Олодежный жилой комплекс — социальное движение в СССР в 1971—1991 годах.

ЧАСТЬ 2

Основную часть работы я хотела бы начать с извлечения из Жилищного кодекса Российской Федерации, который предусматривает основания для признания граждан нуждающимися в жилыхпомещениях, предоставляемых по договорамсоциального найма.

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (извлечение)

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

· не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

· являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

· проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

· являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Следовательно, нуждающимися в жилье могут быть признаны: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору "коммерческого" найма и другие граждане, которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма (и члены их семей). Причем ограничений такого характера, как обеспеченность жильем менее учетной нормы, нет.

В соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.

В п. 3 ч. 1 основанием признания граждан нуждающимися считает непригодность их жилья для проживания. Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Самостоятельное основание нуждаемости - проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1).

Это положение относится и к нанимателям, и к собственникам жилых помещений, а также членам их семей. При этом у них должно отсутствовать иное жилье, занимаемое по договору социального найма или на праве собственности.

Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются, главным образом, в интересах иных проживающих в квартире лиц.

Основные цели, задачи и принципы подпрограммы

Цель и задачи подпрограммы

Подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Участником подпрограммы может быть семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя в возрасте до 35 лет и имеющая одного или более детей (молодая семья), признанная в соответствии с действующим жилищным законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются:

Ø обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса;

Ø создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Ø Молодые семьи - участники подпрограммы могут обратиться в уполномоченную организацию для оказания услуг по приобретению жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья.

Ø Отбор уполномоченных организаций осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации подпрограммы. Критерии отбора уполномоченных организаций, требования к ним и правила оказания ими услуг определяются государственным заказчиком подпрограммы.

Анализируя поставленные государством задачи и цели, можно сказать, что в каждой задаче есть свои недочеты и недостатки:

В – первых, это привлечение дополнительных средств, то есть если молодая семья не имеет каких – либо сбережений, то она вынуждена оформлять кредит.

Во – вторых, это бесконечные очереди молодых семей, которые нуждаются в жилье.

В – третьих, это не компетентная работа уполномоченных организаций, которая создает бесконечные очереди.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

Ø добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

Ø признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;

Ø возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только 1 раз.

Ø Прогнозируемое увеличение объема жилищного строительства и снижение стоимости 1 кв. метра жилья создаст сектор доступного жилья, которое смогут приобрести социально незащищенные группы населения, в том числе и молодые семьи. Уже отработанные механизмы в рамках ранее реализовывавшихся программ по обеспечению жильем молодых семей обеспечат доступность ипотечного кредитования для молодой семьи.

Ø Условиями прекращения реализации подпрограммы являются досрочное достижение цели и задач подпрограммы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.

Для достижения основной цели подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи:

Ø обеспечить организационный механизм предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

Ø обеспечить условия для софинансирования приобретения или строительства жилья молодыми семьями за счет средств местных бюджетов, а также собственных средств граждан и кредитных (заемных) средств.

Размер социальной выплаты из федерального и регионального бюджета в сумме составляет:

- 35 % от стоимости жилья для молодых семей без детей;

- 40 % от стоимости жилья для семей, имеющих 1 ребенка и более,

- 40% от стоимости жилья для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.

Размер социальной выплаты определяется из рыночной стоимости 1 кв. метра и количества членов семьи, то есть в семьях, где детей больше, площадь квартиры будет больше.

Семье состоящей из двух человек полагается жилье в 42 кв. метра, для семей с одним ребенком и более производится расчет, при котором на каждого человека полагается по 18 кв.м.

Сбербанк и молодая семья - как получить ипотечный кредит молодым

Кредит Сбербанка «Молодая семья» – это не льгота, не субсидия и т.д., это разновидность ипотечных программ банка в сфере жилищного кредитования. Как для любой ссуды, заемщики по этой программе должны иметь постоянное место работы и достаточный уровень заработной платы. Количество уже имеющихся квадратных метров никакой роли здесь не играет. Отличием «Молодой семьи» от других ипотечных кредитов являются особые условия его предоставления, которые мы сейчас и рассмотрим.

