Преодоление тоннелями сбросов и сдвигов, совпадающих с простиранием пластов, сопряжено со значительными водопритоками и большим горным давлением.
Лекция №18 (05 11 16)
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АВАРИЙ
Анализ причин аварий дает возможность лучше понять закономерности в работе тоннельных сооружений, обратить внимание на недостатки проектных решений, устранение которых должно предупредить аварии и повысить надежность сооружения.
Аварии в тоннелях обусловлены комплексом причин (факторов), совокупность которых и определяет характер и степень опасности аварийной ситуации.
Несмотря на то, что аварии в строящихся и эксплуатируемых тоннелях проявляются по-разному, основные причины их возникновения одни и те же. К ним относятся:
- ошибки, вызванные недостаточной квалификацией или небрежностью в работе изыскателей, проектировщиков, строителей и эксплуатационников;
- нарушения режимов, норм и параметров, установленных правилами безопасности, инструкциями, руководствами, нормативными документами; несвоевременное проведение осмотров, ремонтов;
-аварии возникающие из-за конструктивных недостатков оборудования, недостаточной его надежности, несоответствия оборудования и материалов требованиям ГОСТов.
Ошибки при изысканиях
Ошибки при изысканиях проистекают в основном из-за неполного объема разведочных работ и геотехнических исследований и неадекватной оценки геотехнической ситуации
Ошибки при проектировании
Ошибки при проектировании связаны с принятием неудачных конструктивных и технологических решений, несоответствием расчетных схем тоннельных конструкций действительным, нарушением требований нормативных документов.
Ошибки при строительстве
Ошибки при строительстве сводятся к низкому качеству производства тоннелестроительных работ, использованию дефектных материалов и изделий, нарушению проектных параметров и требований технических условий.
Ошибки при эксплуатации
Ошибки при эксплуатации заключаются в несвоевременном и недостаточно полном проведении обследований, ремонта и реконструкции тоннелей, в нарушении штатных режимов вентиляции, освещения, водоотвода, правил безопасной эксплуатации сооружения.
В ряде случаев причинами аварий в тоннелях могут стать:
- стремление к максимальной экономии и прибыли,
- неоправданное повышение скорости строительства, агрессивность окружающей среды,
- недостаточная согласованность между проектировщиками, строителями и эксплуатационниками.
Преднамеренные аварии
Различают также так называемые преднамеренные аварии, причинами которых являются военные действия или диверсии.
Стихийные и техногенные природные явления
Причиной аварий могут быть также стихийные природные явления (землетрясения, лавины, наводнения и др.).
Подавляющее большинство аварий в строящихся и эксплуатируемых тоннелях обусловлено недостаточным учетом или неверной оценкой многочисленных определяющих факторов, которые могут быть объединены в две большие группы: природные и техногенные.
К природным относятся в основном геотехнические факторы:
- состав и свойства грунтов и условия их залегания;
- режим и свойства подземных вод;
- физико-геологические процессы и явления (тектонические, сейсмические,
- карстово-суффозионные, геотермические).
Среди техногенных факторов, связанных с инженерной деятельностью человека, можно выделить следующие:
- изменение напряженно-деформированного состояния грунтового массива вследствие вскрытия котлованов,
- проходки соседних подземных выработок;
- естественное или искусственное понижение или повышение уровня грунтовых вод в районе строящегося или эксплуатируемого тоннеля;
- нарушение технологического режима проходки тоннеля;
- нарушение режима эксплуатации тоннеля.
Природные факторы
Геотехнические факторы должны быть учтены на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации тоннелей. Ошибки в оценке геотехнических условий могут привести к возникновению аварийных ситуаций, связанных с нарушением устойчивости грунтового массива, разрушениями и деформациями временной и постоянной крепи, прорывами подземных вод и плывунов, загазованностью и задымленностью воздуха, пожарами и взрывами, как при строительстве, так и в процессе эксплуатации тоннеля.
