Основные положения по созданию и

Тема 2. Автоматизированные системы. Принципы создания автоматизированных систем

АС создаются в соответствии с ТЗ, являющимся основным исходным документом, на основании которого проводят создание АС и приемку её заказчиком. При создании АС руководствуются принципами системности, развития «открытости», совместимости, стандартизации и эффективности.

Принцип системности заключается в том, что при декомпозиции должны быть установлены такие связи между структурными элементами системы, которые обеспечивают цельность АС и её взаимодействие с др. системами.

Принцип развития заключается в том, что, исходя из перспектив развития объекта автоматизации, АС должна создаваться с учетом возможности пополнения и обновления функций и состава АС без нарушения её функционирования.

Принцип совместимости заключается в том, что при создании системы должны быть реализованы информационные интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать с др. системами в соответствии с установленными правилами.

Принцип стандартизации заключается в том, что при создании системы должны быть рационально применены типовые унифицированные и стандартизованные элементы, и проектные решения, а также пакеты прикладных программ и комплексные компоненты.

Принцип эффективности заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание АС и целевыми эффектами включая конечные результаты, полученные в результате автоматизации.

При модернизации объектов автоматизации должно быть предусмотрено проведение работ по модернизации АС.

Стадии и этапы создания АС

Процесс создания АС – совокупность работ от формирования исходных требований к системе до ввода в действие.

Стадия создания АС – одна из частей процесса создания АС, устанавливающая НД и заканчивающаяся выпуском документации на АС, содержащая описание полной в рамках заданных требований модели АС на заданном для данной стадии уровне или изготовление несерийных компонентов АС или приемкой АС в промышленную эксплуатацию.

Этапы создания АС – часть стадии создания АС, выделенная по соображениям единства характера работ или завершающего результата или специализации исполнителей.

Очередь АС – часть АС, для которой в ТЗ в целом установлены отдельные сроки ввода и набор реализуемых функций.

Развитие АС – целенаправленное улучшение характеристик или расширение функций АС.

Стадии и этапы создания

Автоматизированных систем

1 Формирование требований к АС

1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС.

1.2. Формирования требований пользователя к АС.

1.3. Формирование отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-техническое задание).

2. Разработка концепции АС

2.1. Изучение объекта.

2.2. Проведение необходимости научно-технических работ.

2.3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяемого требованиям пользователя.

2.4. Оформление отчета о выполненной работе.

3. Техническое задание

3.1. Разработка и утверждение ТЗ на создание АС.

4. Эскизный проект

4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и её частям

4.2. Разработка документации на АС и её части.

5. Технический проект

5.1. Разработка проектных решений по системе и её частям.

5.2. Разработка документации на АС и её части.

5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и технических требований на их разработку.

5.4. Разработка заданий на проектирование смежных частей проекта объекта автоматизации.

6. Рабочая документация

6.1. Разработка рабочей документации на систему и её части.

6.2. Разработка или адаптация программ.

7. Ввод АС в действие

7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие.

7.2. Подготовка персонала.

7.3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами).

7.4. Строительно-монтажные работы.

7.5. Пуско-наладочные работы.

7.6. Проведение предварительных испытаний.

7.7. Проведение опытной эксплуатации.

7.8. Проведение приёмочных испытаний.

8. Сопровождение АС

8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами.

8.2. Послегарантийное обслуживание.

Основные положения по созданию и

Функционированию АС

Создание АС осуществляется в плановом порядке в соответствие с Действующими положениями и нормативными актами. Для вновь строящихся, реконструированных, расширяющихся, технически-перевооружаемых и др. объектов автоматизации, для которых предусматриваются работы по кап. строительству, создание АС включается в планы и в проекты по этому виду работ.

Работы по созданию АС на действующих объектах выполняются на основании договоров.

Планирование и разработку АС осуществляют аналогично правилам, установленным для продукции единичного производства. ТЗ на создание АС является основным документом, определяющим порядок создания и требования к АС. Разработку АС и её приёмку проводят в соответствии с ТЗ. Создание АС осуществляют специализированные научные институты, проектно-конструкторские организации в соответствии с ТЗ.

При созданных АС обращают внимание на следующее:

1. Интеграцию экономических и инородных процессов, технических, программных и организационно-методических средств.

