И вышли они с ними из ур-касдим
Недельная глава «Лех леха», часть 1
Слушайте Меня, дерзкие сердцем
1) Почему удостоился Авраам того, чтобы Творец сказал ему: «Ступай себе (лех леха)», более, чем все остальные в его поколении? И сказал: «Слушайте Меня, дерзкие сердцем, удалившиеся от праведности!» «Слушайте Меня, дерзкие сердцем» означает: «Насколько жестки сердца грешников, видящих тропы и пути Торы» – внутренюю и внешнюю части Торы: тропы – внутренняя часть, пути – внешняя часть, «и не всматривающиеся в них». «И непреклонны сердца их» – не обращаются вновь к Господину своему, и потому называются «дерзкие сердцем». «Удалившиеся от праведности» – означает, что отдаляются от Торы, и потому они далеки от праведности.
2) Отдаляются от Творца и поэтому называются «дерзкие сердцем». И сказано: «Удалившиеся от праведности» – поскольку не желают приближаться к Творцу, так как они «дерзкие сердцем». И поскольку они далеки от праведности, они далеки от мира. Как сказано: «Нет мира, – сказал Творец мой, – нечестивым» – так как они далеки от праведности.
Малхут, со стороны суда в ней, называется справедливостью (цедек) без буквы «хей». И в большом зивуге праведника (цадик) и справедливости (цедек), когда Нуква, поднявшись, облачается на Иму, она называется праведностью (цдака). То есть превращается в милосердие, ибо приняла букву «хей» от Има, поскольку облачается на нее. И благодаря МАНу, который праведники поднимают в Нукву в то время, когда она называется справедливость (цедек), они вызывают высший зивуг, и справедливость (цедек) преобразуется, став праведностью (цдака), т.е. дин (суд) обращается в рахамим (милосердие). И это выяснение сказанного: «Слушайте Меня, дерзкие сердцем» – ведь поскольку у них дерзкое сердце, и не поднимают МАН, с помощью пристального изучения Торы и с помощью обращения, потому они далеки от праведности (цдака), ведь поэтому они находятся в судах справедливости (цедек), без буквы «хей», мохин де-Има.
И поскольку они отдаляются от Торы и не поднимают МАН для высшего зивуга (соединения), потому они далеки от праведности (цдака) и находятся в судах справедливости (цедек). И нет у них любви к Творцу, и они далеки от того, чтобы обратить справедливость (цедек) в праведность (цдака), суд в милосердие, ибо не поднимают МАН для зивуга. И поскольку они далеки от праведости, они далеки от мира. И вследствие того, что не поднимают МАН, чтобы обратить справедливость (цедек) в праведность (цдака), нет у них мира, так как не вызывают высший зивуг, называющийся «мир», и поэтому «мир» не светит над ними.
3) Авраам хотел приблизить себя к Творцу и приблизился. Как сказано: «Любил ты справедливость и ненавидел нечестие». Поскольку любил справедливость и ненавидел нечестие, приблизился к праведности (цдака). То есть, поскольку любил справедливость, поднял МАН к высшему зивугу, и справедливость стала праведностью для него. Поэтому сказано: «Авраама, возлюбившего меня»[1]. Ибо сказано о нем: «Любил ты справедливость» – это любовь Творца, которого Авраам любил более всех в поколении, которые были «дерзкие сердцем, удалившиеся от праведности».
На чем держится мир
4) Насколько же людям необходимо всматриваться в работу Творца. Ведь все люди не знают и не изучают, на чем стоит мир и на чем они сами стоят. И эти две вещи выясняются в статье, находящейся перед нами.
Ибо, когда создал Творец мир, Он сделал небо из огня и воды, и они, перемешавшись вместе, не замерзали. А затем замерзли и находились в высшем руахе. Так как, согласно порядку выхода мохин, сначала выходят две линии, правая и левая, и это две точки, холам и шурук, называемые «вода» и «огонь». И они – в противоречии друг с другом. Это означает, что каждый входит в пределы другого и желает подчинить его своему свойству. Как два вещества, содержащих влагу, которые перемешались друг с другом. Пока не раскрывается ступень хасадим, выходящая на экран де-Тиферет, третья линия, согласующая между ними так, чтобы каждая из них светила присущим ей образом, не смешиваясь больше друг с другом. И это называется, что две линии, которые содержали влагу и смешивались друг с другом, были заморожены посредством средней линии, то есть Тиферет, и больше не смешивались друг с другом.