Например, неточные знания физических, прочностных, деформационных и реологических свойств грунтов приводят к ошибкам в определении нагрузок на тоннельные конструкции, выборе расчетной схемы обделки, установлении параметров буровзрывных работ, временной крепи, в принятии способа разработки грунта, технологии тоннелестроительных работ и в конечном итоге могут вызвать аварийную ситуацию.
Помимо знания свойств грунтов необходима правильная оценка массива в целом, его структурных особенностей: степени неоднородности, анизотропии, естественной и искусственной трещиноватости, слоистости, сланцеватости и пр.
При расположении тоннелей в слоистых фунтах необходимо точно установить стратиграфию массива (условия залегания отдельных пластов, их мощность и ориентацию), чтобы избежать трассирования тоннеля на контакте двух различных по своим свойствам грунтов. Это особенно важно при наличии круто наклонных пластов, что сопряжено с проявлением одностороннего горного давления на обделку в связи со скольжением одного слоя по другому, чему во многом способствуют глинистые включения между слоями.
При трассировании тоннеля в направлении, не совпадающем с простиранием пластов, наблюдается неравномерное распределение нагрузок по длине тоннеля. В связи с этим при проходке могут происходить обрушения породы в местах подрезания тоннелем слоги неустойчивых грунтов.
Одной из причин аварий, происходящих при строительстве и эксплуатации тоннелей, является неверная оценка гидрогеологических условий:
- глубины залегания,
- режима и физико-химических свойств подземных вод.
Проходка тоннельной выработки в водоносных фунтах ниже уровня грунтовых вод вносит нарушения в установившийся режим подземных вод, что приводит к увеличению скорости фильтрации и активизации физико-механического действия воды. В процессе проводки в толще водосодержащих фунтов происходит приток подземных вод в выработку, что может привести к затоплению тоннеля.
Грунтовые воды оказывают гидростатическое давление на конструкцию тоннеля, создают опасность его всплытия, нарушают устойчивость грунтового массива за счет размягчения твердых и разжижения несвязных грунтов.
Расположенный ниже уровня грунтовых вод тоннель представляет собой протяженную преграду для подземных вод. Перед тоннелем возникает подпор, а с противоположной стороны — понижение уровня грунтовых вод. Вследствие этого увеличивается давление воды на стены и подошву тоннеля, возможны осадки основания и повреждения обделки.
Водоприток и гидростатическое давление возрастают с увеличением глубины заложения тоннеля.
При проходке тоннелей на больших глубинах водоприток может быть весьма значительным даже в грунтах с низкой степенью водопроницаемости (Кф=10-6см/с), а гидростатическое давление на глубине 1 км может достигать 8—1МПа.
Понижение уровня грунтовых вод приводит к заметному возрастанию напряжений в грунте в результате действия собственной массы грунта, что влечет за собой значительные дополнительные осадки. Кроме того, в процессе откачки воды возможен суффозионный вынос мелких пылеватых частиц, что также сказывается на деформациях и уплотнении пород.
Подземные воды способствуют обрушению грунта в тоннель, уменьшая связи между частицами мягких пород, создавая дополнительные плоскости скольжения, образуя пустоты растворением и вымыванием гидронестойких пород, вызывая пучение глинистых грунтов.
Основной причиной загазованности и задымленности воздуха в тоннеле является пересечение его трассой нефтеносных, битуминозных, соленосных пород, а также вскрытие полостей, заполненных природными газами, которые характеризуются содержанием большого количества ядовитых и взрывоопасных компонентов.
Наиболее часто в подземных выработках встречаются метан СН4, моноксид углерода СО, диоксид углерода СО2, сероводород H2S, диоксид серы SO2 и аммиак NH3.
Различные газы и соединения (моноксид углерода СО, углеводороды СmНn, оксиды азота NOx и др.) выделяются работающими в строящихся тоннелях дизельными или карбюраторными двигателями, установленными на горнопроходческом оборудовании, а в эксплуатируемых тоннелях — двигателями транспортных средств.
Нередко возникают условия, при которых содержание в воздухе тоннеля токсичных и горючих газов превышает предельно допустимую концентрацию, а процентное содержание кислорода недостаточно.
