Достоинства 1 трудодня в денежном выражении
в 1948-63 гг.
годы | деньгами | зерном | Всего за 1 трудодень | |
В кг. | На сумму | |||
Нет 0,001/5 | 0,283 0,139 | 0,06 0,03 | 0,06 0,004/5 |
II. Лесополосы
В эти послевоенные годы произошли большие преобразования в сельском хозяйстве в масштабе страны.
Речь идет в первую очередь о Сталинском плане преобразования природы.
Суть этого плана вкратце. Южные зернопроизводящие районы периодически подвергались засухе, в результате чего урожайные годы чередовались с неурожайными - неустойчивая нестабильная ситуация в зерноводстве, растениеводстве в целом. Полная зависимость их от погодных условий региона. Применение минеральных удобрений в зерноводстве тогда еще не было. В разоренной войной стране интенсивная технология возделывания зерновых было ещё не под силу. Господствовала в их теории и на практике травопольная система земледелия, которая не обеспечивала желаемого эффекта Засухоустойчивых сортов зерновых видимо ещё не было.
С целью прекращения этой зависимости в правительственных верхах был разработан и осуществлен в короткие сроки Сталинский план преобразования природы. Земледельческая зерноводческая часть страны была полностью включена в зону действия этого плана.
Было решено соорудить заслоны южного суховея путем насаждения лесополос, поперек господствующих летних ветров, соблюдая оптимальные интервалы между полосами. На этот план покорения природы возлагались большие надежды в отношении повышения плодородия полей.
В относительно короткий период времени степные районы страны покрылись сетью полос лесонасаждений. Эти насаждения должны были служить, как уже говорилось выше, заслоном суховея, одновременно должны были служить как мероприятие снегозадержания, с целью накопления и сохранения влаги в почве, тем самым способствовать повышению урожайности возделываемых культур.
Эта эпопея коснулась и нашего колхоза. С 1948 года началось устройство лесополос по края дорог. По границам между колхозами по межам участков полей севооборотов и в других целесообразных местах.
В нашем колхозе этой работой руководил Гаврилов Николай (Калюкович), занимавший в это время должность зам. председателя колхоза. Председателем был Кузьмин Михаил Поликарпович.
На это дело были мобилизованы все колхозники, все взрослое население деревни. Посадочный материал добывали в подлесках окрестных лесов, путем выкопки трех пятилетних деревцев с корневищем. К месту посадки доставляли их, кто как мог.
В короткие сроки полосы с насаждениями появились на границе нашего колхоза и колхоза «Авангард» (д.Мустафино). и вдоль дороги Федоровка –Мустафино ( имеется ввиду старая дорога), а также по границе колхоза им. Куйбышева - Красная Башкирия» от деревни Старо Ибраево к югу до опушки леса и в других местах.
Насаждения лесополос продолжалось и позже. Под руководством лесхозов в плановом порядке.
Остатки первых насаждений сохранились до наших дней.
III. История колхоза
Председатели | ||
ФИО | ГОДЫ | НАЗВАНИЕ КОЛХОЗА |
Тихонов Роман Павлович Никитин Николай Петрович Иванов Федор Николаевич Архипов Николай Никифорович Ефимов Иван Николаевич Ефимов Федор Игнатьевич Кузьмин Михаил Поликарпович Григорьева Перасковья Гаврилов Моисей Никифорович Ларионов Иван Семенович Архипов Николай Никифорович Кузьмин Федор Поликарпович Кузьмин Михаил Поликарпович Ильин Василий Степанович Кузьмин Михаил Поликарпович Белов Василий Дмитриевич Семенов Степан Иванович Валеев Хамит Нурулович Архипов Владимир Николаевич Яковлев Сергей Владимирович Игнатьев Валерий Иванович | 1930-31 гг. 1932-33 1933-35 1936-41 1941-43 ноябрь 1943- январь 1944 1944-45 1945-47 1947-48 1948-49 1950-51 1951-56 1957-58 1958-64 1964 –71 1971-93 1993-2000 2000 г | к-з «Федоровка» к-з им.Куйбыышева к-з «Кр-Башкирия» АКХ «Россия» СПК «Россия» |
В 1949 году появился на поле колхоза им.Куйбышева первый трактор марки НАТИ от Ташлыкульской машинотракторной станции (МТС). Трактористы на этом тракторе также были из МТС. Прицепщики на тракторном агрегате были из нашей деревни: Алексеев Николай Прокопьевич и Прокопьев Серафим Федотович, которые только что окончили двухмесячные курсы подготовки трак торитов при Ташлыкульской МТС. В последствии они стали первыми трактористами в нашей деревне.
К этому времени в районе было организовано 2 машинотракторных станций: Ташлыкульская и Шланлинская. Позже в 1955 году организовали Батыровскую а ещё в 1957 году Ишлинскую, как филиал (отделение) Ташлыкульской. Ташлыкульская МТС со всей своей материально-технической базой , аппаратом управления , специалистами располагалась в селе Толбазы, Шланлинская – в д.Шланлы, Батыровская – на станции Белое озеро(Куйбышевской железной дороги), Ишлинская - в д.Ишлы. К началу 50 годов в составе машинотракторного парка МТС имелись гусеничные пахотные тракторы НАТИ, С-80, - колесные, СТ-3 ХТ-3, У-2, ХТЗ-7, имелись сельхозмашины для ведения основных работ по возделыванию зерновых, для их комбайновой уборки, и послеуборочной обработки.
