Цены на продукцию отраслей добывающей промышленности
В добывающей промышленности отсутствуют затраты на сырье. В то же время отрасль отличается высокой фондоемкостью, что определяет большой удельный вес в себестоимости продукции этих отраслей амортизации и затрат на оплату труда рабочих предприятий.
Часть затрат добывающей промышленности образуется еще до начала эксплуатации месторождений (затраты на геологоразведочные работы, подготовка разработки), и еще одна часть образуется после окончания эксплуатации месторождений (затраты на восстановление лесного покрова, рекультивация земель). Так как затраты на эти работы составляют вместе с затратами на добычу полезных ископаемых единый производственный процесс, они включаются в себестоимость продукции отраслей добывающей промышленности. Эти затраты определяются в твердых ставках на единицу используемых природных ресурсов. Соответствующие этим ставкам средства перечисляются в государственный бюджет.
Система ставок на возмещение затрат на геологоразведочные и восстановительные работы необходима для решения двух основных задач:
1) возмещение общественно-необходимых затрат на поиск и разведку полезных ископаемых;
2) экономическое стимулирование предприятий отраслей добывающей промышленности к рациональному использованию природных ресурсов и сокращению потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке.
Особенностью добывающей промышленности является также влияние естественных факторов производства на различие в затратах предприятий на производство этой продукции. К этим естественным факторам производства относятся:
· горно-геологические условия разработки месторождений (мощность, глубина залежей);
· естественные свойства полезных ископаемых;
· географический – транспортный показатель (удаленность предприятия).
Все эти условия носят объективный характер (не зависят от того, как работает предприятие), поэтому общественная стоимость продукции отраслей добывающей промышленности определяется на уровне индивидуальных затрат этих предприятий, находящихся в худших условиях производства.
Разница между общественной стоимостью продукции и затратами предприятий, находящихся в средних и лучших условиях производства, образует внутриотраслевой дифференциальный доход.
К особенностям отраслей добывающей промышленности можно отнести также взаимозаменяемость потреблений различных видов топлива, при этом затраты на добычу этих видов топлива различны. Отсюда общественная стоимость всех взаимозаменяемых видов топлива определяется по наиболее высоким затратам на производство конкретного вида топлива, так как производство этого вида топлива необходимо для удовлетворения общественной потребности в топливных ресурсах.
Базой цен на топливо являются затраты на добычу угля (самые высокие). Цены на все остальные виды топлива строятся исходя из цен на уголь и соотношений теплотворной способности каждого вида топлива и угля. В силу этого в нефтяной и газовой промышленности из-за более низких затрат по сравнению с затратами на добычу угля образуется межотраслевой дифференциальный доход, который выступает в ценах на продукцию этих отраслей в форме акцизов.
Так как в отраслях добывающей промышленности расходы на транспортировку их продукции существенно различаются, то в этих отраслях применяются различные виды франко. Уголь и сланцы реализуются по оптовым ценам промышленности на условиях франко-станция отправления.Нефть – по оптовым ценам промышленности на условиях франко-станция назначения.
Особенностью некоторых отраслей добывающей промышленности является также возможность широкого использования отходов (от добычи и переработки полезных ископаемых). Для того чтобы стимулировать комплексное использование полезных ископаемых и природных ресурсов, введены ставки отчислений в бюджет за сверхнормативные потери полезных ископаемых при их добыче. Эти ставки дифференцированы по месторождениям с учетом качества ископаемого сырья. Сумма платежей, перечисляемая в бюджет по этим ставкам, не включается в себестоимость продукции и не принимается во внимание при формировании цен на это сырье, а учитывается как непроизводительные расходы, которые уменьшают чистую прибыль предприятия.
