Методические указания по выполнению курсового проекта 2 страница
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7 - Значение осадок и дифферента выше кривой 2 не допустимы ни при каких случаях эксплуатации судна. Значения осадок и дифферента в зоне между кривыми 1 и 2 допустимы только при полных трюмах 1а и 1с или 2а и 2с.
Вариант 2
Оценить состояние остойчивости СРТМ «Дмитрий Жабинский» (проект 502-Э, кормовое траление) на промысле.
При необходимости принять меры по обеспечению остойчивости.
Построить диаграммы статической и динамической остойчивости. Определить основные критерии остойчивости.
Данные изменения нагрузки взять из таблицы 7. Основные данные, необходимые для выполнения работы, взять из таблиц 8—9 и рисунков 8—15.
Индивидуальное задание
Методом пересчета построить диаграмму статической остойчивости, считая, что в рассчитываемом варианте полностью израсходована питьевая вода в цистерне № 2 70—79 шп. Л Б. По полученной диаграмме определить угол крена судна. Цистерна расположена между Д. П. и левым бортом.
Основные сведения о судне
Тип судна: Средний рыболовный морозильный траулер с кормовым слипом.
Назначение: Автономный или экспедиционный лов рыбы тралом. В качестве дополнительного орудия лова предусмотрен кошельковый невод среднего размера (до 640X120 м).
Район плавания: Неограниченный.
Место постройки: г. Киев, СССР.
Главный двигатель. Дизель SKL типа 8NV Д-48,А U мощностью 1000 л. с.
Скорость полного хода: 11,7 узлов.
Автономность: 31 сутки.
Дальность плавания: 9500 миль.
Главные размерения и характеристики:
Длина между перпендикулярами L = 49,4 м.
Ширина борта В = 9,8 м.
Коэффициент полноты водоизмещения = 0,52.
Суммарная площадь скуловых килей SCK=10,8 м2.
Площадь боковой проекции бруск. киля Sбр = 6,5 м2.
Вместимость рыбных трюмов:
Трюм № 1 - 70 т мороженой рыбы;
Трюм № 2— 130 т мороженой рыбы.
Так как грузовые трюмы рефрижераторные и загружаются из морозильного отделения, угол заливания при расчетах не учитывается.
График построен без учета влияния свободных поверхностей жидких грузов в цистернах.
При учете влияния свободных поверхностей учитывать только поверхность в цистерне питьевой воды № 2 ЛБ в районе 70—79 шп, пользуясь таблицей 9.
Таблица 7
Таблица изменения нагрузки
Случай нагрузки | I | I I | I I I | IV | V | V I | ||||||
Статьи нагрузки | Вес Р(m) | Глуб. (м) | Вес Р(m) | Глуб. зап. (м) | Вес Р(m) | Глуб. зап. (м) | Вес Р(m) | Глуб. зап. (м) | Вес Р(m) | Глуб. зап. (м) | Вес Р(m) | Глуб. зап. (м) |
1 Тралы мокрые на палубе | 1.65 | 1.65 | 3,30 | |||||||||
2 Неиспольз. тара в корм. тр. | ||||||||||||
3 Рыба на палубе | ||||||||||||
4 Рыба в трале на стреле | ||||||||||||
5 Рыба в носовом трюме | ||||||||||||
6 Рыба в кормовом трюме | ||||||||||||
7 Вода в цис. № 2 ЛБ (70—79 шп.) | 0,4 | 0,5 | 0,8 | 0,9 | 0,6 | 0.3 | ||||||
8 Диз. топливо цист. 4 ЛБ (25—35 шп.) | 0,8 | 0,6 | 0,4 | 0.2 | ||||||||
9 Диз. топливо № 3 ПБ (25—35 шп.) | 0,8 | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,2 |
Примечания:
1. Местоположение груза в трюмах и на палубе выбирается самостоятельно.
2. Тралы на палубе считать расположенными в районе 59—63 шп.
