Нормы и технические требования
ГОСТ 26775-97
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ГАБАРИТЫ ПОДМОСТОВЫЕ
СУДОХОДНЫХ ПРОЛЕТОВ МОСТОВ
НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ
НОРМЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ
И СЕРТИФИКАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (МНТКС)
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН ОАО «Гипроречтранс» (г. Москва)
ВНЕСЕН Минстроем России
2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 23 апреля 1997 г.
За принятие стандарта проголосовали:
Наименование государства | Наименование органа государственного управления строительством |
Республика Армения | Министерство градостроительства Республики Армения |
Республика Беларусь | Минстройархитектуры Республики Беларусь |
Грузия | Министерство урбанизации и строительства Грузии |
Республика Казахстан | Агентство строительства и архитектурно-градостроительного контроля Министерства экономики и торговли Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Минархстрой Киргизской Республики |
Республика Молдова | Министерство территориального развития, строительства и коммунального хозяйства Республики Молдова |
Российская Федерация | Госстрой России |
Республика Таджикистан | Госстрой Республики Таджикистан |
Украина | Госкомградостроительства Украины |
3 ВЗАМЕН ГОСТ 26775-85
4 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 1998 г. в качестве государственного стандарта Российской Федерации постановлением Госстроя России от 29.07.97 № 18-42
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2 1 Область применения. 2 2 Нормативные ссылки. 2 3 Определения. 3 4 Нормы и технические требования. 3 5 Требования безопасности. 7 Приложение а Термины, их определения и сокращения. 8 Приложение б Определение расчетного судоходного уровня воды (РСУ) 11 |
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью создания и дальнейшего использования в странах СНГ единого нормативного документа, регламентирующего на внутренних водных путях (ВВП) нормы и технические требования на габариты судового хода в подмостовом пространстве судоходных пролетов мостовых переходов, необходимые для пропуска судов, плотов и других плавсредств, исходя из безопасных условий, при которых возможна эксплуатация транспортного флота, соблюдение общих требований по экологической безопасности водного бассейна и обеспечение сохранности пролетных строений и опор самих мостов.
Стандарт учитывает возможность захода судов одного суверенного государства СНГ на внутренние водные пути другого государства СНГ, возможность интеграции внутреннего водного транспорта в общеевропейскую воднотранспортную сеть и участия СНГ в едином Европейском рынке по предоставлению на ВВП транспортных услуг, а также перспективу развития перевозок судами смешанного «река-море» плавания и другим перспективным флотом.
Регламентируемые стандартом нормы и технические требования позволяют оптимизировать проектные решения, принимаемые на всех этапах создания и эксплуатации объектов строительства мостовых переходов всех видов и назначений.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ГАБАРИТЫ ПОДМОСТОВЫЕ СУДОХОДНЫХ ПРОЛЕТОВ МОСТОВ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ НОРМЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ CLEARNCES OF NAVIGABLE BRIDGE SPANS IN THE INLAND WATERWAYS NORMS AND TECHNICAL REQUIREMENTS |
Дата введения 1998-01-01
Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые и реконструируемые (кроме железнодорожных) постоянные мосты на внутренних водных путях. Распространение требований настоящего стандарта на реконструируемые железнодорожные мосты должно рассматриваться индивидуально для каждого конкретного случая.
Положения настоящего стандарта подлежат применению расположенными на территории государств предприятиями и объединениями предприятий, в том числе союзами, ассоциациями, концернами, акционерными обществами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, независимо от форм собственности и подчинения, министерствами (ведомствами) и другими органами управления.
Стандарт не распространяется на судоходные пролеты мостов через морские проливы и заливы, морские судоходные каналы, участки водных путей, по которым проходят государственные границы, а также через устьевые участки рек, в которые заходят морские суда.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
ГОСТ 26600-85 Знаки и огни навигационные внутренних водных путей. Общие технические условия.
Определения
В настоящем стандарте применены термины, их определения и сокращения в соответствии с приложением А.
Нормы и технические требования
4.1 Внутренние водные пути (далее - водные пути или ВВП) в зависимости от их характеристик и использования транспортным и техническим флотом подразделяют на семь классов:
1 и 2 - сверхмагистральные;
3 и 4 - магистральные;
5, 6 и 7 - местного значения.
4.2 Водные пути в зависимости от гарантированных (нормированных) габаритов судового хода подразделяют на участки.
4.3 Класс участка водного пути, на котором предусматривается строительство или реконструкция мостов, следует определять в соответствии с основными характеристиками, приведенными в таблице 1.