Загазованность воздуха в тоннеле часто сопровождается задымленностью, когда частицы углерода, СО2 и оксиды азота NO образуют коричневый дым, что ухудшает условия видимости и тем самым повышает вероятность возникновения аварии. Сильная задымленность воздуха наблюдается также при пожарах и взрывах в тоннелях.
Очень часто причиной аварий в тоннелях являются неблагоприятные физико-геологические процессы:
- гравитационные,
- сейсмические,
-тектонические, геотермические,
- карстово-суффозионные и др.,
которые сопровождаются такими геологическими явлениями, как вывалы и обрушения породы, стреляния и горные удары, внезапные прорывы подземных вод и плывунов, выбросы пород и газов, нагревание горных пород и подземных вод, набухание и усадка пород, морозное пучение и др.
Образовавшиеся в результате геотектонических дислокаций различные формы строения участков земной коры — тектонические структуры:
-складки,
-сбросы,
- выбросы,
-сдвиги,
-надвиги,
разломы,
представляют повышенную опасность для строящихся и эксплуатируемых тоннелей.
Так, при проложении тоннеля по оси синклинальной складки обделка испытывает значительное вертикальное и горизонтальное давление, а в крыльях антиклинальной складки возникает одностороннее горное давление. В ядрах антиклинальных складок более древние горные породы обычно раздроблены, поэтому высока вероятность вывалов породы, особенно при пересечении тоннелем замка антиклинальных складок.
Преодоление тоннелями сбросов и сдвигов, совпадающих с простиранием пластов, сопряжено со значительными водопритоками и большим горным давлением.
В зонах тектонических разломов при наличии сильнотрещиноватых и неустойчивых фунтов, в ряде случаев перемятых и раздробленных до состояния дресвы, резко возрастают горное давление и приток подземных вод и газов и возможны вывалы и обрушения грунтов, разрушения временной и постоянной крепи.
Степень риска аварийных ситуаций возрастает при строительстве тоннелей на больших глубинах (1—2 км и более) в связи с изменением прочностных и деформационных свойств грунтов и проявлением таких неблагоприятных физико-геологических явлений, как стреляние, горные удары, толчки, внезапные выбросы пород и газа и повышение температуры.
Стреляние и горные удары — результат проявления тектонических сил в виде внезапного крупного разрушения наиболее напряженной части массива, сопровождающегося обрушением грунта в тоннельную выработку, сильным звуком и мощной воздушной волной.
Прогнозирование интенсивности и характера проявления горных ударов вызывает значительные трудности и требует постоянных инструментальных наблюдений за напряженно-деформированным состоянием породного массива.
К аварийным ситуациям в строящихся тоннелях приводят внезапные выбросы горных пород и газа, когда раздробленные и измельченные породы выбрасываются в забой подземной выработкивместе со значительным количеством метана, азота, углекислого газа и пр.
В подземном строительстве зафиксированы случаи неожиданного прорыва горячего пара под высоким давлением.
Если температура воздуха в забое строящегося тоннеля превышает +26°С при относительной влажности более 90%, запрещается производить работы без искусственного охлаждения воздуха. Определенные сложности возникают и при эксплуатации тоннелей в условиях высоких температур.
В суровых климатических условиях (в северных районах, в зонах многолетней мерзлоты) причинами аварий могут быть промерзание обделки с последующим ее разрушением и обледенение проезжей части и эксплуатационного оборудования.
Степень риска значительно повышается при пересечении трассой тоннеля зон повышенной трещиноватости, участков резкого изменения рельефа местности, зон тектонических разломов и неустойчивых склонов.
Несмотря на то, что тоннели в меньшей степени, чем наземные сооружения, подвержены воздействию землетрясений, в ряде случаев имеют место серьезные аварии, связанные с обрушением породы, затоплением выработки, разрушением крепи.
Вызванные землетрясением обрушения откосов, оползни и сдвиги в породном массиве приводят к значительным повреждениям и разрушениям порталов и припортальных участков.