И это сказанное: «Когда создал Творец» – Бина, «мир» – Нукву, «Он создал небо» – Зеир Анпин, «из огня» – левой линии, «и воды» – правой линии. «И они, перемешиваясь вместе, не замерзали, находясь в противоречии друг с другом, и каждый входит в пределы другого и желает подчинить его своему свойству» – что характерно природе жидкостей, которые смешиваются между собой. А после того, как вышла средняя линия, они замораживаются и держатся две линии посредством средней линии, Тиферет, руах. И они стали, как два твердых вещества, так, что одно не может войти в пределы другого.
«И оттуда, с небес» – из Зеир Анпина, «Он заложил основы мира» – то есть Нуквы, «чтобы он стоял на основаниях» – трех линиях Нуквы, «которые держатся на том же руахе» – то есть средней линии, содержащейся в них. «И в час, когда этот руах уходит, все они становятся шаткими и сотрясаются, и мир содрогается» – ибо так же, как линии Зеир Анпина замораживаются и поддерживаются высшим руахом, так же и линии Нуквы, исходящие от Зеир Анпина, поддерживаются только этим руахом. Потому что без средней линии вообще не бывает свечения двух линий.
«И всё держится на Торе. Ибо когда Исраэль занимаются Торой» – то есть поднимают МАН к ЗОН и притягивают среднюю линию, что и является Торой, «тогда существует мир». «И те столпы и основания» – то есть три линии Зеир Анпина, называемые «столпы», и три линии Нуквы, называемые «основания», «находятся на своих местах в совершенном существовании». И тогда говорится о Нукве: «Сколь возлюблены жилища Твои»[2], ибо «жилище» – это Нуква. И выяснилось, что мир стоит на руахе – на средней линии.
А отсюда и далее выясняется, как люди тоже стоят и существуют только на средней линии.
5) «В час, когда пробуждается полночь, и Творец входит в Эденский сад, чтобы развлекаться с праведниками, все деревья в Эденском саду воспевают и восславляют Его». Как сказано: «Тогда возликуют все деревья лесные – перед Творцом, ибо явится Он»[3]. «Ночь» – Нуква, в качестве преобладающего в ней свойства, основа которой – свечение левой линии, получаемое от свечения хохма, исходящего из точки шурук, содержащейся в Има. И хохма не светит в ином месте, кроме как от хазэ и ниже, ибо (в месте) от хазэ и выше каждого парцуфа властвует «манула», и свечение хохма не может раскрыться там. И поэтому ночь делится на две половины, поскольку точка полуночи определяется точкой хазэ.
Первая половина ночи – от хазэ Нуквы и выше, и поскольку там властвует манула, то это – суды. А вторая половина ночи – от хазэ Нуквы и ниже, и там властвует Малхут, подслащенная в Бине, «мифтеха». И поэтому раскрывается там свечение хохма, относящееся к Нукве, и об этом говорит фраза: «Встает она еще ночью»[4]. И в этом свойстве Нуква называется также Эденским садом, ибо от хазэ и ниже нет ее собственного свойства, Малхут свойства суда, и поэтому она полностью подслащена и становится как Има, которая называется «Эден» при возвращении Бины в Хохма. И потому называется «Эденский сад».
«В час, когда пробуждается полночь» – когда Нуква пробуждается, чтобы получить подслащение от Бины, чтобы она светила (в месте) от ее хазэ и ниже, когда она и является «Эденским садом», тогда «Творец входит в Эденский сад, чтобы развлекаться с праведниками», – то есть праведники поднимают МАН и притягивают свечение средней линии, что и называется, что Творец светит в Эденском саду. «Все деревья в Эденском саду воспевают и восславляют Его», как сказано: «Тогда возликуют все деревья лесные». «Деревья лесные» – это неплодоносные деревья, которые не дают плодов, и до прихода Творца считаются сфирот Нуквы словно лесные деревья, у которых нет плодов. А после того, как свечение Творца входит туда благодаря праведникам: «Тогда возликуют все деревья лесные – перед Творцом, ибо явится Он». И они дают плоды.