Кредиты молодым семьям в Сбербанке - условия получения

Сбербанк относит семью к разряду «молодых», если одному из супругов еще не исполнилось 35 лет, т.е. вариантов возрастного сочетания здесь может быть масса (обоим супругам по 25 лет; одному – 25, другому – 50 и т.д.). Если в семье есть ребенок, но семья неполная (только мать или только отец), то она тоже имеет возможность получить ссуду по указанной программе при условии, что родителю, воспитывающему ребенка, также еще нет 35 лет. В целом же, наличие детей является плюсом при расчете максимальной суммы кредита. Если «потолок» кредита для бездетной семьи составляет 80% от стоимости приобретаемого жилья, то семье хотя бы с одним ребенком могут предоставить в кредит до 85% стоимости объекта недвижимости.

Остальные условия предоставления кредита по программе «Молодая семья» в основном такие же, как и по другим видам жилищных кредитов, т.е.:

- объектом недвижимости, на покупку которого предоставляются средства, может быть квартира, дом, часть квартиры или дома, а также земельный участок;

- ссуда может быть оформлена как на покупку уже готового жилья, так и на его строительство;

- валютой кредита могут являться рубли, доллары США, евро;

- максимальный срок кредитования – 30 лет;

- обязательное условие: при дифференцированных платежах – погашение задолженности до того, как заемщику (или старшему из созаемщиков) исполнится 75 лет, при равных платежах – сумма должна быть выплачена, пока заемщик находится в трудоспособном возрасте;

- минимальный размер кредита колеблется от 15 до 45 тысяч рублей в зависимости от региона страны.

Согласно условиям жилищных кредитов, супруг (а) в обязательном порядке выступают в качестве созаемщика по ссуде. Программа «Молодая семья» позволяет привлекать в созаемщики в дополнение к супругу/е также родителей. Это является большим плюсом при расчете максимального размера кредита, т.к. учитываются доходы созаемщиков. При этом в расчет доходов заемщика и его «второй половинки» принимаются как заработная плата по основному месту работы, так и дополнительные доходы в виде дополнительного заработка, прибыли от занятий частной практикой, досрочно назначенной пенсии. В расчет же доходов родителей принимается только их заработная плата по основному рабочему месту (исключение – неполная семья).

Еще одним положительным моментом данной ипотечной программы являются 2 вида отсрочек по уплате кредита:

1. Отсрочка, предоставляемая на время строительства жилья (но не более 2 лет).

2. Отсрочка, предоставляемая при рождении ребенка после заключения кредитного договора (до того, как ребенку исполнится 3 года).

При этом откладывается срок погашения суммы основной задолженности, но проценты должны уплачиваться непрерывно. Общее увеличение срока кредита не должно превышать 5 лет.

Пакет документов по программе «Молодая семья» помимо стандартного набора (заявления, паспорта, справки о доходах, документов на недвижимость и пр.) включает свидетельства о заключении/расторжении брака и рождении ребенка. Если привлекаются родители, то потребуются также документы, подтверждающие родство.

Приобретаемое или строящееся жилье выступает в качестве объекта обеспечения по кредиту. Кроме того, потребуется поручительство супруга, если он не оформлен в качестве созаемщика.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что кредит это в – первых долг, который повиснет, как минимум на 20 лет. Разрабатывая такие программы, банк, скорее всего не предусмотрел некоторые нюансы:

В – первых, что молодая семья может вовсе не иметь родителей либо иметь, но уже достигшего пенсионного возраста;

Во – вторых, доход молодых супругов может быть недостаточным для оформления кредита.

Хотя, безусловно, программа «Молодая семья» выгодно отличается от обычных кредитов и ссуд банков, но даже она в полной мере не может помочь решить проблему с жильем.

илищная политика СССР.

олодежный жилой комплекс — социальное движение в СССР в 1971—1991 годах.

Движение по строительству молодежных жилых комплексов (МЖК) стартовало в СССР в 1971 г, когда в подмосковном Калининграде (ныне город Королев) был построен первый молодежный жилой дом. Идея МЖК была подсказана самой жизнью: молодёжь была готова сама включиться в процесс создания своего жилья, отработав на стройке некоторое время.

Государство идею МЖК поддержало, и в 1985—86 гг. вышел ряд постановлений, благодаря которым движение МЖК приобрело всесоюзный размах.

МЖК был попыткой разрешить острейший кризис с жильем. И попыткой удачной. С помощью этой программы улучшили свои жилищные условия более 4 миллионов человек. Но значимость МЖК заключалась не только в решении жилищного вопроса.