Таблица 8 Исходный вариант нагрузки № 5: «Возвращение с промысла с 0% улова и 10% запасов (Траловый лов)»
Статьи нагрузки | Район (шп) | Вес Р (m) m.c. | Аппликата Z (м) | Ст. мои. PZ m.c.м. |
1 Судно порожнем | - | 781,50 | 4,37 | 3415,2 |
2 Экипаж с багажом | - | 3,41 | 6,43 | 21,9 |
3 Провизия | - | 0,40 | 5,80 | 2,3 |
4 Питьевая вода в цист. № 2 ЛБ | 70-79 | 5,64 | 3,70 | 20,9 |
5 Мытьевая вода в цист. № 3 ПБ \ | 79-кор. | 2,72 | 4,10 | 11,1 |
6 Мытьевая вода в цист. № 4 ЛБ | 79- кор. | 3,20 | 3,82 | 12,2 |
7 Ваеры | - | 5,40 | 6,78 | 36,5 |
8 Два трала (мокрые) | - | 3,30 | 7,60 | 25, 1 |
9 Траловые доски | - | 1,80 | 8,80 | 15,8 |
10 Съемные детали пром. устройства | - | 2,10 | 10,10 | 21,2 |
11 Запчасти к орудиям лова | - | 4,00 | 6,87 | 27,6 |
12 Запчасти устройства | - | 0,25 | 6,00 | 1,5 |
13 Запчасти механизмов | - | 0,30 | 5,50 | 1,6 |
14 Промыслово-разделочная часть | - | 1,28 | 6,20 | 8,0 |
15 Неиспользованная тара в трюме | - | 17,00 | 3,30 | 56,1 |
16 Цистерна диз. топлива № 8 ЛБ | 70-79 | 6,28 | 2, 44 | 15,3 |
17 Цистерна диз. топлива № 9 ПБ | 70-79 | 3,54 | 2,58 | 9,1 |
18 Цистерна диз. топлива № 1 | 60-70 | 5,03 | 0,37 | 1,2 |
19 Цистерна сепарнр. топлива | 75-79 | 1,93 | 2,65 | 5,2 |
20 Цистерна сепарпр. масла ЛГ> | 52-53 | 0,39 | 3,81 | 1,5 |
21 Цистерна масла ВРШ ЛБ | 68-70 | 1,25 | 4,38 | 5,5 |
Таблица 9
D(m) | Цист. питьевой воды № 2 70—79 шп. Л Б |
ΔZД (м) | |
0,023 0,021 0,020 |
Рисунок 8 - Цистерна дизельного топлива № 4 ЛБ в районе 25-35 шт
Рисунок 9 - Цистерна воды № 2 ЛБ в районе 70-79 шт
Рисунок 10 - Цистерна дизельного топлива № 3 в районе 25-35 шт.
Рисунок 11
Рисунок 12
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15
Вариант 3
Оценить состояние остойчивости БМРТ «Плутоний» постройки ПНР на промысле в условиях обледенения.
При необходимости принять меры по обеспечению остойчивости. Построить диаграммы статической и динамической остойчивости с помощью «пантокарен». Определить основные критерии остойчивости.
Данные изменения нагрузки взять из таблицы 10. Основные данные, необходимые для выполнения работы, взять из таблиц 11—15 и рисунков 16—26.
Индивидуальное задание
Построить диаграмму статической остойчивости с помощью универсальной диаграммы остойчивости для состояния нагрузки:
D = 3400 т,
По построенной диаграмме определить величину необходимого момента для вывода из воды трещины, расположенной с Л. Б. в районе миделя на глубине 0,6 м ниже ватерлинии. Судно имеет крен 3° на левый борт. Какой угол крена получит судно при обрыве грузового шкентеля с грузом?
В момент обрыва груз весом 3 т висел над поверхностью воды с правого борта, а судно имело крен на этот же борт, равный амплитуде бортовой качки —12°. Расстояние от нока стрелы до диаметральной плоскости судна — 8 м.
Основные сведения о судне
Тип и назначение: Большой морозильный рыболовный траулер с кормовым слипом, одновинтовой, дизельный. Предназначен для лова рыбы, выработки филе, производства консервов и вытопки, рыбьего жира, производства полуфабрикатов рыбной муки.