6) И выходит вестник, возглашая громким голосом: «Вам, борцы за беспорочность, – тем из вас, кому привнес Он дух в уши его, дабы слышать, и у кого глаза раскрыты, дабы видеть, сердце Его открыто, дабы знать». И благодаря этому воззванию пробуждаются праведники, чтобы встать ото сна своего и, занявшись Торой, притянуть среднюю линию.
«Уши» – Бина, а свет их называется «слух». «Глаза» – Хохма, а свет их называется «зрение». А ночью глаза закрыты, ибо из-за судов не могут светить. А в полночь, когда приходит свечение левой от Има, и это свечение Хохма от точки шурук, имеющейся в Има, и хотя уже есть там сила зрения, все же нельзя еще открыть глаза, ибо еще недостает света хасадим. А хохма не светит без хасадим, и тогда пробуждаются праведники, чтобы встать и заняться Торой, и поднять МАН в ЗОН, и тогда поднимается Зеир Анпин в МАН к двум линиям, исходящим из двух точек, холам и шурук, содержащихся в Бине. И уровень хасадим нисходит на экран Зеир Анпина, согласующий между двумя линиями, и они включаются друг в друга. И хохма в левой облачается в хасадим в правой, и может светить. И тогда раскрываются глаза.
И это то, что сказано: «Тем из вас, кому привнес Он руах (дух) в уши его, дабы слышать» – Зеир Анпин. «Когда праведники, занимаясь Торой, поднимают МАН и привносят руах» – среднюю линию, Зеир Анпин, «в ознаим (уши)» – то есть две линии Бины, и хохма, содержащаяся в левой, облачается с помощью нее в хасадим, содержащиеся в правой, «тогда эйнаим (глаза)» – хохма, «раскрываются, дабы видеть». Ибо после того, как они облачились в хасадим, они способны светить.
Средняя линия называется «Даат». И тогда стали эти три линии ХАБАДом в Бине. И оттуда они нисходят к ХАБАДу де-ЗОН, а оттуда к ХАБАДу душ праведников. И все эти мохин вышли благодаря их занятию Торой. Этот Даат, являющийся согласующей линией в Хохма-Бина рош, обращается и светит сверху вниз в гуф. И Даат, принадлежащий рош, распространяется вниз и наполняет сердце и весь гуф.
«И это воззвание, которое выходит в полночь» – во время начала свечения левой линии от точки шурук, «к праведникам» – которые подняли МАН для привлечения левой линии. И это означает «возглашает громким голосом» – поскольку он находится в скрытии судов точки шурук, то считается, что выходит с большой силой, призывая праведников исправить его. Итак, перед нами порядок нисхождения трех линий от Бины к Зеир Анпину, и от Зеир Анпина к Нукве, а от Нуквы к душам праведников.
«В час, когда руах, источник всех руах, поднимает наслаждение души, и оттуда выходит голос, источник всех голосов, силы расходятся в четыре стороны света» – Зеир Анпин, поднимаясь, согласует между двумя линиями, содержащимися в Бине, называется «руах всех руахов», являясь основной согласующей линией, из которой нисходят среднии линии ко всем ступеням. Нешама – Бина, ибо свет Бины называется «нешама». «И когда руах» – Зеир Анпин, «поднялся в ознаим» – Бину, согласовав между двумя линиями, «становится этот руах голосом души (нешама)»; то есть, прежде согласования, не были слышны в Бине, называемой «ознаим» (уши), никакие света, и руах служил им в качестве слуха, ибо посредством него они восполнились и светят наружу.
В час, когда Зеир Анпин поднялся в Бину, и поднял там сладость светов Бины, называемой «нешама», то есть раскрыл там три линии ХАБАД, после того, как руах раскрыл три эти линии и образовался голос, он выходит оттуда, становясь источником всех голосов. Ибо он выходит и распространяется вниз. Силы его распространяются, расходясь в четыре стороны мира – к Зеир Анпину и Нукве, расположенными под Биной. Ибо юг-север-восток – это Зеир Анпин, а запад – это Нуква.
7) «Одна поднимается» – к правой стороне Зеир Анпина, югу, исходящей из точки холам Бины. «Другая опускается» – в левую сторону Зеир Анпина, север, исходящую из точки шурук, имеющейся в Бине. «Еще одна входит между обеими» – средняя линия Зеир Анпина, восток, исходящая из точки хирик, появляющейся в Бине от Зеир Анпина, производящего согласование в двух линиях Бины. И это три стороны – юг-север-восток, ХАГАТ Зеир Анпина. А то, что о свечении правой говорится: «Одна поднимается», т.е. свечение ее поднимается снизу вверх, а о свечении левой говорится: «Другая опускается», т.е. свечение ее опускается сверху вниз, – это потому, что говорится о порядке выхода, прежде, чем вышла средняя линия.