Если по гарантированной и средненавигационной глубинам судового хода участок водного пути относится к разным классам, то его следует относить к более высокому из этих классов.
На участках водных путей, на которых не установлены гарантированные габариты судового хода, но которые используют или намечают к использованию в перспективе транспортным флотом в полноводный период навигации, класс следует определять по средненавигационной глубине.
Участки водных путей, на которых в расчетной перспективе не предполагается использование транспортного флота, приведенного в таблице 1, но пригодные для судоходства, следует, как правило, относить к 7-му классу.
Класс участка водного пути, как правило, не может быть выше класса нижерасположенного участка. Исключение составляют водные пути, на которых увеличение гарантированной глубины происходит снизу вверх по течению или на которых местные перевозки имеют более развитый характер, чем транзитные.
Средненавигационную и гарантированную глубины следует определять в соответствии с действующими рекомендациями по определению класса внутренних водных путей.
Таблица 1 - Основные характеристики водных путей и транспортного грузового флота
В метрах
Класс водного пути (участка) | Глубина судового хода на перспективу | Расчетные ширина/длина состава | Расчетная надводная высота судна | |||
гарантированная | средненавигационная | судового | плотового | |||
1 - сверхмагистральные | Св. 3,2 | Св. 3,4 | 36/220 | 110/830 | 15,2 | |
или | или | |||||
29/280 | 75/950 | |||||
2 - то же | Св. 2,5 до 3,2 | Св. 2,9 до 3,4 | 36/220 | 75/950 | 13,7 | |
3 - магистральные | Св. 1,9 до 2,5 | Св. 2,3 до 2,9 | 21/180 | 75/680 | 12, | |
4 - то же | Св. 1,5 до 1,9 | Св. 1,7 до 2,3 | 16/160 | 50/590 | 10,4 | |
5 - местного значения | Св. 1,1 до 1,5 | Св. 1,3 до 1,7 | 16/160 | 50/590 | 9,6 | |
6 - то же | Св. 0,7 до 1,1 | Св. 0,9 до 1,3 | 14/140 | 30/470 | 9,0 | |
7 - то же | 0,7 и менее | От 0,6 до 0,9 | 10/100 | 20/300 | 6,6 | |
Примечания 1 В таблице не приведены характеристики судов пассажирского и технического флота (земснаряды, плавкраны и др.), составов, используемых для перевозок крупногабаритного и другого спецоборудования, которые при определении класса водного пути и подмостовых габаритов следует учитывать дополнительно, исходя из конкретных условий участка водного пути. 2 Расчетные значения габаритов плотового состава приведены без учета габаритов вспомогательного буксира-плотовода. |
4.4 Очертания и размеры подмостовых габаритов судоходных неразводных и разводных пролетов мостов (далее - подмостовые габариты) в зависимости от класса водного пути должны соответствовать указанным на рисунках 1 и 2 и в таблице 2.
Таблица 2 - Подмостовые габариты судоходных пролетов мостов
В метрах
Класс полного пути (участка) | Высота подмостового габарита h, не менее | Ширина подмостового габарита В, не менее, для пролета | |
неразводного | разводного | ||
17,0 | |||
15,0 | |||
13,5 | |||
12,0 | |||
10,5 | 100/60 | ||
9,5 | 60/40 | - | |
7,0 | 40/30 | - | |
Примечания 1 Приведенные в таблице значения являются габаритами судового хода под судоходными пролетами. 2 В знаменателе приведена ширина для второго и последующих судоходных пролетов. 3 Значения ширины В, указанные в графе 4, приведены для разводного пролета, предназначенного для пропуска только судов с большой надводной высотой (превышающей значения, указанные в таблице 1). Если разводной пролет предназначен для пропуска составов, то его ширину следует принимать в соответствии с графой 3. |
4.5 Очертание подмостового габарита должно быть прямоугольным (соответствовать указанному на рисунках 1 и 2 контуру АВСОА).
На участках водных путей 1-4-го классов для неразводных пролетов мостов с криволинейным очертанием нижнего пояса пролетных строений, располагаемых в стесненных условиях (в пределах городов и подходов к ним, вблизи транспортных узлов, на автомобильных дорогах со сложными развязками на берегах и в других обоснованных случаях), допускается принимать очертание подмостового габарита по контуру AEFKLDA. При этом высоту h1, и ширину B1, устанавливают по согласованию с органами, регулирующими судоходство, но не менее, соответственно, 0,7h и 0,7В.
