Главная цель СРПП – обеспечение выпуска качественной продукции. Она распространяется на продукцию всех отраслей промышленности за исключением военной.

Основное назначение СРПП – установление организационно-техниче­ских принципов и порядка проведения работ, направленных на решение следую­щих задач:- обеспечение разработки и производства новой продукции высокого качества, которая могла бы быть конкурентоспособной;

- сокращение сроков и затрат на разработку, производство, эксплуатацию и ре­монт продукции;

- обеспечение стабильности показателей качества выпускаемой продукции;

- своевременное обновление устаревшей продукции;

- повышение ответственности исполнителей работ за качество разработки, из­готовления и обеспечение эксплуатации и ремонта продукции.

38.Предусмотрен следующий порядок разработки стандарта:

1-я стадия — организация разработки стандарта;

2-я стадия — разработка проекта стандарта (первая редакция);

3-я стадия — разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия;

4-я стадия — принятие и государственная регистрация стандарта;

5-я стадия — издание стандарта.

39.Организация разработки стандартазаключается в подготовке и представлении заявки на разработку стандарта в ТК, которую могут подавать ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления, предприятия и предприниматели.

Наразработку стандарта с разработчиком заключается договор, к которому в качестве приложения или в виде самостоятельного документа разрабатывается техническое задание.

ТК определяет подкомитет (ПК), в котором будет разрабатываться стандарт, и формирует рабочую группу (РГ) или определяет предприятие для разработки стандарта.

40.Разработка проекта стандарта (первой редакции)производится в соответствии законодательством РБ, международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации, а такжепрогрессивными национальными стандартами других стран.

Подготовленный проект стандарта проверяет секретариат ТК (ПК) и рассылает его членам ТК (ПК) на отзывы, с учетом которых затем подготавливает первую редакцию и направляет ее заказчику стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта. Кроме того, этот проект рассылается заинтересованным предприятиям и специалистам на отзыв.

41.Разработку проекта (окончательной редакции) и представление его для приня­тияосуществляет ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов. Заключение по это­му проекту дают члены ТК (ПК), органы государственного контроля и надзора и научно-исследовательская организация Госстандарта.

Принятие и государственная регистрация стандарта, а также введение в действие производится Госстандартом после проверки проекта стандарта на соответствие законодательству РБ, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяе­мой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов.

Издание стандартаи распространение его осуществляет Госстандарт в установленном им порядке.

42.Обновление (изменение, пересмотр)стандарта производится по инициативе чле­нов ТК, других предприятий, предпринимателей, общественных объединений, государственных органов управления.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него но­вых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготов­ляемой по действующему стандарту.

Такого характера изменение включают в изменение, обусловленное заменой (до­бавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменение, связанное с применением международных (региональных) стандар­тов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации или прогрессивных нацио­нальных стандартов других стран.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, бо­лее прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяе­мости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стан­дарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

43.Отменастандарта производится Госстандартом:

- в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту;

- при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа;

- в других обоснованных случаях.

Информация о принятых стандартах, изменениях, пересмотре и отмене стандар­тов публикуется в ежемесячном информационном указателе.

44.титульный лист – оформляется в соответствии с установленной формой;

библиографические данные, относящиеся к стандарту – приводятся на второй странице титульного листа. Они включают:

1) индекс универсальной десятичной классификации (УДК),

2) код группы или подгруппы, к которой относится стандарт (код МКС);

3) код поиска (КП)

4) степень соответствия по СТБ П 1.9;

5) ключевые слова – характеризуют стандарт и должны передавать его основное смысловое содержание и быть использованы в качестве самостоятельных поисковых признаков. Ключевые слова приводят в том порядке, в котором они приведены в заголовке стандарта;

6) код по Общегосударственному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП РБ);

45.предисловие – сведения об организации работ по техническому нормированию и стандартизации на государственном уровне и общие сведения о данном стандарте в соответствии с СТБ П 1.9;

- содержание – включается в стандарт, если его объём превышает 24 страницы. Содержание размещают после предисловия, начиная с новой страницы;

- введение – приводят, если существует необходимость обоснования причин разработки стандарта, указания места стандарта в системе стандартов или сообщения об использовании иных форм его взаимодействия с другими стандартами, а также приведения другой информации, облегчающей пользователям применение данного стандарта. Введение не нумеруют и размещают после страницы, на которой заканчивается содержание, а при его отсутствии – после страницы, на которой помещено предисловие;