Место постройки: ПНР.
Район плавания: Неограниченный в любое время года.
Главные размерения и характеристики:
Длина между перпендикулярами L=75,0 м.
Ширина борта В = 13,8 м.
Коэффициент полноты водоизмещения
Суммарная длина скуловых килей
Ширина скулового киля bcк=0,35 м.
График построен без учета влияния свободных поверхностей жидких грузов в цистернах в условиях обледенения.
При расчете плеч статической остойчивости с помощью «пантокарен» применить выражение
При необходимости балластировки рекомендуемые цистерны даны в таблице 12.
Таблица 10
Таблица изменения нагрузки
Случай нагрузки | I | II | III | IV | V | IV | ||||||
Статьи нагрузки | Вес Р (m) | Глуб. (м) | Вес Р (m) | Глуб. (м) | Вес Р (m) | Глуб. (м) | Вес Р (m) | Глуб. (м) | Вес Р (m) | Глуб. (м) | Вес Р (m) | Глуб. (м) |
1 Цист, ф/пика нижняя (вода) в р-не 115шп.-нос | 2,0 | 1.0 | 3.0 | 3.5 | 4,0 | 0,5 | ||||||
2 Цист, воды ЛВ 14—28 шп. | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 0,5 | ||||||||
3 Цист, днз. топлива Л Б 48—52 шп. | 1,0 | 2,0 | 1,5 | 0,5 | ||||||||
4 Цист. днз. топлива ГШ 48—52 шп. | 1.0 | 2,0 | 1,5 | 0,5 | ||||||||
5 Цист. кот. топлива ЛБ 76—95 шп. | 0,5 | 0,8 | 1.2 | |||||||||
6 Цист, меж дуд. Л В 61—68 шп. | ||||||||||||
7 Груз, трюм № 1 96—115 шп. | ||||||||||||
8 Груз, трюм № 2 76—95 шп. (рыба) | 0,6 | 0,4 | 0.8 | 1.0 | 0,5 | 0,9 | ||||||
9 Груз, трюм № 3 28—48 шп. (рыба) | 1,4 | 1,2 | 2.0 | 1.8 | 1,0 | |||||||
10 Рыба на палубе 15—26 шп. | 10,0 | 5,0 | 15,0 | 8,0 |
Примечание. Принять для рыбы в трюмах К = 2 м3/т.
Таблица 11
Исходный вариант нагрузки № 8 «Возвращение в порт с 20% груза в трюмах, 20 т рыбы на палубе, 10% запасов в условиях обледенения»
Статьи нагрузки | Располож. (шп) | Вес Р(m) | Апплик. Z (м) | Мом. P.Z (mм) |
1 Судно порожнем | 2344.3 | 6,53 | ||
2 Экипаж на главной палубе | 53-121 | 10,8 | 8,70 | 94,0 |
3 Экипаж на верхней палубе | 45-90 | 3,3 | 11,15 | 36,8 |
4 Экипаж на шлюпочной палубе | 42-85 | 0,9 | 13,35 | 12,0 |
5 Провизия | 70-89 | 3,5 | 8,70 | 30,5 |
6 Рыболовное снаряжение на палубе | — | 22,0 | 12,55 | 269,6 |
7 Рыболовное снаряжение на палубе | — | 28,0 | 9,20 | 257,6 |
8 Цистерна воды сепаратора | 59-61 | 3.4 | 0,69 | 2,3 |
9 Цистерна питьевой воды ПБ | 17-28 | 4,6 | 1,24 | 5,7 |
10 Цистерна № 1 ПБ | 9-28 | 8,5 | 0,62 | 5,3 |
11 Цистерна междудонная ЛБ | 61-68 | 11,6 | 0,69 | 8,0 |