Сначала выходит правая линия в ВАК без рош, МИ. А затем – левая линия, ЭЛЕ, возвращающиеся к МИ, восполняя имя ЭЛОКИМ в скрытии. И тогда получается, что правая светит снизу вверх, как и свойственно свечению ВАК, а левая светит сверху вниз, что свойственно ГАР. Но они находятся в скрытии из-за отсутствия хасадим. Однако после выхода средней линии, все три включаются друг в друга, и изменяется порядок их свечения: та, что поднималась, опускается, а та, которая опускалась, поднимается – то есть правая светит сверху вниз, а левая – только снизу вверх. И то, что не учитывается ХАБАД Зеир Анпина – это потому, что ХАБАД Зеир Анпина не являются настоящими ХАБАД, а только ХАГАТ, ставшими ХАБАД.
«Обе они украшаются и светят и становятся тремя» – ХАГАТ, благодаря средней линии, соединившей их. Поэтому «три входят в одну» – так как средняя линия, Тиферет, сама получает и распространяется отдельно в три других линии, НЕХИ. «Ибо всей меры, вызванной нижним в свечении высшего, удостаивается также и нижний, поскольку он вызвал это». И поскольку Зеир Анпин, поднявшись, привел к соединению в Бине и стал там средней линией, то и сам Зеир Анпин удостоился трех линий, которые вышли благодаря силе Бины, и распространился сам в три линии ХАГАТ. И также Тиферет Зеир Анпина, являющийся средней линией, согласующей между двумя линиями, Хесед и Гвура Зеир Анпина, сама удостоилась трех линий, и распространилась Тиферет в три линии НЕХИ. И поскольку две (линии), Хесед и Гвура Зеир Анпина, стали тремя линиями благодаря Тиферет, то все три вошли в одну, то есть в Тиферет; и она сама распространилась в три других линии, то есть НЕХИ. И вышли в Зеир Анпине шесть сфирот, ХАГАТ НЕХИ.
Одна (линия), согласующая, Тиферет Зеир Анпина, образует оттенки – то есть создает сфирот Нуквы, называемые оттенками. Шесть из них, ХАГАТ НЕХИ, в одной стороне – в правой. И шесть из них, ХАГАТ НЕХИ, в другой стороне – в левой. И получается, что эти шесть, то есть ХАГАТ НЕХИ, вошли в двенадцать сфирот: шесть сфирот Зеир Анпина распространились, став в Нукве двенадцатью сфирот – шесть в правой ее стороне, и шесть в левой. И все эти двенадцать сфирот находятся от ее хазэ и выше. И они двойные, ибо Нуква от ее хазэ и выше состоит из двух основ, исходящих от двух точек, называемых «мифтеха» и «манула» (ключ и замок). И поэтому выходят в ней там две ступени ХАГАТ НЕХИ: одна – от «мифтеха», и она распространяется в свечении хохма, а вторая – от ХАГАТ НЕХИ «манулы», без свечения хохма, только укрытые хасадим. И потому шесть (сфирот) Зеир Анпина становятся у нее двенадцатью – двумя ступенями ХАГАТ НЕХИ.
Двенадцать сфирот, находящихся от хазэ и выше, распространяются (в место) от хазэ Нуквы и ниже, и становятся 22-мя (хаф-бет) сфирот. Ибо шесть сфирот Зеир Анпина становятся здесь двенадцатью, но включены в десять. Потому что десять стоят в одном. Ибо от хазэ Нуквы и ниже у нее нет зивуга, из-за отсутствия Есода де-манула, «лика человека». И поэтому считается, что только дважды ХАГАТ Нецах Ход распространяются вниз, а не их Есоды. Ибо Есод де-мифтеха, хотя он и распространяется от хазэ и ниже, все же, поскольку нет у него там Есода де-манула, чтобы включиться в него, он не пригоден для зивуга. И поэтому он не считается сфирой, и у нее от хазэ и ниже есть лишь десять сфирот.