При строительстве МЖК появилась возможность самостоятельно организовывать свою жизнь, быт и досуг внутри жилищных комплексов. В целом ряде молодежных жилых комплексов широко использовался принцип самоуправления. Организации МЖК во многом предвосхитили появление товариществ собственников жилья (ТСЖ).

Первоначально Молодежный жилой комплекс предполагался как способ создания нормальных жилищных и социально-культурно-бытовых условий для молодых семей в СССР. Фактически — широкомасштабный социально-экономический эксперимент, новая социальная технология. Эксперимент, который имел положительную оценку в народе и дал позитивный резонанс в общественной жизни страны.

По признанию экспертов «…Движение МЖК… качественно отличалось от многих строек социализма и комсомольских инициатив (освоения целины, строительство Байкало-Амурской магистрали, и других). Оно было лишено их многих недостатков, обладало широким спектром достоинств… Движение отражало и отстаивало коренную потребность человека в собственном жилище, личном материальном благополучии, в сочетании с духовным развитием, с учётом интересов семьи и общества в целом… Движение МЖК во многом переняло опыт 1950—1980-х движения ССО — студенческих строительных отрядов.

Стагнация и застой в СССР в период 1960—1980-х привели к обострению кризисных явлений, в том числе в продовольственном, товарно-материальном и жилищном обеспечении граждан. XXVII съезд КПСС отмечал, что недостаток жилья наиболее остро сказывается на молодёжи и молодых семьях, при этом в стране — невысокие темпы строительства, дефицит кадров на предприятиях стройиндустрии (на начало 1980-х годов он составлял в стране примерно 500 000 человек) и на многочисленных домостроительных комбинатах (ДСК), незагруженностью, недоиспользованием мощностей домостроительной базы. Стало очевидно, что одно из условий изменения ситуации — немедленная помощь молодёжи.

Удачный пример, когда молодёжь проявила инициативу по созданию жилищных и социально-бытовых условий, был обнаружен в подмосковном городе Калининграде (сейчас город Королёв). Здесь в 1968 году среди молодых учёных (космическая отрасль), появилась группа энтузиастов, пожелавших попробовать построить дома с элементами нового коллективистского быта. Для реализации идеи был создан комсомольско-молодёжный строительный отряд (50 % — молодые учёные, 50 % — рабочая молодёжь) и в 1971 году была вбита первая свая первого в стране МЖК. Дом был построен и заселен в 1976 году, коллектив жителей начал реализовывать социальные проекты по месту жительства. Город сознательно пошёл на эксперимент, суть которого состояла в том, чтобы активно поддерживать прогрессивные формы быта и культурного досуга, способствовала гармоничному развитию детей. В поэтажных холлах домов Калининградского МЖК расположились комнаты продлённого дня для школьников, вечерний детский сад, ясли, библиотека, зал семейных торжеств, помещения для занятий спортом и т. д. Сложившийся по месту жительства коллектив организовывал совместные для всех жителей мероприятия, субботники и праздники, что вело к повышению уровня сознательности, социализации граждан и снижению количества правонарушений в микрорайоне. Опыт начал активно популяризироваться.

Опыт МЖК-1 был одобрен VII пленумом ЦК ВЛКСМ (ноябрь 1980) и XIX съездом ВЛКСМ. Данный МЖК был награждён «Премией Ленинского Комсомола» (1976). В ЦК КПСС состоялось совещание по теме МЖК. Январская (1977) статья в Комсомольской правде об опыте калининградской молодёжи была с воодушевлением изучена в Свердловске. В 1980-м году началось сооружение МЖК-1 города Свердловска. Главную цель эксперимента председатель оргкомитета Свердловского МЖК Евгений Королёв сформулировал так: «Человек строит дом — дом строит человека». Опыт Свердловского МЖК изучался выездным заседанием секции Союза Архитекторов СССР в мае 1983 года (был рассмотрен целый комплекс вопросов по проблеме проектирования и функционирования МЖК); вопросы МЖК были вынесены на обсуждение во всесоюзном ЦНИИЭП жилища. В 1985 году коллектив МЖК-1 был удостоен Премии Ленинского Комсомола. С 1982 года идеи МЖК приняли массовый характер — во многих регионах появились сторонники идеи создания среды обитания, достойной современного человека. В Томске, Новосибирске, Архангельске, Ленинграде были сформированы оргкомитеты первых МЖК…

Будущее социально-экономическое молодежное движение зарождалось на фоне дефицита всего материального, на фоне острейшей жилищной проблемы — очереди очередников (не считая параллельных очередей «льготников» и «ветеранов») на предприятиях были на десятки лет вперед, а львиная доля жилищного строительства приходилась на создание временного жилья — различного рода общежития — унылые многоэтажные коробки будущих трущоб. В такое время успешный опыт МЖК подмосковного Калининграда и Свердловска стал поистине лучом надежды. Опыт активно популяризировался в общенациональной молодёжной прессе, в частности, — в газете «Комсомольская правда» и на радиостанции «Юность» Гостелерадио СССР.

