизнес-план, где четко указываются мероприятия по эффективности проекта.
Цель бизнес-плана – доказать, каким образом деньги инвестора превратятся в ещё большие деньги. Инвестор должен увидеть прибыль не после, а до того, как потратит средства на проект. Бизнес-план – это продукт внутренней управленческой деятельности, хотя потребители его являются чаще всего инвесторы, кредиторы, деловые партнеры и, конечно, заказчик. Оптимальным является вариант, когда бизнес-план составляет коммуникатор (будущий руководитель проекта) с привлечением профессиональных консультантов. Необходимо увидеть проект, правильно расставить приоритеты, оценить эффективность и придать «товарный вид» бизнес-плану.
Структура бизнес-плана. Бизнес-план состоит из нескольких разделов, для которых нет универсальных приемов, но четкость и последовательность должна быть соблюдена:
· Краткое резюме проекта. Вводная часть является первым разделом бизнес-плана, хотя составляется в последнюю очередь. Когда весь бизнес-план готов, то на его основе приводятся наиболее важные сведения о проекте. Резюме проекта должно быть кратким (не более 1-2 страниц) и трактоваться как самостоятельный документ. Прежде всего, это реклама с основными положениями бизнес-плана. Вводная часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у инвесторов.
· Анализ положения дел в отрасли и уникальность предлагаемой технологии. В этом разделе описываются новые идеи, заложенные в проекте, эффективность новых технологий, мировой приоритет выбранных технологий возведения зданий и сооружений. Необходимо перечислить потенциальных конкурентов. Очень важно подчеркнуть уникальность или отличительные особенности строительной продукции, её преимущества перед продукцией конкурентов.
· Анализ рынка. Строительные организации могут заниматься поиском новых возможностей на рынке время от времени или систематически. Некоторые отыскивают новые идеи, внимательно следят за рынком. С этой целью можно воспользоваться сеткой развития строительной продукции на рынке.
Продукция Рынок | Существующая строительная продукция | Новая строительная продукция |
Существующие рынки | Более глубокое проникновение в рынок, увеличение объемов строительной продукции | Разработка новой строительной продукции |
Новые рынки | Расширение границ рынка | Диверсификация |
Строительная организация может добиться более глубокого внедрения в рынок увеличением объема реализации строительной продукции потребителям без внесения каких-либо изменений. Иногда для строительной продукции можно найти новые рынки. Для этого необходимо изучить демографические, географические и другие особенности рынка.
Более выгодное преимущество строительной продукции с новыми потребительскими свойствами (свободная планировка помещений, эффективное утепление, автономная котельная и т.д.). Диверсификация – вид продукции, не свойственный строительной организации (сервисное обслуживание жилья, устройство зимнего сада на крыше жилого дома и т.д.).
· Маркетинговая возможность – привлекательное направление маркетинговых усилий, на которых можно добиться конкурентного преимущества. Расширение границ рекламной деятельности в других регионах.
· Производственный план. Этот раздел содержит производственную программу, описание производственного процесса. Приводится организационная структура предприятия, сведения об участниках проекта, план – график его осуществления. В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления проектом на основе КУСГ.
· Анализ рисков. Каждый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями. Для руководителя проекта важно предвидеть пути выхода из вероятных рискованных моментов в случае их внезапного возникновения. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора будет свидетельствовать о том, что коммуникатор знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.
· Финансовый план. Финансовый план является важной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана:
– Объемы производства и продаж.
– Выручка от реализации продукции.
– Прибыль, рентабельность.
Приложения. В приложениях к бизнес-плану приводятся документы, не являющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылка в плане.
В качестве примера представлен бизнес-план проекта строительства жилого микрорайона в г. Перми для расселения проживающих в ветхом жилье.
1.4. Пример бизнес-плана
строительства жилого микрорайона в г. Перми
Деловое резюме проекта
Для реализации программы «Ветхое жилье» администрация г. Перми выделяет 60% средств, а остальные 40% планируется возместить за счет инвесторов. Учитывая, что новая архитектурно-строительная система (АСС) «Аркос» обеспечит наименьшую стоимость квадратного метра общей площади зданий, инвесторы уже через 22 месяца должны вернуть свои затраты с доходом не ниже 17%. Таких выгодных условий гарантированного возврата средств нет у конкурентов. Планируется построить жилой микрорайон, состоящий из двух шестидесятиквартирных домов, детского сада на 190 мест и универсама площадью 900 квадратных метров в экологически благоприятном районе «Липовая гора» г. Перми. Удачное расположение микрорайона на расстоянии 7 километров от центра города, развитая инфраструктура позволяет сделать его привлекательным и для реализации квартир, построенных на средства инвесторов.
Строительство осуществляет ОАО «Стройпанелькомплект», имеющий пятидесятилетний опыт застройки жилых районов, как в г. Перми, так и в других городах Пермского края.
Основные параметры проекта:
· Площадь застройки – 3,1 га.
· Общая площадь жилых домов – 6000 м2.
· Площадь торговых помещений универсама, сдаваемых в аренду – 900 м2.
· Общая площадь детского сада – 1750 м2.
· Период строительства – 22 месяца.
· Общие расходы по проекту – 183,5 млн. рублей.
· Доходы от реализации проекта – 221,5 млн. рублей.
· Ожидаемая валовая прибыль – 38,0 млн. рублей.
· Ожидаемая рентабельность – более 17, %.