Поэтому шесть (сфирот) Зеир Анпина включены от хазэ и ниже только в десять сфирот, т.е. дважды ХАГАТ Нецах Ход, а не в двенадцать сфирот. «Поскольку десять стоят в одном» – поскольку эти десять сфирот стоят только в одном Есоде де-мифтеха, и он не способен включиться в «манула» и поэтому не пригоден для зивуга, и это подобно тому, словно его нет. И потому недостает здесь двух Есодов, и есть всего лишь дважды ХАГАТ Нецах Ход, а это – десять сфирот. Однако все свечение хохма раскрывается в этих десяти сфирот от хазэ и ниже. Но только зивуг происходит от хазэ и выше, а ступень зивуга нисходит в десять сфирот от хазэ и ниже. И оттуда получают души праведников.
8) Горе тем спящим, чьи глазницы охвачены сном, которые не воспрянут ото сна, чтобы заниматься Торой и притягивать среднюю линию, ведь свечение левой линии перекрывает свет их глаз и они – в спячке. И нет у них глаз, мохин, но только сон в их глазницах. Не знают они и не всматриваются, как же предстанут они в суде, когда будут призваны дать отчет, если будет осквернено тело их. И душа их будет метаться над полуденным воздухом, поднимаясь и опускаясь, но врата не раскроются ей. И будут вращаться они словно камни в праще. Кто же потребует вместо них, если не взойдут они к этой усладе, к местам наслаждения праведников, недосчитаются их и упустят место свое. Будут переданы они в руки ангела Дума, опустятся в преисподнюю и не поднимутся. О них сказано: «Исчезает облако и уходит; так нисходящий в могилу не поднимется вновь»[5].
9) В этот час, в полночь, взметнется пламя в северной стороне, разбиваясь на четыре стороны мира. Ибо распространится тогда свечение левой в мире, суд, и, падая, настигнет межкрылье петуха, Гавриэля. Пламя это взметнется в нем и он прокричит, и это – «воззвание, возглашаемое громким голосом». Но не будет никого, кто пробудится к голосу этого воззвания, кроме тех истинных праведников, которые встанут тогда к занятию Торой, притягивая свечение средней линии. И тогда Творец и все праведники, находящиеся в Эденском саду, прислушиваются к их голосу, как сказано: «Живущая в садах, друзья прислушались к голосу твоему! Дай мне тоже услышать его!»
Итак, выяснилось, каким образом все существование людей основано на средней линии, привлекаемой вследствие занятия Торой. И если бы не средняя линия, не было бы у них никакого существования, но, будучи отданными в руки Дума, опускались бы в преисподнюю без возможности подняться.
И сказал Творец Авраму
10) Слова: «И сказал Творец Аврааму: "Ступай же из страны своей"» – указывают на порядок создания душ Зеир Анпином и Нуквой до появления их в этом мире с целью облачения в тело. Поэтому сначала выясняется, как Зеир Анпин и Нуква получают мохин и создают душу. И говорится, что силой желания Царя, Бины, было посажено одно дерево, Зеир Анпин, большое и могучее. «Большое» – посредством мохин свечения хохма. «Могучее» – посредством мохин де-хасадим. Когда среди высших насаждений, сфирот Бины, посажено дерево, Зеир Анпин, окруженное двенадцатью границами, и на четыре стороны света распростерлись ветви его.
То есть, в силу подъема Малхут в Бину, протянулась парса под Кетером и Хохмой всех ступеней, и Бина уменьшилась до ВАК, и это МИ де-Элоким, что означает: света нефеш-руах в келим Кетер и Хохма. А три буквы ЭЛЕ де-Элоким – Бина, Зеир Анпин и Нуква де-келим, спустились от нее в Зеир Анпин. А во время гадлута, когда Бина опускает парсу на свое место, возвращая свои буквы ЭЛЕ к себе, поднимается вместе с ними также и Зеир Анпин в место Бины, и становится как одна из сфирот Бины, и получает там вследствие этого света Бины.
Поэтому сказано: «Силой желания Царя» – вследствие подъема желания Царя, т.е. Малхут, в Бину, упали буквы ЭЛЕ в Зеир Анпин и стали равными ему. Поэтому во время гадлута, когда она поднимает ЭЛЕ, возвращая их к себе, поднимается с ними также и Зеир Анпин, поскольку он слит с ними. Таким образом, благодаря тому, что «среди высших насаждений, сфирот Бины, посажено дерево, Зеир Анпин», когда он становится одной из сфирот Бины, то получает ее света так же, как и ее сфирот.