4.6 В неразводных пролетах допускается снижать ширину подмостового габарита В, м:
- в пролете, предназначенном для движения плавучих средств только вниз по течению при отсутствии плотоперевозок на водных путях:
4-го класса - до 100;
5-го » - » 80;
6-го » - » 40;
7-го » - » 30;
- в пролете, предназначенном для движения плавучих средств только вверх по течению при средней скорости течения в меженный период, превышающей 0,5 м/с, на водных путях:
1-го класса - до 120;
2-го » - » 100;
3-го и 4-го » - » 80.
При этом очертание подмостового габарита должно быть только прямоугольным.
ABCDA и АЕFКLDA - контуры подмостового габарита;
РСУ - расчетный высокий судоходный уровень воды;
ПУ - проектный уровень воды;
Н - общая высота подмостового габарита;
h - высота подмостового габарита над РСУ;
В - ширина подмостового габарита;
d - гарантированная глубина судового хода на перспективу;
а - амплитуда колебаний уровней воды между РСУ и ПУ.
Положение навигационных знаков условно не показано.
Рисунок 1 - Подмостовой габарит неразводного судоходного пролога моста
ABCDA - контур подмостового габарита;
РСУ - расчетный высокий судоходный уровень воды;
ПУ - проектный уровень воды;
H - общая высота подмостового габарита;
h - высота подмостового габарита над РСУ;
В - ширина подмостового габарита;
d - гарантированная глубина судового хода на перспективу;
a - амплитуда колебаний уровней воды между РСУ и ПУ.
Положение навигационных знаков условно не показано.
Рисунок 2 - Подмостовой габарит разводного судоходного пролета моста
а) - с раскрытием пролетного строения;
б) - с вертикальным подъемом пролетного строения
4.7 Ширина подмостового габарита В может быть принята меньше указанной в таблице 2, если пролет моста полностью перекрывает суммарную ширину водного пути с береговыми полосами отвода с обеих сторон, находящимися в ведении органов речного транспорта.
4.8 Для мостов с разводными пролетными строениями, которые предназначены для пропуска только судов с большой надводной высотой, высоту Н устанавливают по согласованию с органами, регулирующими судоходство, и другими заинтересованными органами. При этом ее следует определять исходя из величины надводной высоты соответствующих судов или объектов, предназначенных для проводки в этом судоходном пролете.
4.9 Неразводные мосты должны иметь, как правило, не менее двух судоходных пролетов: отдельно для движения плавучих средств вниз по течению (от истока к устью) и вверх (против течения).
Если в рассматриваемом створе ширина водного пути с гарантированными глубинами недостаточна для размещения двух судоходных пролетов, допускается предусматривать один судоходный пролет. При этом снижение под ним ширины подмостового габарита, указанное в 4.6, не допускается.
4.10 В наплавных мостах допускается устройство одного судоходного пролета.
4.11 В наплавных мостах ширину выводной части устанавливают в зависимости от класса водного пути с учетом гидрологических условий, а также условий эксплуатации флота, но не менее 1,5-кратной гарантированной ширины судового хода.
4.12 Отметку РСУ следует определять по методике, приведенной в приложении Б.
4.13 Для мостовых переходов через водные пути, по которым в полноводный период навигации возможен заход судов транспортного флота с водных путей более высокого класса, подмостовые габариты судоходных пролетов следует устанавливать по результатам комплексного технико-экономического обоснования, согласованного с департаментом речного транспорта транспортного министерства (ведомства), а при заходе судов с водных путей 1-го и 2-го классов - также с Министерством обороны (Главным штабом ВМФ и Штабом тыла ВС).
4.14 Мостовые переходы следует располагать на участках водных путей, удовлетворяющих следующим требованиям:
а) русло реки должно быть устойчивым, позволяющим удерживать судовой ход без перемещений его по ширине реки и не допускающим изменения глубин, влияющих на судоходство;
б) участок реки должен быть прямолинейным с достаточным удалением от перекатов, по возможности, без поймы или с высокой незначительно затопляемой поймой. Длина прямолинейного участка, а также расстояние от моста до перекатов должны быть, как правило, с верховой стороны не менее трех, а с низовой стороны - не менее полутора длин расчетного судового (плотового) состава;
в) направление течения и ось судового хода должны быть, как правило, параллельны. Отклонение не должно превышать 10°;
г) глубина в судоходных пролетах мостов по всей ширине подмостового габарита В, а также на расстоянии от мостового перехода, указанном в 4.14б, должна быть не менее гарантированной глубины судового хода на расчетную перспективу А.
4.15 Расположение и количество судоходных пролетов должны быть выбраны на основе прогноза возможных русловых переформирований.