Тракторы НАТИ были отечественного производства. Двигатель карбюраторный, мощностью 50 л.с. работал на керосине. Заводился вручную - пусковой рукояткой. Трактор С-80 (Челябинский тракторный завод) был с дизельным двигателем мощностью 80 л.с. Заводился специальным двухцилиндровым пусковым двигателем. Работал на солярке дизтопливе. Были зерноуборочные комбайны («Коммунар», которые чуть позже были заменены комбайнами С –6 (Сталин – 6). Комбайны прицепные.
МТС выполняли в колхозах весь основной объем работы по возделыванию зерновых, комбайновую уборку, послеуборочную обработку. За выполнение работы взыскивали с колхозов натуроплату в зависимости от объемов выполненных работ, т.е. оплата проводилась колхозами натуральной продукцией – зерном с урожая. В результате значительная часть урожая уходила на натуроплату, а в колхозе оставалась мизерная часть.
Располагая соответствующей базой, МТС своими силами производили ремонт и техобслуживание всей своей техники.
В составе МТС были политотделы, специалисты сельского хозяйства, ремонтная служба с соответствующей материально-технической базой и специалистами (ИТР). Подготовка кадров для работы на машинно-тракторных агрегатов также проводилась силами МТС, действовали двухмесячные курсы по подготовке трактористов из местной колхозной молодежи, которые, окончив курс обучения, работали сначала прицепщиками на агрегатах, проходили т.о. стажировку, а потом, после соответствующей аттестации, становились трактористами. Допускалась аттестация прицепщиков (без прохождений курсов), со сдачей экзамена экстерном.
Позже к началу 60-х годов эту заботу взяла на себя система (комитет) профтехобразования. Были открыты в г.Стерлитамаке специальные училища СПТУ №1, СПТУ № 23, училище № 8 в с.Ляхово Бузовьязовского района и др.
Список
лиц, окончивших эти учебные заведения, работавших в МТС, а после их реорганизации в колхозе трактористами - механизаторами
с 1950- по 1965 гг. (в разные периоды времени).
1. Алексеев Николай Прокопьевич (окончившие 2- мес.курсы МТС)
2. Прокопьев Серафим Федотович ( -/-)
3. Гаврилов Владимир Иванович ( -/-)
4. Ефимов Николай Васильевич ( -/-)
5. Кузьмин Андрей Алексеевич ( -/-)
6. Карпов Василий Моисеевич ( -/-)
7. Ергунов Николай Михайлович ( -/-)
8. Данилов Иван Андреевич ( -/-)
9. Ефимов Михаил Иванович ( -/-)
10. Алексеев Илья Трофимович (-/)
11. Ефимов Никонор Семенович) (-/-)
12. Ефимов Лукьян Ефтеевич ( -/-)
13. Алексеев Василий Сергеевич ( -/-)
14. Миронов Терентий Александрович ( -/-)
15. Карпов Владимир Андреевич ( -/-)
16. Ильин Петр Парамонович ( -/-)
17. Трофимов Василий Николаевич ( -/-)
18. Дмитриев Николай Трофимович ( -/-)
19. Алексеев Илья Семенович (СПТУ № 1 г.Стерлитамак)
20. Федоров Семен Александрович (прицепщик -/-)
21. Васильев Георгий Игнатьевич (СПТУ № 1 г.Стерлитамак)
22. Игнатьев Владимир Максимович ( -/-)
23. Никитин Михаил Иванович (-/-)
24. Алексеев Тимофей Петрович (СПТУ - №23)
25. Алексеев Тимофей Семенович (СПТУ - №23)
26. Степанов Семен Никифорович (СПТУ - №23)
27. Ефимов Владимир Семенович (-/-)
28. Ларкин Иван Александрович (-/-)
29. Карпов Кирилл Моисеевич (экстерн)
30. Алексеев Николай Дмитриевич (-/-)
31. Алексеев Николай Иванович (-/-)
32. Ефимов Кирилл Алексеевич (Ляхово)
33. Петров Виталий Васильевич (училище)
34. Иванов Иван Артемьевич (училище)
35. Иванов Николай Артемьевич (училище)
36. Алексеев Алексей Александрович (училище)
37. Кузьмин Василий Николаевич (экстерн)
38. Кудряшов Парамон Васильевич (училище)
39. Ефимов Николай Семенович (-/-)
- комбайнеры на комбайнах «Коммунар» и «Сталин – 6»
1. Федотов Владимир Егорович (СПТУ №8 в с.Ляхово)
2. Алексеев Сергей Ефимович (-/-)
- на самоходных комбайнах СК-4, СК-5 (Нива), «Сибиряк»
1. Журавлев Николай Васильевич
2. Васильев Василий Иванович (экстерн)
3. Семенов Дмитрий Викторович ( училище)
Многие из этого списка работали и после 1965 г., некоторые продолжают работать и поныне.
Первыми в нашей деревне выучились на шофера (водителя-автомобилиста)
1. Григорьев Егор Капитонович - до Вел.Отечест.войны
2. Лаврентьев Федор - до Вел.Отечест.войны
3. Кузьмин Федор Поликарпович - после Вел.Отечест.войны