МЖК создавались при крупных промышленных предприятиях, но под контролем и координацией региональных органов ВЛКСМ; имели статус территориальных ударных комсомольских строек (УКС). МЖК возводились в зависимости от местных условий — это или новый микрорайон на новом месте, или интеграция МЖК в существующий микрорайон, или реставрация комплекса старинной и исторической застройки. В основном МЖК создавались по особым, экспериментальным, специально разработанным проектам, отличным от домов типовых серий.

Строительство домов МЖК и объектов соцкультбыта в 1980—1987 осуществлялась в части неосвоенных и невостребованных средств на строительство, на обновление и реконструкцию предприятия (включая объекты жилья и соцкультбыта для работников), ранее выделенных Госпланом СССР. После 1987 года средства на МЖК стали планироваться государством отдельной строкой, получатель средств — базовые предприятия и предприятий-дольщиков проекта. «Положение о молодёжном жилом комплексе», утверждённое II-м пленумом ЦК ВЛКСМ от 12 декабря 1987 года дало определение МЖК: «Молодёжный жилой комплекс (МЖК) представляет собой жилые дома, объекты социального, культурно-бытового и спортивного назначения, предназначенные для проживания и обслуживания рабочих и служащих, принимавших непосредственное участие в их возведении». Положение отмечает, что «… Основной целью создания МЖК является улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей, повышение трудовой и общественно-политической активности молодёжи, развитие принципов коллективизма, дальнейшее совершенствование прогрессивных форм социального общежития, трудового, нравственного и физического воспитания…». Положение регламентировало создание и деятельность организации МЖК, строительство комплекса (как через участие строительного подрядчика, так и «хозяйственным способом»), трудовое участие членов МЖК в строительстве комплекса, жилой фонд («…вся жилая площадь в домах молодёжного жилого комплекса предоставляется молодым рабочим и служащим, выполнившим программу трудового участия в проектировании и строительстве комплекса и работающим на предприятиях, в учреждениях, организациях, для работников которых этот комплекс строится…»), финансово-хозяйственная деятельность, порядок контроля за деятельностью МЖК (органами местной власти — рай-гор-исполкомами, а также райкомами и горкомами ВЛКСМ), порядок реорганизации или прекращения деятельности.

Устойчивый прогресс социума в своём культурном развитии (определение, данное на межрегиональной конференции МЖК СССР в Новосибирске, 1988) перерос во всесоюзное «социальное движение», получившее широкое развитие с 1984 года и в шутку называемое «создание условий коммунизма в отдельно взятом микрорайоне». В 1980—1985 годах решения о создании МЖК региональные власти принимали самостоятельно. Первый всесоюзный нормативный документ — Постановление Совета Министров СССР от 5 июля 1985 года № 628. Движение МЖК в полной мере соответствовало популярным в ту пору лозунгам КПСС — создание гармоничных условий жизни, создание условий здорового и физического воспитания детей и подрастающей молодежи, воспитание патриотичности, укрепление семьи, повышение деторождаемости, повышение культурного и образовательного уровня граждан, снижение уличной преступности и хулиганства. В основе идеи — создание условий для молодых семей, где есть условия творческого развития, как детей, так и их родителей. Родители могли самореализоваться в творчестве, в работе различных структур микрорайона, получить условия для спорта, улучшения здоровья и отдыха. Найденная форма решения проблемы давала уверенность, что в новых комплексах и жизнь пойдёт по-новому. С этой надеждой в комсомольско-молодёжные строительные отряды МЖК пошли люди с активной жизненной позицией. Уникальным стал фактор массового привлечения ученых к процессу проектирования жизни нового типа.

Несмотря на появившиеся многочисленные сложности, движение МЖК в целом по стране встало на ноги в 1984—1986 гг. Во многом благодаря наличию в региональных системах власти руководителей, которые смотрели на перспективу, мыслили стратегически и в том числе активно поддержали молодёжную инициативу.