Вследствие подъема Малхут и подслащения ее в Бине, получилась диагональная линия. Ибо в четыре стороны мира, ХУБ ТУМ, представляющие собой четырехугольник, такой: , а когда поднялась Малхут, запад, в Бину, север, две стороны, запад и север, они уходят со своих мест, соединившись вместе и образуя диагональ. Ибо четыре сфиры, ХУБ ТУМ, стали теперь треугольником, таким: . Таким образом, понятно, что означают двенадцать диагональных границ. Так как четыре стороны, представляющие собой четыре сфиры ХУБ ТУМ, включились друг в друга, и в каждой из них есть ХУБ ТУМ. Таким образом, в них должно быть шестнадцать границ, ибо границы означают то же, что и стороны, однако вследствие того, что Малхут и Бина сложились в одно целое, есть в каждой из них (сторон) лишь три стороны, всего двенадцать сторон, двенадцать границ, поскольку две стороны, север и запад, соединившись, образовали диагональ в таком виде, что у западной стороны нет собственного свойства, а только диагональ. Поэтому называются «двенадцатью диагональными границами».
В то время, когда Зеир Анпин окружен двенадцатью границами, в трех местах, образовавшихся вследствие подъема Малхут в Бину, в трех точках холам-шурук-хирик, для того, чтобы получить свечение хохма, являются тогда четыре стороны мира в нем включающими двенадцать границ; т.е. каждая из четырех (сторон) образуется только в форме треугольника, где только две стороны полные – восток и юг. Но две стороны, север и запад, смешались, образовав диагональ, и запад, свойство суда, поглощается севером, свойством милосердия. И если бы не подсластилась Малхут в Бине, не были бы нижние ЗОН достойны мохин свечения хохма.
И говорится: «И на четыре стороны света распростерлись ветви его» – Малхут Зеир Анпина. То есть, несмотря на то, что он окружен двенадцатью границами, но Малхут не простирается ни в одну сторону из четырех сторон мира де-Зеир Анпин, но только включена в диагональ, и всё это в то время, когда Зеир Анпин окружен, т.е. получает Хохму для Нуквы. Но в отношении самого себя это не так, ибо «на четыре стороны мира распростерлись ветви его» – то есть Малхут простирается в нем в каждую из сторон. И имеется в нем, в отношении самого себя, шестнадцать границ. И дело в том, что все исправления двенадцати диагональных границ происходят только для получения мохин де-хохма. А Зеир Анпин получает для себя лишь только мохин де-хасадим. И поэтому он не получает это исправление. И тем самым выясняется имя Аврам – что это сочетание букв «Ав-рам», где «ав» происходит от двенадцати границ, а «рам» происходит от шестнадцати границ.
11) «Пятьсот парсаот перемещения его». Все желания этих парсаот, т.е. пути передачи их, зависят от Зеир Анпина. Когда пробуждается одна, все пробуждаются с ней. И нет того, кто изменит желание его. А потом все становятся в едином с ним желании. Парсаот – мохин свечения хохма. И называются они так, поскольку они выходят в силу подъема и опускания парсы, находящейся под Кетер и Хохма Бины. Во время подъема парсы под Кетер и Хохму де-Бина, опускаются буквы ЭЛЕ к Зеир Анпину, а во время гадлута она опускает парсу на свое место, возвращая свои буквы ЭЛЕ вместе с Зеир Анпином, слившимся с ними.
Таким образом, если бы не подъем парсы под Кетер и Хохму Бины, не существовало бы никакой возможности у Зеир Анпина подняться в Бину. А поскольку он поднялся в Бину, стал Зеир Анпин сущностью Бины, ибо нижний, поднимающийся к высшему, становится как он, получая там пять сфирот КАХАБ ТУМ Бины, которая стала Хохмой. И каждая из этих пяти сфирот Бины содержит в себе сто, ибо сфирот Бины – это сотни. И поэтому они называются «пятьсот парсаот». «Парсаот» они называются по имени источника своего происхождения, ибо выходят в Зеир Анпине в силу подъема и опускания парсы. «Пять сотен» – потому, что они происходят от Бины.