2. Развитие системного и программно-целевого подхода, планирование и автоматизация работы объекта в процессе получения и обработки информации на объекте автоматизации.

3. Углубление взаимодействия человек и вычислительной техники на основе диалоговых методов и средств, автоматизирующих рабочих мест и интеллектуальных терминалов.

4. Построение сетей ЭВМ на базе неоднородных вычислительных средств.

5. Индустриализация процессов создания АС, развития САПР и _ типовых элементов АС.

6. Построение информационного фонда в виде распределённой по объектам и уровням иерархии автоматизированной базы данных.

7. Минимизация документооборота, замену его передачей текущей информации по каналам связи и представление её на устройствах отображения.

8. Максимальная автоматизация, формирование первичных исходных сведений.

9. Создание гибких систем управления, способных адаптироваться к изменяющимся условиям производства.

Свойства и показатели АС

Показатели:

1. Эффективность АС – свойство АС, характеризуемое степенью достижения целей, поставленных при её создании.

2. Показатели эффективности АС – мера или характеристика для оценки эффективности АС.

3. Совместимость АС – комплексное свойство двух или более АС, характеризуемое их способностью взаимодействовать при их функционировании (совместимость АС включает техническую, программную, информационную, организационную, лингвистическую и при необходимости метрологическую совместимость):

- техническая совместимость АС частная совместимость АС, характеризуемая возможностью взаимодействия технических средств этих систем;

- программная совместимость АС – частная совместимость АС, характеризуемая возможностью работы программ одной системы в другой и обмена программами, необходимыми при взаимодействии АС;

- информационная совместимость – частная совместимость АС, характеризуемая возможностью использования данных и обмена данными между системами;

- организационная совместимость – частная совместимость АС, характеризуемая согласованностью правил действия их персонала, регламентирующих взаимодействие этих АС;

- лингвистическая совместимость – частная совместимость АС, характеризуемая возможностью использования одних и тех же языковых средств общения персонала с комплексом средств автоматизации (КСА) этих автоматизированных систем;

- метрологическая совместимость – частная совместимость АС, характеризуемая тем, что точность результатом измерений, полученных в одной АС, позволяет использовать их в другой.

4. Адаптивность – способность АС способность АС изменяться для сохранения своих эксплуатационных показателей в заданных пределах при изменениях внешней среды.

5. Надёжность АС – комплексное свойство АС сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность АС выполнять свои функции в заданных режимах и условиях эксплуатации.

6. Живучесть АС – свойство АС, характеризуемое способностью выполнять установленный объём функций в условиях взаимодействий внешней среды и отказов компонентов системы в заданных пределах.

7. Помехоустойчивость АС – свойство АС, характеризуемое способностью выполнять свои функции в условиях воздействия помех, в частности, электромагнитных полей.

Документация на АС

Документация на АС – это комплект взаимосвязанных документов, полностью определяющих технические требования к АС, проектные и организационные решения по созданию и функционированию АС.

Виды документации

1. Приёмочная документация на АС – документация, фиксирующая сведения, подтверждающие готовность АС к приёмке её в эксплуатацию, соответствие АС требованиям НД.

2. Техническое задание – документ, оформляющий в установленном порядке и определяющий цели создания АС, требования к АС и основные исходные данные, необходимые для разработки АС, а также план-график создания АС.

3. Технический проект – комплект проектных документов на автоматизацию системы, разрабатываемый на стадии «технический проект», утверждённый в установленной порядке, содержащий основные проектные решения по системе, всем видам обеспечения АС, достаточной для разработки рабочей документации на АС.

4. Рабочая документация на АС – комплект проектных документов, разрабатываемый на стадии «рабочая документация», содержащий взаимоувязывающие решения по системе в целом, её функциям, всем видам обеспечения АС достаточной для комплектации, монтажа, наладки и функционирования АС, её проверки и обеспечения работоспособности.

5. Эксплуатационная функция на АС – часть рабочей документации на АС, предназначенная для использования при эксплуатации системы, определяющая правила действия персонала и пользователей системы при её функционировании и проверке и обеспечении её работоспособности.

6. Технорабочий проект – комплект проектных документов на АС, утверждённый в рабочем порядке и содержащий решения в объёме технического проекта и рабочей документации на АС.

Наши рекомендации