Сравнительный анализ ипотечного кредитования в РФ и зарубежных странах

оединенные штаты Америки.

отдельного ипотечного кредитования для молодых семей в том виде, каким его пытаются внедрить в России, не существует. Однако там есть ряд программ льготного жилищного кредитования для малоимущих граждан, к которым при определенных условиях могут относиться и молодожены. Причем эти программы действуют на федеральном уровне и реализуются во всех штатах. На практике этим вопросом занимаются два ведомства: Федеральная национальная ипотечная ассоциация (ФНИА) и Федеральная корпорация по жилищному кредитованию. Надзор и контроль за их деятельностью осуществляются федеральным советом по жилищному финансированию, являющимся структурным подразделением администрации США. ФНИА с момента своего образования в 1968 году помогла обзавестись собственным жильем почти 50 миллионам американских семей. В рамках помощи малоимущим она реализует программы льготного кредитования для неполных и многодетных семей. В марте 2000 года компания приступила к осуществлению нового масштабного социально-ориентированного проекта: в течение 10 лет обеспечить жильем дополнительно 18 миллионов семей. Стоимость программы, которая, кстати, называется "Осуществление американской мечты", оценивается в два триллиона долларов. Суть этой программы в том, чтобы реализовать такие механизмы ипотечного кредитования, которые бы позволили заемщику уменьшить свой первоначальный платеж при приобретении недвижимости до 3 процентов (для сравнения - обычно заемщик должен вносить 20 процентов).

В КИТАЕ с получением, вернее, с покупкой жилья, помогают только предприятия, на которых вы работаете. При этом, чтобы рассчитывать на помощь и купить жилье в 2-3 раза дешевле, надо проработать на предприятии или в организации энное количество лет. Так что субсидируются люди, скорее, не молодые, а среднего возраста. Надо к тому же иметь в виду и чрезвычайно важную для Китая политику ограничения рождаемости: если некуда привести жену, то, может быть, молодой человек не женится, а не женится, так, может быть, одним ребенком в миллиардной стране будет меньше.

В ГЕРМАНИИ на молодоженов распространяются абсолютно все требования, регулирующие ипотечное кредитование. Некоторые из них носят весьма льготный характер. В качестве примера можно привести страхование на случай утраты работы, в соответствии с которым страховая фирма оплачивает ипотеку, пока безработный ищет себе новое место. Поиски могут продолжаться не более двух лет. Уникальный опыт в поддержке молодых семей был накоплен в свое время в ГДР. Вступив в брак, молодые люди в соответствии со специальной государственной программой оформляли ипотечное кредитование и практически сразу же получали ключи от вожделенной квартиры. После рождения первого ребенка выплаты по кредиту резко снижались, а после рождения третьего государство полностью погашало долг, и квартира переходила в собственность молодой семьи.

Такая политика имела поразительный эффект: ни в одном государстве бывшего соцлагеря не было такой "эпидемии" молодежных браков и, как следствие, рождаемости. Нормой стали семьи, в которых у 25-30-летних родителей было по трое детей.

Когда ГДР была присоединена к ФРГ, все подобные программы свернули.

А ВОТ В ПОЛЬШЕ для молодежи есть-таки адресное ипотечное кредитование. Есть специальные счета в специализированных банках. Когда человек вносит пять процентов от общей стоимости квартиры, он ее благополучно получает, а остальные 95 выплачивает потом. Впрочем, как говорят польские коллеги, эта система не так чтобы уж очень популярна. Видимо, не все хотят расплачиваться за жилье "всю оставшуюся жизнь" или есть другие, более приемлемые по цене варианты.

Вывод

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что разработанные жилищные программы не могут в полной мере обеспечить жильем молодые семьи.

Основные недостатки программы состоят в том, что:

1) недостающую сумму для покупки жилья нужно найти самостоятельно, так как государство может предоставить социальную выплату не более 40% (45% - если есть ребенок) от общей стоимости. Свою состоятельность молодой семье нужно доказать. Тем не менее, такую сумму нелегко накопить (ведь семья признана малоимущей), а банки не спешат выдать кредит заемщикам с низким доходом.

Условия в банках России отличаются друг от друга, но в среднем можно вывести такой показатель процентной ставки – он составляет 16 % годовых в рублях, 11 % годовых в долларах. Срок кредитования варьируется от 15 до 30 лет (чем выше срок кредитования, тем меньше ежемесячные выплаты, но больше переплата в конечном итоге). Сумма кредита – от 300 000 рублей.

