Вопрос 1. Закупочная логистика: понятие, сущность, цели и задачи. Эволюция закупочной логистики.
Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения производственных предприятия материальными ресурсами, торговых организаций товарами.
Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производственных предприятий и торговых организаций в материальных ресурсах и товарах с максимально возможной экономической эффективностью.
Закупка материальных ресурсов и товаров — важная и ответственная функция в производственно–экономической системе любого уровня. Субъекты хозяйствования осуществляют закупки материальных ресурсов или товаров для удовлетворения собственных нужд или для перепродажи. Производственные предприятия используют основную часть закупаемых материальных ресурсов на выпуск продукции, ремонтно–эксплуатационные нужды, капитальное строительство, а незначительное количество продают другим организациям. Торговые организации, в том числе оптовые и розничные, напротив, приобретают товары с целью их дальнейшей продажи.
Также целями внедрения логистики в практику закупок являются:
· осуществления функций закупки (материально–технического снабжения) с минимальными основными и оборотными средствами;
· снижения текущих издержек при закупке (снабжении), себестоимости и цены;
· исключения простоев в производстве и перебоев в торговле из–за недостатка материальных ресурсов и товаров;
· создания условий для успешного решения маркетинговых задач предприятия.
Для достижения этих целей перед специалистами в области логистики и материально–технического снабжения ставятся следующие задачи:
· закупка материальных ресурсов и товаров в таком ассортименте, который в наибольшей степени отвечает требованиям производства и торговли, обеспечивает эффективное их потребление, исключает необоснованные отходы и потери;
· безусловное выполнение требований производства и торговли к качеству закупаемых материальных ресурсов и товаров;
· обеспечение поставок материальных ресурсов и товаров в полном объеме в соответствии с выявленной потребностью производства и торговли;
· достижение строгой согласованности сроков закупки материальных ресурсов со сроками их в производство и товаров с потребностью рынка;
· определение наиболее рациональных партий закупки материальных ресурсов и товаров;
· обеспечение доставки наиболее экономичным способом в нужное место и своевременной их разгрузки;
· осуществление строгого входного контроля количества и качества поступающих материальных ресурсов или товаров;
· совершенствование документооборота, сопровождающего закупки.
В закупочной логистики отмечают следующие стадии эволюции:
пассивная –подразделение закупки не имеет стратегической направленности, большая доля времени уходит на рутинные операции, личные и коллективные интересы могут расходиться;
независимая– подразделение закупки использует современные методы и процедуры, но его стратегическая направленность не зависима от стратегии компании. Начинает уделяться внимание развитию связей между службой закупки и другими службами, поддерживающими закупки;
поддерживающая– подразделение закупки поддерживает стратегию компании и за счет высокого уровня организации закупок усиливается конкурентоспособность компании. Специалисты тщательно отслеживают и анализируют поставщиков с целью закупки конкурентоспособной продукции.
интеграционная – стратегия закупок полностью интегрирована в стратегию компании и составляет часть общего стратегического плана. Налажена функция обучения и переподготовки персонала подразделения закупки, налажены постоянные функциональные связи закупок с другими подразделениями компании. Эффективность закупок связана с вкладом всех подразделений компании в организацию закупок.