2. Тарифы на электроэнергию |
К особенностям электроэнергетики относится неравномерное потребление электроэнергии в течение суток и года. Это вызывает необходимость иметь на электростанциях резервные мощности, что в свою очередь приводит к дополнительным капитальным затратам на создание резервных мощностей и текущим расходам на обслуживание этих мощностей. Все это определяет высокую фондоемкость электроэнергетики и большой удельный вес в себестоимости электроэнергии амортизации основных фондов. Для электроэнергетики характерно различие в затратах на производство электроэнергии по районам. Это обусловлено различиями природно-географических условий производства электроэнергии; уровнем развития производительных сил; плотностью электронагрузок и степенью развития электросетей; разницей в стоимости потребляемого топлива, а также в затратах на передачу и распределение электроэнергии. Поэтому тарифы на электроэнергию дифференцированы по районам. Особенностью электроэнергетики является совпадение во времени производства и потребления электроэнергии. С учетом характера продукции этой отрасли, а также необходимости потребления электроэнергии в течение суток устанавливаются дифференцированные тарифы на электроэнергию по группам потребителей в зависимости от режима и условий потребления электроэнергии. Чтобы промышленные предприятия и приравненные к ним потребители были заинтересованы в снижении потребления электроэнергии, в часы пик для них устанавливаются двухставочные тарифы, которые состоят из основной платы за 1 киловатт заявленной мощности в часы максимума нагрузки и дополнительной платы за 1 киловатт-час потребленной электроэнергии: , где А – плата за 1 кВт заявленной мощности; М – величина заявленной мощности; в – плата за 1 кВт/час потребленной электроэнергии; Э – количество потребленной электроэнергии. Таким образом определяется плата за потребленную электроэнергию предприятием. Для электрифицированного транспорта, сельского хозяйства и бытовых потребителей применяются одноставочные тарифы, при использовании которых плата за электроэнергию определяется пропорционально количеству потребленной электроэнергии. |
3. Ценообразование в строительстве Ценообразование в строительстве — механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке. Политика ценообразования в строительстве является частью общей ценовой политики и базируется на общих для всех отраслей принципах ценообразования. Под ценой понимается денежное выражение стоимости завершенного строительством объекта, оказанных услуг. Цена несет тройную функцию: учетную, планирующую и стимулирующую. Она используется для: количественного выражения стоимости строительной продукции; - осуществления функции учета и планирования; - стимулирования труда и производства; - распределения и перераспределения национального дохода, а на предприятии - его дохода, прибыли. Принципы ценообразования в строительстве предопределяются условиями рыночных отношений, а именно: · цена на строительную продукцию формируется с учетом экономический конъюнктуры процесса проектирования в строительстве, т.е. в текущих сметных ценах; · цена на строительную продукцию обеспечивает подрядчику возврат затрат в полном объеме и причитающуюся прибыль в объеме обусловленной нормы, а инвестору (заказчику) - определение объемов капиталовложений на строительство объекта; · цена на строительную продукцию, выполняемую с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, формируется на основании методических указаний Госстроя России; · сметно-нормативная база и метод формирования цены определяется инвестором и подрядчиком и фиксируется в договоре подряда (контракте). Ценообразование в строительстве имеет свои особенности. 1. Объекты строительства различаются по габаритам, площади, этажности, материалам конструктивных элементов. Это относится и к объектам, строящимся по типовым проектам, поскольку каждый из них зависит от местных условий, к которым они привязаны, не говоря уже об объектах, возводимых по индивидуальным проектам. Следовательно, практически каждое здание и сооружение имеет свою индивидуальную цену. 2. В строительстве (в отличие от промышленности) как правило устанавливаются цены не на законченный объект или отдельное сооружение, а в основном на отдельные единичные виды строительно-монтажных работ (СМР) или законченные элементы конструкции. Это обусловливается тем, что в процессе строительства объекта может принимать участие большое количество подрядных и субподрядных узкоспециализированных организаций, продукцией которых является не готовый к продаже объект, а выполняемые ими отдельные виды СМР. Цена за законченный объект, складывающаяся из стоимостей выполненных работ или стоимостей отдельных сооружений, имеет значение в основном для заказчика, инвестора или застройщика. 3. На цену строительных или монтажных работ значительное влияние оказывают применяемые строительные технологии и оборудование. Поэтому цена на один и тот же вид строительно-монтажной работы может быть различной у разных строительных организаций- На начальных этапах проектирования объекта при определении его стоимости закладываются усреднённые (чаще всего нормативные) расценки, учитывающие сложившийся уровень цен на строительные материалы, действующий уровень заработной платы и наиболее распространённые строительные технологии. 4. Строительство отличается большой длительностью производственного цикла. Следовательно, проектная цена может не совпадать с фактической (особенно в условиях инфляции), что вызывает необходимость учитывать фактор времени при формировании цены в строительстве. 5. Строительная продукция отличается высокой материалоёмкостью и значительными трудозатратами В связи с тем, что цена в строительстве формируется не от реальной себестоимости, а от сметной стоимости, составляющие элементы цены могут и не отражать фактического уровня затрат на приобретение материалов и других ресурсов. Это обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и трудовые ресурсы и определять, как их изменение влияет на себестоимость строительной продукции. 