В случае деформации русла в процессе эксплуатации в створе мостового перехода и на подходах к нему и при отсутствии условий для переноса судоходства в другой пролет с нормальными судоходными условиями изыскательские, дноуглубительные и другие путевые работы, связанные с обеспечением безопасности судоходства в районе мостового перехода, производят государственные бассейновые управления (государственные предприятия) водных путей за счет владельца моста в объемах, обеспечивающих габариты судового хода, согласованные при проектировании мостового перехода.
4.16 Класс участка водного пути, на котором предусматривается строительство или реконструкция мостового перехода, на сверхмагистральных и магистральных водных путях устанавливают государственные бассейновые управления (государственные предприятия) водных путей, на водных путях местного значения - их линейные подразделения.
Утверждение, класса производят:
- на сверхмагистральных и магистральных водных путях - департаменты речного (водного) транспорта или иные службы транспортного министерства (ведомства);
- на водных путях местного значения - государственные бассейновые управления (государственные предприятия) водных путей по поручению вышестоящих органов.
Выдачу технических условий на проектирование мостового перехода производят государственные бассейновые управления (государственные предприятия) водных путей.
4.17 Проекты мостовых переходов в части выбора створа и расположения русловых опор, подмостовых габаритов, определения отметок РСУ и ПУ, оборудования навигационными знаками и организации строительства должны быть согласованы с государственными бассейновыми управлениями (государственными предприятиями) водных путей, а на сверхмагистральных водных путях, кроме того, с департаментами (службами) речного (водного) транспорта транспортного министерства (только в части выбора створа, расположения опор и подмостовых габаритов).
Для участков водных путей, где возможно плавание морских и военных судов, согласовывать проекты следует также с департаментом морского транспорта соответствующего министерства (ведомства), Министерством обороны или уполномоченными ими организациями.
Проекты мостовых переходов через сверхмагистральные водные пути в части установления подмостовых габаритов должны быть согласованы с Министерством обороны (Главным штабом ВМФ и Штабом тыла ВС).
Согласование проектов мостовых переходов на водных путях, не предполагаемых к использованию водным транспортом в перспективе, должно производиться местными администрациями (органами исполнительной власти) по заключениям линейных подразделений государственных бассейновых управлений (государственных предприятий) водных путей.
Требования безопасности
5.1 При расположении мостовых переходов на городских, автодорожных и железнодорожных магистралях в условиях, отличающихся от указанных в 4.14а, б, должны быть предусмотрены соответствующие меры, обеспечивающие необходимые условия судоходства (изменение схемы моста, устройство выправительных сооружений, спрямление русла, укрепление берегов и др.).
5.2 При устройстве мостов на водных путях 1-5-го классов, имеющих одностороннюю пойму, пропускающую более 25 % паводкового расхода воды, при проектировании должны быть предусмотрены выправительные сооружения, регулирующие высокие воды (незатопляемые струенаправляющие дамбы, полузапруды и т.п.).
5.3 Увеличение максимальной скорости течения воды в створе моста, вызнанное его строительством и эксплуатацией, не должно превышать 20 % при значении максимальной скорости течения воды в естественных условиях до 2 м/с и 10 % - при ее значении более 2 м/с.
5.4 Опоры моста в пределах их высоты от низа пролетного строения до линии возможного размыва дна не должны иметь обращенных к судоходным пролетам выступающих частей, представляющих собой опасность для судоходства. Горизонтальные сечения опор должны иметь обтекаемую форму.
5.5 Плоскости опор, обращенные в сторону судоходных пролетов, должны быть, как правило, параллельны направлению течения, а при отсутствии течения - оси судового хода. При этом отклонение не должно превышать 10°.
5.6 На пролетных строениях и опорах судоходных пролетов мостов должны размещаться навигационные знаки в соответствии с требованиями ГОСТ 26600.
5.7 На лицевой части опор и пролетного строения судоходного пролета, обращенной к судоводителям, должна быть выполнена вертикальная разметка безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 23457.
5.8 Плоскости опор, обращенные в сторону судоходных пролетов моста, в темное время суток должны быть освещены. При этом световой поток не должен создавать помех для судоходства.
5.9 На опорах судоходного пролета должно быть обозначено положение (отметка) РСУ в соответствии с требованиями ГОСТ 26600.
5.10 На мостовых переходах с большим количеством пролетных строений несудоходный пролет, примыкающий к судоходному, при необходимости может быть оборудован навигационным знаком, запрещающим судоходство под этим пролетным строением.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)