46. наименование стандарта – должно быть кратким, точно характеризовать объект ТНС, на который распространяется стандарт, и обобщённое содержание устанавливаемых стандартом технических требований. Наименование стандарта должно состоять из заголовка и подзаголовка. Заголовок определяет объект ТНС, содержит необходимые и достаточные признаки, отличающие данный объект ТНС от других объектов. В заголовке не рекомендуется использовать сокращения, римские цифры, математические знаки, греческие буквы. Допускается использовать буквенные, цифровые и буквенно-цифровые сокращения, входящие в условные обозначения продукции, единиц величин, общепризнанных аббревиатур, кодов и т.п. В подзаголовке указывают краткое обобщённое содержание устанавливаемых стандартом технических требований. Перенос слов в заголовках и подзаголовках не допускается. Наименование стандарта переводят на английский язык и приводят на первой странице стандарта. Заголовок на английском языке печатают строчными буквами с первой прописной. Наименование стандарта выделяют полужирным шрифтом, наименование на английском языке не выделяют;

47. область применения приводят для определения области назначения и при необходимости уточнения объекта технического нормирования и стандартизации. Область применения печатают на первой странице стандарта и оформляют в виде раздела 1;

нормативные ссылки приводят при наличии в тексте стандарта ссылок на другие ТНПА и оформляют в виде одноимённого раздела 2, в котором приводится перечень ссылочных ТНПА. В перечне указывают полные обозначения ТНПА с указанием года утверждения (для ТКП – код утвердившего его республиканского органа государственного управления) в порядке возрастания регистрационных номеров обозначений и их наименования в следующей последовательности:

1) ТКП; 2) СТБ; 3) Правила ЕЭК ООН, введённые в действие в качестве государственных стандартов;

4) межгосударственные стандарты – ГОСТ.

Наименование ссылочного ТНПА приводят полностью без сокращения группового заголовка на языке издания разрабатываемого стандарта;

48. приложения содержат материал и информацию, которые дополняют положения стандарта и необходимы для его правильного понимания. В приложениях целесообразно приводить графический материал большого объёма и (или) формата, таблицы, методы расчётов, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ задач и т.п. Приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Приложения обозначают прописными буквами, начиная с буквы А, которые приводят после слова «Приложение». При обозначении приложений буквами русского алфавита исключают буквы Ё, З, И, Й, О, Ч, Щ, Ъ, Ы, Ь, а из белорусского алфавита буквы Дж, Дз, Ё, З, I, Й, О, Ў, Ч, Ы, Ь. В случае полного использования букв русского или белорусского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Приложения можно обозначать буквами латинского алфавита (кроме букв I и O), если это обусловлено применением международных, региональных и национальных стандартов других государств в процессе разработки стандарта. Каждое приложение начинается с новой страницы. В верхней части страницы посередине размещают слово «Приложение» и приводят обозначение приложения, а под ним в скобках указывают статус приложения (обязательное, справочное или рекомендуемое).

Заголовок записывают с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.

Допускается размещать на одной странице двух и более последовательно расположенных приложений, если их можно полностью изложить на этой странице. Содержание приложения указывают в его наименовании, которое располагают симметрично относительно текста в виде отдельной строки (строк), печатают строчными буквами с первой прописной и выделяют полужирным шрифтом.Перенос строк в заголовках приложений не допускается;

Обозначение Наименование Аннотация
СТБ 2169-2011 Транспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерения Стандарт устанавливает нормы и методы дымности отработавших газов в режиме свободного ускорения для механических транспортных средств. Стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации транспортные средства категорий M и N по ГОСТ 31286, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия, работающие на дизельном топливе по СТБ 1658.
СТБ 2170-2011 Транспортные средства, оснащенные двигателями с принудительным зажиганием. Выбросы загрязняющих веществ в отработавших газах. Нормы и методы измерения Стандарт устанавливает нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах в режиме холостого хода для механических транспортных средств. Стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации механические транспортные средства (ТС) категорий M и N по ГОСТ 31286, оснащенные двигателями внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающими на бензине, газовом топливе или бензине и газовом топливе. Стандарт не распространяется на транспортные средства, полная масса которых составляет менее 400 кг или максимальная скорость не превышает 50 км/ч.
СТБ 2216-2011 Прицепы и полуприцепы тракторные. Общие технические требования Стандарт распространяется на тракторные прицепы, полуприцепы и шасси тракторных прицепов и полуприцепов. Стандарт не распространяется на тракторные прицепы и полуприцепы с активным приводом.
СТБ 2161-2011 Обозначения условные органов управления, контрольных приборов, сигнализаторов и предохранителей электрических цепей транспортных средств Стандарт устанавливает условные обозначения (символы) органов управления, контрольных приборов, сигнализаторов и предохранителей электрических цепей транспортных средств, а также цвета оптических сигнальных устройств, которые информируют водителя транспортного средства о его нормальной работе или выходе из строя приборов (систем и агрегатов). Стандарт разработан в дополнение к СТБ ИСО 2575 и распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые транспортные средства.