6. Обычно цену назначает собственник товара, его производитель. В строительстве же в формировании цены одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик, каждый из которых преследует собственные коммерческие цели. Поэтому окончательная цена на строительную продукцию является, по сути, компромиссной ценой между всеми субъектами строительного производства. Механизм ценообразования в строительстве Условно систему ценообразования в строительстве можно классифицировать: по числу элементов цен (прямые затраты, накладные расходы и плановые накопления), по структуре цен (издержки и прибыль) и по области применения цен (непосредственно в строительстве, в строительной индустрии). Прямые затраты (ПЗ) складываются из стоимости строительных материалов (М), потребных для выполнения данного вида СМР, основной заработной платы строительных рабочих (ЗП) и затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов (ЭМ), применяемых при выполнении данной СМР. Прямые затраты непосредственно связаны с выполнением какого-либо вида строительных или монтажных работ. К прямым затратам относятся: основная заработная плата рабочих (без подсобных производств и обслуживающих хозяйств); затраты на строительные материалы и конструкции; затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов и прочие затраты. К расходам по эксплуатации строительных машин и механизмов относятся расходы по: транспортированию; погрузке и разгрузке; монтажу и демонтажу; перестановке машин в пределах строительной площадки, их амортизации; заработная плата; расходы на электроэнергию или горючее и т. п. То есть, ЭМ включают в себя заработную плату машинистов и амортизационные начисления. К прочим прямым затратам относятся расходы на транспортирование лишнего грунта, на вывозку земли, мусора и снега с территории строительства. Удельный вес каждого из элементов изменяется в широких пределах в зависимости от вида работ и применяемых материалов, конструкций и механизмов. В среднем, зарплата составляет 15-20 %, материалы и конструкции 60-70 %, эксплуатация строительных машин и механизмов — 10-15 %, прочие 1-5 % от общей суммы всех прямых расходов. Накладные расходы (HP) — это затраты, непосредственно не связанные с процессом создания строительной продукции, а направленные на создание общих условий строительного производства, его организации, управления и обслуживания. Это расходы на содержание инженерно-технического и административно-управленческого персонала, содержание складских или ремонтных баз и т. д. Накладные расходы в отличие от прямых затрат непосредственно не связаны с изготовлением или монтажом отдельных конструктивных элементов и с производством отдельных видов работ, эти расходы не дают прямого прироста объема выполненных работ, но косвенно этому способствуют. К накладным расходам относятся затраты на организацию строительного процесса, его обслуживание и управление этим процессом в целом. Накладные расходы содержат следующие статьи затрат: административно-хозяйственные расходы строительной организации; расходы по обслуживанию рабочих: дополнительная заработная плата производственных рабочих, к которой относится оплата простоев по атмосферных условиям, оплата отпусков, доплата бригадам за руководство работой бригад, отчисления по социальному страхованию рабочих, затраты по содержанию пожарной и сторожевой охраны строительства, по организованному набору рабочих, по содержанию производственного оборудования и инвентаря, на благоустройство строительных площадок и подготовку объектов строительства к сдаче и другие. Накладные расходы исчисляются в процентах от полной суммы прямых затрат и колеблются в значительных пределах (12-23 %). На монтажные работы нормы накладных расходов установлены в процентах только к основной заработной плате рабочих, содержащейся в составе прямых затрат. В частности, на монтаж оборудования — 70 %, электромонтажные работы — 76 % и т. д. Сокращение продолжительности строительства приводит к экономии накладных расходов, так называемые условно-постоянные накладные расходы. К ним относятся административно-хозяйственные расходы, износ временных сооружений и приспособлений, содержание пожарной и сторожевой охраны, содержание проектной группы и т. п. При укрупнённых расчётах доля этих расходов составляет 50 % от накладных расходов по общестроительным работам и 30 % по специализированным организациям. Сокращение трудоёмкости строительства ведет к экономии накладных расходов в среднем 6-15 руб. на 1 час в день (норматив устанавливается соответствующими министерствами). Кроме того накладные расходы составляют в среднем 15 % от суммы основной заработной платы в прямых затратах и учитываются при сокращении затрат. Плановые накопления (ПН) или сметная прибыль — это планируемая прибыль строительной организации, закладываемая ещё при проектировании в стоимость объекта. Накладные расходы и плановые накопления могут быть договорными или нормативными величинами. Как правило, их нормативное значение определяется заказчиком или инвестором. На практике накладные расходы составляют 12-27 % от прямых затрат, плановые накопления — 6-8 % от суммы прямых затрат и накладных расходов. Плановые накопления являются планируемой прибылью строительно-монтажной организации, источником образования фондов пополнения и модернизации собственных оборотных средств, платежей в бюджет за основные фонды, а также источником финансирования собственных капитальных вложений. Кроме того, плановые накопления используются на улучшение культурно-бытовых условий рабочих и инженерно-технического персонала. Размер плановых накоплений строительно-монтажных организаций установлен 8 % суммы прямых затрат и накладных расходов. Таким образом, С смр = ПЗ + HP + ПН. |
Транспортные тарифы
Транспорт является самостоятельной отраслью. Он обслуживает связи между потребителями и производителями товара, осуществляя перевозку грузов и пассажиров.