12 Цистерна переливная диз. топлива | 56-59 | 4,0 | 0,68 | 2,7 |
Продолжение
Статьи нагрузки | Располож. (шп) | Вес Р(m) | Апплик. Z (м) | Мом. P.Z (mм) |
13 Цистерна сепаратора диз. топлива | 52-56 | 9.7 | 2,71 | 26.3 |
14 Цистерна отстойная диз: топлива | 52-56 | 17.4 | 2,80 | 48,7 |
15 Цистерна № 4 Л. Б. диз. топлива | 48-56 | 17.5 | 0,61 | 10,7 |
16 Цистерна переливная кот. топлива | 56-58 | 2,9 | 0,67 | 1,9 |
17 Цистерна отстойно-расходная кот. топлива | 52-56 | 13,9 | 2,84 | 39,5 |
18 Цистерна № 1 ЛБ кот. топлива | 76-95 | 7,2 | 0,20 | 1,4 |
19 Цистерна циркуляц. ЛБ и ПБ(масло) | 57-68 | 18,6 | 0,46 | 8,6 |
20 Цистерна отстойная (масло) | 52-56 | 1,5 | 1,51 | 2,3 |
21 Цистерна цилиндр, масла | 54-56 | 0.5 | 1,33 | 0,7 |
22 Грузовой трюм № 1 — рыба | 96-115 | 144,0 | 4,82 | 694,1 |
23 Грузовой трюм № 5 — консервы | 8-кор. | 8,0 | 5,84 | 46,7 |
24 Груз, трюм № 4 — рыбная мука | 8-28 | 26,0 | 3,37 | 87,6 |
25 Рыба на палубе | 15-26 | 20,0 | 10,60 | 212,0 |
26 Картон в груз, трюме № 2 | 76-95 | 21,0 | 6,00 | 126,0 |
27 Картон в груз, трюме № 3 | 28-48 | 35,0 | 5,90 | 206,5 |
28 Обледенение | - | 40,0 | 11,2 | 448,0 |
Таблица 12
Наименование цистерны | Распол. (шл.) | Вес Р (г) | Аппликат. Z(m) | Ст. мом. PZ (тм) |
1 Цистерны № 1 ЛБ и ПБ 2 Цистерна № 6 ЛБ 3 Цистерна № 6 ПБ 4 Цистерны № 7 ЛБ и ПБ | 96-113 29-48 29-48 29-48 | 112,8 53.8 72,2 134,3 | 1,50 1,28 1.39 1,73 | 169,2 68,9 100,4 232.3 |
Таблица 13
Таблица емкости трюма № 2
Глубина заполн (м) | Объем (м3) | Апплик. Z (м) |
2,52 | ||
0,20 | 2,62 | |
0,40 | 2,72 | |
0,60 | 2.82 | |
0,80 | 2,92 | |
1,00 | 3,01 | |
1,20 | 3,12 |
Таблица 14
Таблица емкости трюма № 3
Глубина запол. (м) | Объем (м3) | Апплнк. Z (м) |
3,31 | ||
0,40 | 3,42 |
Продолжение
Глубина запол. (м) | Объем (м3) | Апплнк. Z (м) |
0,80 | 3,61 | |
1,00 | 3,71 | |
1,20 | 3,81 | |
1,60 | 4,00 | |
2,00 | 4,20 |
Таблица 15
Таблица потерь метацентрической высоты от влияния свободных поверхностей жидкости в цистернах
D (т) | Цист. диз. топлива Л Б (ПБ тоже) 48—52 шп. | Цист. кот. Топлива ЛБ (ПБ тоже) 76—95 шп. |
0, 009 | 0,102 | |
0, 004 | 0,095 | |
- | 0,082 | |
- | 0,072 | |
- | 0,068 |
Рисунок 16 - Цистерна диз. топлива № 5 ЛБ или ПБ в районе 48-52 шп.
Рисунок 17 - Цистерна воды ЛБ в районе 14—28 шп.
Рисунок 18 - Цистерна воды (ф/пик) в районе нос-115 шп.
Рисунок 19 – Цистерна кот. Топлива № 1 ЛБ в районе 76-95 шп.