Когда Зеир Анпин перемещается, поднимаясь в Бину, он получает там пять сфирот КАХАБ ТУМ Бины, которая вернулась к Хохме, называемые «пятьсот парсаот». «Все желания этих парсаот, т.е. пути передачи их, зависят от Зеир Анпина», хотя они от Бины, «когда пробуждается одна, все пробуждаются с ней», поскольку не могут сфирот Бины светить прежде, чем Зеир Анпин, поднявшись в них, согласует между двумя линиями Бины. Таким образом, когда Зеир Анпин пробуждается, чтобы согласовать между двумя линиями Бины, только тогда все пять сфирот Бины светят вместе с ним, а иначе – нет.
И поэтому нет никого из этих парсаот, кто бы мог изменить его желания. Поскольку путь отдачи Зеир Анпина – в виде ВАК де-хохма, поэтому не смогут так же и парсаот передать свойство ГАР де-хохма, но передают только ВАК де-хохма. Все эти мохин де-хохма Зеир Анпин получает лишь для того, чтобы передать их Нукве, а не для себя самого. И после этого все они становятся в одном с ним желании. После того, как он передает эти мохин ВАК де-хохма Нукве, становятся все эти пятьсот парсаот, пять сфирот, которые он получил от Бины, в одном с ним желании, т.е. становятся у него затем укрытыми хасадим, как и он сам, поскольку Зеир Анпин получает для себя лишь хасадим, укрытые от хохма.
12) Зеир Анпин пробуждается свыше, из Бины, после того, как получает мохин от Бины, опускаясь в своих перемещениях в море, Нукву, т.е. передает их Нукве. От него наполняется море, он – источник всех светов, исходящих в море, под его воздействием делятся все воды в акте Творения, орошение сада, Малхут, зависит от Зеир Анпина.
Воды «берешит» (акта Творения) – мохин, которые Зеир Анпин получает от Бины, вернувшейся в Хохму, называемую «бет рошит» (начальная бет); Зеир Анпин передает их Нукве, и они делятся под его воздействием в Нукве на Кетер и Хохму, Бину и ТУМ, так же, как и Бина делится вначале на МИ и ЭЛЕ во время катнута. А затем он передает ей гадлут. И это сказанное, что «орошение сада, Малхут, зависит от Зеир Анпина».
13) Все души, находящиеся в мире, выходят из Зеир Анпина и входят в сад, в Нукву, чтобы, спустившись оттуда в этот мир, облачиться в тело. Когда душа спускается оттуда в этот мир, она благословляется семью благословениями, чтобы стать «отцом» телу в его высшем подъеме. Как сказано: «И сказал Творец Авраму» – т.е. высшая душа, называемая «Аврам», сочетание букв «ав-рам», поскольку он – отец тела в подъеме к высшей форме, в хасадим, нисходящих вследствие подъема в Аба ве-Има. То есть имеется в ней два вида свечения: «ав» – мохин де-хохма, и «рам» – мохин де-хасадим, нисходящие к Зеир Анпину вследствие подъема в Аба ве-Има. Поскольку она является порождением Зеир Анпина, в котором есть эти два вида свечения.
14) Когда душа собирается опуститься в этот мир, Творец берет с нее клятву, что она будет беречь заповеди Торы и выполнять желание Его. И Он передает ей сто ключей от благословений на каждый день для того, чтобы восполнить высшие ступени, – то есть они входят в счет «лех леха», поскольку «лех леха» в гематрии «сто».
Ибо все они переданы душе, чтобы исправить ими сад, Нукву, и служить ей, и оберегать ее. «Из страны своей» – это райский сад. Творец, Зеир Анпин, передает душе мохин Бины, сфирот которой исчисляются в сотнях. День – это сфира. И Он вручает ей сто ключей от благословений на каждый день – то есть каждый день, каждая сфира, которую Он дает ей, содержит сто ключей, т.е. возможностей притянуть сто благословений, поскольку они (исходят) из Бины, чтобы душа, получив их, восполнилась посредством высших ступеней Бины. Ведь все то время, пока душа не притягивает каждый день сто благословений, нет в них того совершенства, что в Бине.
А причина того, что сто ключей косвенно указаны в словах «лех леха (ступай же)» в том, что «из страны твоей» означает – из Эденского сада, когда Нуква, называемая «сад» поднимается и облачает Бину, которая вернулась к Хохме, называемой «Эден», и тогда Нуква находится в Бине, сфирот которой исчисляются «сотнями», и это – «сто ключей». И когда душа собирается прийти в этот мир из Эденского сада, «из страны своей», поэтому есть у нее сила притянуть сто благословений каждый день, также как и сфирот «Эденского сада».