Стоит помнить, что ежемесячные выплаты не должны превышать половины совокупного дохода семьи. Часто банки требуют страхование жизни заемщика и права собственности на квартиру, а также страхование приобретаемой недвижимости от всех рисков. В качестве залога в данном случае выступает либо приобретаемая квартира, либо квартира, находящаяся в личной собственности или принадлежащая поручителям. В условиях кредита «Молодая семья» сказано, что у заемщика должны быть собственные средства, не менее чем 10-30% от покупной или сметной стоимости жилища (заменой этому может быть документальное подтверждение собственных вложений в указанных пределах). Молодые семьи с ребенком вправе рассчитывать на 90 процентов кредитования, а без ребенка – на 70. Во внимание обычно принимают совокупный доход обоих супругов (в том числе и дополнительный). Также допустимо учитывать доход родителей. Такой вид кредитования подразумевает поручительство со стороны физических лиц.

2) Бесконечные очереди молодых семей желающих получить ипотеку. В пример этому можно привести несколько комментарий оставленных на сайте http://www.ipohelp.ru

«Молодежь, не рассчитывайте вы на государственную программу для молодых семей - стоим уже несколько лет (мне 24, мужу 25, ребенку 3 года) в очереди по номеру 250. Субсидий в год на 10 семей выдали, очереди там формируются не по срокам подачи заявления на участие в программе, а по дате признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, т.е. даже тех, кто позже вас встает на субсидию, могут поставить вперед вас, и таких много!!! Нижний Новгород!!!»

« У меня горе. В интернете наша мэрия, а точнее комитет по делам молодежи, выложил электронную очередь молодых семей. Моему удивлению не было предела, за 3 года мое место не только не продвинулась вперед, а отодвинулась на 40 человек назад по этой очереди!!!»

3) некомпетентная работа уполномоченных организаций, которая создает бесконечные очереди, а также нарушает закон. На многих сайтах оставлены многочисленные жалобы на работу органов, осуществляющих работу по приему документов. В пример можно привести следующие жалобы, оставленные на сайте http://www.ipohelp.ru

«Мы стояли в очереди программы "молодая семья" с 2008 года.

Недавно получили извещение об исключении нас из числа участников, в связи превышения возраста мужа 35 лет, когда мы вставали в очередь ему было 34 года...»

«Я стою на очереди уже 5 лет, была 1-3 на 2011,но поменяли весь состав отдела и они посчитали нужным меня сдвинуть ближе к концу - теперь я 10. Благо года позволяют постоять еще 5 лет. Вот такой вот цирк!!!»

4) обложение налогом той суммы, которую молодая семья получает в виде социальной выплаты. Это требование четко прописано в письме Министерства Финансов Российской Федерации.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 апреля 2008 г. N 03-04-07-01/55

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо о налоге на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила).

Согласно п. 1 Правил данные Правила устанавливают порядок предоставления субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям.

Пунктом 2 Правил установлено, что право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение субсидии удостоверяется именным документом - свидетельством (далее - свидетельство), в котором одинаково поименованы все члены молодой семьи. То есть свидетельство удостоверяет право на получение субсидии молодой семьей в целом, а не кем-либо из членов молодой семьи.

Таким образом, согласно Правилам субсидия предоставляется молодой семье в целом, а не какому-либо одному ее члену и, соответственно, доход в виде субсидии, определяемый для целей налогообложения, получает каждый из членов семьи в соответствующей части.

То обстоятельство, что в соответствии с п. 41 Правил в качестве номинального владельца свидетельства в целях открытия счета в банке для зачисления безналичных средств субсидии, предоставляемой молодой семье, и получателя субсидии выступает один из членов молодой семьи, не изменяет того факта, что собственниками средств субсидии являются все ее члены, поименованные в свидетельстве.

Из вышеизложенного следует, что имущественный налоговый вычет, установленный пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, может получить каждый член молодой семьи, исходя из приходящейся на него части субсидии, предоставленной молодой семье.

Согласно п. 52 Правил субсидия считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, в том числе путем оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, работ (товаров, услуг) по созданию объекта индивидуального жилищного строительства либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена жилищного накопительного кооператива.

Соответственно, этой датой определяется дата получения дохода в виде субсидии.

Наши рекомендации