Выпускницы Московского архитектурного института Ксении Шаховской

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

«Возрождение города Мологи в исторической системе каналов Волга—Молога—Ладога»

Предмет проектирования — возрождение города Молога, затопленного в 1930-х — начале 1940-х годов при строительстве Рыбинской ГЭС и водохранилища.

Молога — древний город, стоявший в месте слияния рек Волги и Мологи, в 32 км от Рыбинска. Город Молога был важным торгово-перевалочным пунктом, и здесь брала начало Тихвинская водная система, связывавшая Волгу с Балтийским морем.

Первоначальный проект Рыбинского водохранилища 1936 года предполагал подпорный уровень в 98 м над уровнем моря. Основная часть Мологи располагалась на отметках 98-101 м над уровнем моря и, таким образом, не подлежала затоплению. Но в 1937 года цифра 98 м была изменена на 102 м, что увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. В этих границах оказалась и Молога…

В последнее время в СМИ широко обсуждается тема строительства на берегах Рыбинского моря Новой Мологи или даже воссоздания этого старинного города на прежнем месте путём спуска (частичного или полного) водохранилища.

Автором настоящего проекта рассматривается вариант снижения уровня Рыбинского водохранилища до первоначальной проектной отметки 98 м над уровнем моря, что позволит осушить территорию города Молога и ещё сотни тысяч га земель, пригодных для рекультивации и развития сельского хозяйства. С уменьшением площади водохранилища улучшится экологическая обстановка, станет возможным развивать экологический туризм. На богатой флорой и фауной Мологской земле предусматривается создание Национального парка «Молога».

Предполагается развить и усилить систему транспортных связей воссоздаваемого города и региона путём прокладки новых авто- и железнодорожной магистралей, которые бы соединили не только Рыбинск и Весьегонск, но Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Возрождённая Молога рассматривается как крайний восточный пункт восстановления исторической Тихвинской водной системы — самого короткого пути от Волги до Балтийского моря. При этом вдоль берегов Мологи многократно увеличится поток как туристических, так и грузовых речных судов.

Для осушения территории после понижения уровня водохранилища предусматривается сеть дренажных каналов для вывода грунтовых вод и защиты от разливов во время паводков. Всё новое строительство предлагается проводить на насыпной укреплённой песчаной основе. Таким образом, город предлагается возродить на отметках не ниже +102 м, чтобы он не был подтопляем во время половодий и штормов на оставшейся акватории Рыбинского водохранилища.

Проектом предусмотрено восстановление регулярной сетки кварталов города по состоянию на начало ХХ века. Центральную часть Мологи предполагается окружить зелёным каре парковой полосы.

Застройка прилегающих к центру территорий предполагается современной, малоэтажной, соразмерной человеку и состоящей из энергоэффективных зданий кластерного типа, блокированных коттеджей и домов усадебного типа. В западной части городскую застройку предлагается постепенно растворить в зелени леса, который также способствует осушению территорий благодаря корневой системе деревьев. Также на западной оконечности города запроектированы научно-исследовательские и образовательные центры. На прибрежных территориях предполагается развивать рыбное хозяйство, а на заболоченных и лесных участках — выращивание ягодных культур.

Таким образом, возрождённая Молога, по мнению автора, станет центром системы оживлённых туристических маршрутов (через Рыбинск, Мышкин, Калязин, Ярославль, Весьегонск, Пошехонье и др.). Осушение части территории Мологского края с понижением уровня водохранилища и возрождением древнего города станет переломным моментом в более разумной реконструкции всего каскада волжских гидросооружений, и более того — нарушенных экосистем по всей стране. Восстановленная Молога станет центром национального парка и заповедника и одним из символов возрождения России.

Наши рекомендации