Для учащихся 10–11 классов.
Вопросы олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности
Раздел 1. Автономное существование человека. 1. Что такое азимут? А) Угол, отсчитанный по ходу часовой стрелки между направлением на север и на ориентир; Б) Угол, отсчитанный против хода часовой стрелки между направлением на север и на ориентир; В) Угол между направлением на солнце и на ориентир. 2. Главное требование при выборе места для костра: А) Наличие дров поблизости; Б) Минимальное расстояние от палатки; В) Противопожарная безопасность. 3. Наиболее эффективным способом приобретения навыков поведения в природных условиях является: А) Поездки с друзьями на дачу; Б) Чтение приключенческой литературы; В) Подготовка и проведение турпоходов. 4. Какой предмет не входит в рекомендуемый список личного снаряжения для турпохода? А) Полиэтилено-вая накидка от дождя. Б) Ложка. В) Фотоаппарат. 5. Какой признак указывает на север? А) На этой стороне камней или стволов деревьев лишайники и мох растут чаще. Б) Кора березы светлее и эластичнее с этой стороны. В) В жаркое время смола на стволах хвойных деревьев выступает обильнее с этой стороны.
Раздел 2. Экстремальные ситуации аварийного характера. 6. Вы находитесь дома один. Вдруг задрожали стекла и люстра, с полок начали падать посуда и книги. Ваши первоочередные действия:А) Займете место в дверном проёме.Б) Позвоните родителям на работу, чтобы предупредить о происшествии и договориться о месте встречи.В) Закроете окна и двери, перейдете в подвальное помещение или защитное сооружение.7. Во время прохождения лавиноопасного участка в горах вы с группой туристов увидели внезапный сход снежной лавины. Опасность попадания в лавину велика. Ваши действия:А) Укроетесь за скалой или ее выступом, ляжете и прижметесь к земле, закрыв голову руками.Б) Быстро начнете организованный выход из лавиноопасного участка.В) Разделитесь на несколько групп, каждая из которых начнет самостоятельно спускаться в долину.Г)При помощи верёвок закрепитесь за большие камни.8. Лучшая защита от смерча:А) Подвальные помещения, подземные сооружения.Б) Мосты, большие деревья.В) Будки на автобусных остановках.9. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:А) Быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить.Б) Оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом вывесить белое или цветное полотнище, чтобы вас обнаружили.В) Спуститься на нижний этаж здания и подавать световые сигналы.10. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:А) Определить направление ветра и гоня и быстро выходить из леса в наветренную сторону.Б) Оставаться на месте до приезда пожарных.В) Опреде-лить направление ветра и огня и быстро выходить из леса в подветренную строну.
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище. 11. Возвратившись вечером домой с прогулки вы ещё в прихожей услышали запах газа. Ваши действия: А) Зажечь свет, осмотреть газовую плиту и трубы газопровода, при необходимости позвонить по тел. 04.Б) Не зажигая света, задержав дыхание пройти на кухню, выключить газовую плиту, открыть окно и от соседей позвонить по тел. 04.В) Позвать бабушку и вместе с ней заняться устранением аварии.12. При возгорании телевизора необходимо:А) Выключить его из розетки, накрыть плотной тканью, вызвать по телефону 01 пожарную охрану. Б) Выбежать в соседнюю комнату и вызвать по тел. 01 пожарную охрану.В) Позвать соседей на помощь. 13. С какого возраста разрешается детям играть спичками?А) С 5 лет.Б) С 10 лет.В) Спички не игрушка.14. Услышав запах дыми в квартире, вы выглянули на лестничную площадку и увидели, что весь подъезд охвачен пожаром. Ваши действия:А) Ползком пробраться к лифту и спуститься вниз.Б) Пробежать к лифту и подняться вверх.В) Остаться в квартире, вызвать по тел. 01 пожарную охрану, загерметизировать входную дверь мокрыми тряпками, закрыть форточки и окна и ждать помощи.15. После звонка в дверь на ваш вопрос «Кто там?» вам ответили, что пришел участковый милиционер. Ваши действия при отсутствии взрослых:А) Попросить показать в дверной глазок служебное удостоверение.Б) Сообщить, что взрослых дома нет и вы ему не откроете.В) Пообещать позвать родителей, которые очень заняты – на кухне чистят пулемёт.
Раздел 4. Пожарная безопасность. 16. Какова правильная последовательность действий при пожаре: А) немедленно покинуть помещение, плотно закрыть за собой дверь, позвать на помощь взрослых; если их нет, то позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре; Б) попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения, открыть окно для удале-ния дыма, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре; В) позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре, попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения.
17. Для приведения в действие огнетушителя ОУ необходимо: А) сорвать пломбу и выдернуть чеку, направить рас1труб на пламя и нажать рычаг; Б) нажать на рычаг, взяться за раструб рукой, направить на пламя и придерживать до прекращения горения; В) прочистить раструб, нажать на рычаг и направить на пламя.
18.При загорании телевизора по какому телефону вы будете вызывать помощь? А) «02»; Б) «04»; В) «01».
19. Допишите фразу: «Пламя, широко охватившее и уничтожающее что-нибудь, называется _________».
20. Назовите основные причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях: А) нарушения, допу-щенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений; Б) несоблюдение элементарных мер пожар-ной безопасности производственным персоналом и неосторожное обращение с огнем; В) нарушение правил пожарной безопасности технологического характера в процессе работы промышленного предприятия при эксплуатации электрооборудования и электроустановок, а также эксплуатация неисправного оборудования;