49 Национальный фонд ТНПА создан в целях:

· предоставления юридическим и физическим лицам полной, достоверной и своевременной информации о технических нормативных правовых актах;

· содействия использованию современных достижений науки и техники в сфере технического нормирования и стандартизации.

Национальный фонд ТНПА формируется и ведется Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, техническое обслуживание осуществляет научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС)

Национальный фонд ТНПА осуществляет на безвозмездной основе справочно-информационное обслуживание специалистов государственных органов, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, лиц без гражданства. Данная услуга оказывается при посещении фонда и включает предоставление:

· технических нормативных правовых актов для ознакомления;

· оперативной информации о технических нормативных правовых актах: сведения об утвержденных, заменяемых технических нормативных правовых актах, утверждающих постановлениях (приказах) и о внесении в ТНПА изменений и (или) дополнений, толковании таких актов, приостановлении их действия, отмене либо признании утратившими силу, источниках официального опубликования (при наличии), о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, распространяющих технические нормативные правовые акты, а также аннотаций к этим актам.

50) Информационные указатели сегодня неотъемлемая часть городской системы ориентирования, которая ежедневно привлекает внимание огромного количества людей. Это один из самых читаемых объектов в любом городе, а потому требования к информационным указателям также серьезные. Они должны иметь презентабельный вид и не терять его даже по прошествии продолжительного времени. Кроме того, конструкции должны соответствовать всем необходимым нормам и требованиям, а также гармонично сочетаться с окружающей обстановкой.

Современный информационный указатель – это объемный модуль, который имеет внутреннюю подсветку, придающую ему привлекательность. Кроме социальной информации, на указателяхтакже могут размещаться и коммерческие сведения. При этом их эффективность можно с уверенностью назвать одной из самых высоких среди всех представленных на рынке видовнаружной рекламы.

Ударопрочный полистирол, изготовленный по технологии горячей вакуумной формовки, позволит модулю оставаться устойчивым к воздействию внешней среды и крайне низких температур.

Изображения формируются с использованием самоклеющихся пленок или с использованием метода полноцветной печати. Для размещения указателя используются опоры городского освещения или самостоятельные опоры.

К преимуществам информационных указателей, в сравнении с другими видами рекламы, относится:

· восприятие указателя как источника полезной информации

· размещение конструкции в центральных районах и оживленных местах города

· воздействие на пешеходов, а также – на транспортные потоки

· быстрое изготовление и монтаж информационных носителей непосредственно в месте установки.

51 Национальный фонд технических нормативных правовых актов (далее – Национальный фонд) представляет собой систематизированный фонд технических нормативных правовых актов на бумажных носителях и в виде компьютерного банка данных со справочно-поисковым аппаратом на основе информационных технологий.

2. Национальный фонд создается в целях:

предоставления юридическим и физическим лицам полной, достоверной и своевременной информации о технических нормативных правовых актах;

содействия использованию современных достижений науки и техники в сфере технического нормирования и стандартизации.

3. Национальный фонд формируется и ведется Государственным комитетом по стандартизации (далее – Госстандарт). Техническое обслуживание ведения Национального фонда осуществляет научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации».

4. В состав Национального фонда включаются:

4.1. технические нормативные правовые акты, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь:

технические регламенты;

технические кодексы установившейся практики;

государственные стандарты;

авиационные правила;

зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила;

санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

нормы и правила пожарной безопасности;

государственные классификаторы технико-экономической информации;

формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению;

методики по формированию и расчету статистических показателей;

инструкции по организации и проведению несплошных (выборочных) государственных статистических наблюдений;

проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей;

4.3. официально изданные международные, региональные стандарты и национальные стандарты иностранных государств, а также их переводы на русский язык;

7. Госстандарт:

7.1. обеспечивает формирование информационных ресурсов Национального фонда: комплектование соответствующими документами, их систематизацию, централизованный учет (регистрацию) и хранение, своевременную актуализацию;

7.2. взаимодействует при ведении указанного фонда с международными, региональными и национальными организациями иностранных государств по техническому нормированию, стандартизации, метрологии и оценке соответствия.

 

Информационное наполнение:

Наши рекомендации