В результате деятельности работников транспорта предприятиям и населению оказываются услуги.
Денежным выражением стоимости этих услуг являются транспортные тарифы.
При определении транспортных тарифов за базу принимается себестоимость перевозки, в которой значительный удельный вес занимает амортизация основных фондов.
Себестоимость перевозки зависит от размера груза и пассажиропотока, от их структуры, от направления следования и дальности перевозки.
Так как процесс перевозки представляет собой начальную, движенческую и конечную операции, то затраты на перевозку делятся на 2 части:
1. Затраты по начально-конечным операциям.
2. По движенческим операциям.
К I-й группе затрат относятся:
· затраты по содержанию подвижного состава во время стоянки;
· затраты по подготовке подвижного состава к погрузке-выгрузке.
Ко 2-й группе относятся:
· затраты по содержанию путей сообщения, связи, сигнализации;
· затраты по содержанию подвижного состава в пути.
I-я группа затрат не связана с дальностью перевозки, то есть остается постоянной на 1т груза.
II-я группа затрат изменяется прямо пропорционально изменению расстояния, отсюда себестоимость перевозки 1т груза определяется:
,
где a – расходы по начально-конечным операциям на 1т;
b – расходы по движенческим операциям на 1т/км;
l – расстояние перевозки.
Транспортные тарифы включают прибыль, которая определяется пропорционально себестоимости перевозки, и НДС (кроме городского пассажирского транспорта).
Кроме перевозок грузов, транспортные предприятия выполняют погрузо-разгрузочные работы, хранение, взвешивание грузов. Цены на такие работы называются дополнительными сборами.
Совокупность транспортных тарифов, дополнительных сборов, скидок и штрафов за несоответствие фактического уровня использования транспортных средств нормативным, а также правила применения тарифов образуют тарифную систему транспорта.
Тарифы транспорта могут быть: общими и исключительными.
Общими называются тарифы, по которым определяется плата за перевозку транспортом основной массы грузов.
Исключительные тарифы устанавливаются за перевозку некоторых видов грузов по отдельным направлениям.
По форме построения транспортные тарифы могут быть:
· табличными,
· схемными.
Табличные тарифы устанавливаются за перевозку груза между точно определенными пунктами. Они устанавливаются в виде готовой платы за 1т груза и за все расстояние перевозки и наиболее просты в применении, но определить их для всех пунктов и грузов невозможно.
Схемные тарифы. Плата за перевозку определяется путем умножения ставок за тонну и километр на расстояние перевозки с добавлением ставки за начально-конечные операции.
Они могут быть двухставочными и дифференцированными.
Двухставочные – 1 ставка по начально-конечным операциям (морской, воздушный, речной), 1 ставка по движенческим операциям.
Дифференцированные – 1 ставка по начально-конечным операциям и несколько ставок по движенческим операциям, которые уменьшаются с расстоянием перевозки. Применяются в железнодорожном, автомобильном транспорте.
Транспортные тарифы дифференцируются: по видам грузов и по видам отправок.
Тарифы пассажирского транспорта дифференцируются по классу обслуживания.