15) «И из родных мест твоих, и из дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе». «И из родных мест твоих» – из своего гуфа, то есть из Зеир Анпина, Древа жизни, включающего двенадцать высших колен, то есть двенадцати пределов. Отсюда ясно, что душа – это порождение Зеир Анпина и выходит из него.
«И из дома отца твоего». Шхина называется домом. «Отец» – Творец, Зеир Анпин. Как сказано: «Обирает отца своего и мать свою, и говорит – нет греха». Но нет иного отца, кроме Творца, и нет иной матери, кроме Кнесет Исраэль, Нуквы.
«В страну, которую Я укажу тебе». Этот мир – то место, куда посылается душа. Как сказано: «И сказал Творец Авраму». Аврам – это душа. Есть у нее двенадцать мохин, как у Зеир Анпина:
а) двенадцать пределов – «ав»;
б) «на четыре стороны света распростерлись ветви его» – «рам».
Поэтому душа называется «Ав-рам». «И сказал Творец» – Творец берет с нее клятву, чтобы соблюдала она заповеди Торы и поступала по желанию Его. «Ступай же (лех леха) из страны своей» – указывает на передачу ста ключей от благословений, таких же, как и в сфирот «Эденского сада», называемых «земля твоя». «Из родных мест твоих» – указывет на то, что вышла она из Зеир Анпина. «Из дома отца твоего» – указывает, что она сотворена от Нуквы. «В землю, которую Я укажу тебе» – указывает на вхождение души в тело в этом мире.
И вышли они с ними из Ур-Касдим
16) «И умер Аран при Терахе, отце своем»[6]. «При» – означает: при жизни отца своего; когда отправил он Аврама в огонь, умер Аран, и поэтому они вышли из Ур-Касдим. Потому сказано: «При Терахе, отце своем» – т.е. он привел к тому, что тот вышел оттуда.
17) «И вышли они с ними из Ур-Касдим»[7]. «Вышли они с ним» надо было сказать, то есть с Терахом. Но «Терах и Лот» вышли с «Авраамом и Сарой». Потому что именно они, в основном, хотели выйти из среды грешников. И после того, как увидел Терах, что Авраам, сын его, спасся от огня, он обратился к выполнению желания Авраама, и поэтому: «И вышли с ними» – Терах и Лот.
18) В час, когда они вышли, сказано о них: «Чтобы идти в землю Кнаан». Потому что их желанием было – идти туда. Отсюда понятно, что «каждому, приходящему очиститься, помогают». И поэтому, поскольку сказано: «Чтобы идти в землю Кнаан» – сразу же сказано: «И сказал Творец Авраму: "Ступай себе"». А прежде чем он со своей стороны пробудился, «чтобы идти в землю Кнаан», не сказано: «Ступай себе». Ведь когда он сам приходит к пробуждению снизу, помогают ему свыше. Но без пробуждения снизу не дается пробуждения свыше.
19) Ничто свыше не пробуждается прежде, чем пробудится вначале снизу то, над чем могло бы пребывать находящееся наверху. И это понятие «черного света в свече» – Нуквы, которая не включается в белый свет, имеющийся в свече, Зеир Анпин, прежде, чем она пробудится вначале сама. И поскольку она пробудилась первой, тотчас пребывает над ней белый свет, ибо нижний обязан пробудиться первым.
20) И поэтому сказано: «Элоким, не безмолвствуй!»[8] – чтобы никогда не прекращался белый свет в мире. Ибо Элоким, Нуква, черный свет, и если она не будет «глухой и безмятежной» снизу, будет удерживаться в ней всегда белый свет наверху – Зеир Анпин.
И также упоминающие Творца «не безмолвствуют», чтобы пробуждать снизу то, над чем будет пребывать высшее пробуждение. И также, поскольку человек совершил вначале пробуждение снизу, пробудилось над ним воздействие свыше. И поэтому сказанное: «И вышли они с ним из Ур-Касдим, чтобы идти в землю Кнаана» – означает пробуждение снизу. И сразу же: «И сказал Творец Авраму» – чтобы помогли ему свыше, ибо необходимо что-то простое внизу, для того, чтобы свет мог удерживаться в этом, и это простое совершенно зависит от нижнего.