Операции Goodwood I, II, III и IV

В августе 1944 «Тирпиц» наконец прошёл морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налеты (операции Goodwood I и Goodwood II), окончившиеся безрезультатно из-за плохой погоды.

Операции Paravane, Obviate и Catechism

Операция Paravane (англ. параван) была предпринята Королевскими ВВС Великобритании 15 сентября с базы Ягодник под Архангельском. Самолёты Avro Lancaster были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy и экспериментальными 500-фунтовыми (230 кг) подводными «ходячими» минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты Тирпица, одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, сделав его немореходным. У немцев практически не было возможности поставить Тирпиц в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё, в качестве плавучей артбатареи на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию. Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости воздушного флота из Шотландии, и англичане продолжили атаки на него, не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль.

28 октября с базы Лоссимут в Шотландии был предпринят очередной налёт на Тирпиц, под названием Операция Obviate (англ. устранять) — но в последний момент корабль был скрыт облаками, и лишь одна бомба Tallboy, разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал.

Но в следующий раз, 12 ноября 1944, во время операции Catechism (англ. катехизис; допрос), над Тирпицем не было ни дымовой завесы, ни облаков. В корабль попало 3 бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две других пробили броню и проделали 200-футовую (61 м) дыру в его левом борту и привели к пожару и взрыву в пороховом складе, который оторвал башню «С». В итоге Тирпиц затонул к западу от Тромсё, в бухте Хокёйботн, через несколько минут после атаки, унеся с собой на дно 1 000 человек из команды в 1 700.

По не до конца понятным причинам Люфтваффе не удалось помешать бомбардировке. Германской ПВО удалось лишь повредить двигатель одного из самолётов, участвовавших в налёте, но его команда спаслась, «жёстко» приземлившись в Швеции. В результате этого провала командир Люфтваффе в Норвегии, майор Генрих Эрлер, был обвинён в пренебрежении обязанностями и приговорён к смертной казни, заменённой тремя годами заключения и отправкой на фронт.

Уничтожение Тирпица устранило последнюю серьёзную угрозу для союзников на поверхности северной Атлантики. Это позволило перевести главные силы — линкоры и авианосцы — из европейского региона, где они держались в качестве сдерживающих сил, — в Индийский и Тихий океаны, где они приняли участие в боевых действиях против Японии

После войны

После войны обломки Тирпица были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти весь корабль был разрезан и вывезен. Однако значительная часть носовой части Тирпица остаётся там, где он затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsvåg).

Недалеко от места затопления Тирпица существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), не попавших в цель. В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ. Некоторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте, Хэмпшир

Командный состав

Указание при строительстве: капитан цур зее Фридрих Карл Топп (нем. Friedrich Carl Topp), 15 января 1941 — 25 февраля 1941

капитан цур зее Фридрих Карл Топп, 25 февраля 1941 — 24 февраля 1943

капитан цур зее Ганс Карл Мейер (нем. Hans Karl Meyer), 24 февраля 1943— 1 мая 1944

капитан цур зее Вольф Юнге (нем. Wolf Junge), 1 мая 1944 — 4 ноября 1944

капитан цур зее Роберт Вебер (нем. Robert Weber), 4 ноября 1944 — 12 ноября 1944 (убит в бою)

Основная информация

Тип: линкор

Государство флага: фашистская Германия

Порт приписки: Тронхейм

Верфь: Верфь кригсмарине в Вильгельмсхафене

Строительство начато 2 ноября 1936 г.

Спущен на воду 1 апреля 1939 г.

Введён в эксплуатацию 25 февраля 1941 г.

Выведен из состава флота потоплен 12 ноября 1944 г.

Современный статус разобран, отдельные части сохранились

Параметры

Водоизмещение официальное 35 000 т,

проектное 45 474 т,

максимальное (1944 год) 53 500 т

Длина 241,7 м по ватерлинии;

253,6 м общая

Ширина 36 м

Высота 15 м (от киля до верхней палубы на миделе)

Осадка 9 — 10,6 м

Бронирование броневой пояс: 145…320 мм

палуба: 50…120 мм

були: 220 мм

орудия: 130…360 мм

барбеты: 342 мм

боевая рубка: 360 мм

Технические данные

Силовая установка 12 паровых котлов Wagner

3 турбины Brown Boveri & Cie

Мощность 163 026 л. с. (121 МВт)

Винты три трёхлопастных винта диаметром 4,7 м

Скорость 30,8 узла (57 км/ч)

Дальность плавания 8 870 морских миль (16 400 км) на скорости 19 узлов (35 км/ч)

Экипаж 2 608 человек: 108 офицеров и 2 500 матросов (1943)

Вооружение

Артиллерийское вооружение 8 × 380 мм/L48.5 SK-C/34 (4 × 2)

12 × 150 мм/L55 SK-C/28

16 × 105 мм/L65 SK-C/37 / SK-C/33

Зенитная артиллерия 16 × 37 мм/L83 SK-C/30

12 × 20 мм/L65 MG C/30 (одиночный)

72 × 20 мм/L65 MG C/38 (четверной)

Торпедно-минное вооружение 2 × четверных 533-мм торпедных аппаратов, с торпедами G7a T1

Авиационная группа 4 самолёта Arado Ar196A-3, одна двусторонняя катапульта

Наши рекомендации