Рисунок 20 - Вес и аппликата ц. т. обледенения
Рисунок 21
Рисунок 22
Рисунок 23
Рисунок 24
Рисунок 25 – Плечо кренящего момента
Рисунок 26
Вариант 4
Оценить состояние остойчивости РТМ «Руза» (типа «Тропик»). При необходимости принять меры по обеспечению остойчивости. Построить диаграммы статической и динамической остойчивости. Определить основные критерии остойчивости. При расчетах принять Xg—Xc. Данные изменения нагрузки взять из таблицы 16. Основные данные, необходимые для выполнения работы, взять из таблицы 17 и рисунков 27—37.
Индивидуальное задание
1. Определить положение ватерлинии, относительно марок углубления в рассчитываемом варианте нагрузки.
Учесть, что на диаграммах даны теоретические осадки носом и кормой. Носовая марка углубления нанесена в метрической системе измерений, а кормовая - в дюймовой. Нижняя кромка киля в районе носовой марки углубления выше основной плоскости на 590 мм, а в районе кормовой марки ниже основной плоскости на 730 мм.
2. Определить период бортовой качки для рассчитываемого варианта нагрузки.
Основные сведения о судне
Тип судна: Рыболовно-морозильный траулер типа «Тропик».
Место постройки: г. Штральзунд, ГДР.
Район плавания: Неограниченный.
Экипаж: 79 человек.
Главные размерения и характеристики:
Длина между перпендикулярами L = 71,0 м.
Ширина борта В=13,2 м.
Коэффициент полноты водоизмещения б = 0,555.
Общая длина скуловых килей
Ширина скуловых килей bск=0,4 м.
График 2дР = f(D) построен без учета влияния свободных поверхностей жидких грузов в цистернах.
При определении аппликаты центра тяжести жидкого груза учитывать влияние свободной поверхности в цистерне.
При расчете плеч статической остойчивости применить выражение
Абсцисса центра тяжести груза отсчитывается от кормоdого перпендикуляра (К.П.).
Таблица 16 Таблица изменения нагрузки
Случай нагрузки | I | II | III | IV | V | VI | ||||||
Статьи нагрузки | Вес Р (т) | Глуб. зап. (м) | Вес Р (т) | Глуб. зап. (м) | Вес Р (т) | Глуб. зап. (м) | Вес Р (т) | Глуб. зап. (м) | Вес Р (т) | Глуб. зап. (м) | Вес Р (т) | Глуб. зап. (м) |
Цист. диз. топлива 58—67 шп. ЛБ | 1,4 | 1,0 | 0,8 | 1,3 | 0,6 | 1,2 | ||||||
Цист. диз. топлива 58—69 шп. ПБ | 1,0 | 0,6 | 0,4 | 1,1 | 0,2 | 0,9 | ||||||
Цист, воды 21—32 шп. ПБ. | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 2,0 | 1,0 | 2,5 | ||||||
Трюм № 1 (рыба) | ||||||||||||
Трюм № 2 (рыба) | ||||||||||||
Трюм № 3 (рыба) | ||||||||||||
Рыба на палубе | ||||||||||||
Обледенение |
Примечание. Местоположение груза в трюмах и на палубе выбирается самостоятельно.
Таблица 17
Исходный вариант нагрузки № 12 «возвращение с промысла с полным грузом рыбы и 10% запасов в условиях обледенения»
Статьи нагрузки | Район (шп) | Вес Р (т) | Апплик. Z (м) | Момент P×Z (тм) | Абсц. От КП Х (м) | Мом. Р×Х (тм) |
1 Цистерна диз. топлива ПБ | 38-47 | 19,70 | 1,12 | 22,0 | 25,3 | 498,0 |
2 Переливная цистерна диз. топлива ЛБ | 54-57 | 4,22 | 0,68 | 2,9 | 33,3 | 140,5 |
3 Цистерна очищенного топлива ЛБ | 49-54 | 7,50 | 1,28 | 9,6 | 30.9 | 232,0 |
4 Цистерна диз. топлива ЛБ | 27-37 | 10,00 | 1,54 | 15,4 | 19,6 | 196,0 |
5 Цистерна мазутная ПБ | 49-57 | 7,20 | 0,55 | 4,0 | 31,8 | 229,0 |
6 Цистерна реф. масла ЛБ | 67-70 | 0,40 | 0,84 | 0,3 | 41,3 | 16,5 |