Прекращение действия договора, досрочное расторжение договора безвозмездного пользования земельным участком
Если в договоре не указан срок его действия, стороны вправе расторгнуть его по своей инициативе, уведомив другого участника не менее, чем за месяц.
Досрочное расторжение по инициативе земледержателя может произойти в случае, если:
· были обнаружены недостатки объекта или затронуты права третьих лиц, о которых владелец не уведомил до заключения договора;
· в случае наступления не зависящих от него форс-мажорных обстоятельств;
· ссудодатель не передал землю в установленный срок или не обеспечил условия ее беспрепятственного использования.
Основаниями для прекращения действия договора по инициативе владельца могут выступать:
· нецелевое использование надела ссудодержателем;
· сдача участка в субаренду третьим лицам;
· действия пользователя, которые приводят к истощению земли или наносят вред окружающей среде.
Основания для признания договора недействительным (в случае, если он был заключен менее чем на год и не проходил регистрацию) могут быть следующие:
· ссудодержатель — не гражданин РФ или не компания, зарегистрированная на территории России;
· ссудодатель был не собственником земли, а осуществлял право бессрочного (пожизненного) наследуемого владения (в этом случает допустима только одна форма распоряжения наделом — передача по наследству);
· на землю претендуют третьи лица.
Автоматическое расторжение договора происходит в случае смерти землепользователя или ликвидации организации-ссудодержателя.
Смерть или ликвидация владельца, продажа/дарение участка не служат основанием для досрочного прекращения договора. В этом случае стороной-ссудодателем будет выступать наследник или правопреемник бывшего собственника.
Причиной досрочного расторжения договора, не зависящей от обоих участников, станут стихийное бедствие или война.
КОПИЯ
Дело № 2-1129/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 августа 2014 года гор. Брянск
Володарский районный суд гор. Брянска в составе:
председательствующего судьи Рубцовой С.И.,
при секретаре Чистове В.В.,
с участием истца Е..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области о признании права собственности на гараж,
УСТАНОВИЛ:
Е. обратилась в суд с настоящим иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ года распоряжением начальника станции <сведения исключены> Московской железной дороги ей был выделен земельный участок для строительства гаража на территории дистанции контактной сети ЭЧК-№.... в Володарском районе гор. Брянска. Ею был возведен гараж по указанному адресу за №...., размерами 6,00х5,35, площадью 32, 1 кв.м., и под гаражом устроен погреб, площадью 12, 2 кв.м.. Земельный участок, на котором расположен спорный гараж, включен в земельный участок из земель поселений с кадастровым номером №...., находится в федеральной собственности и по договору аренды №.... от ДД.ММ.ГГГГ года был передан Брянскому отделению Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». При обращении в Брянское отделение Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» с целью заключения договора субаренды на земельный участок под гаражом, ей было разъяснено, что названный договор может быть заключен только после государственной регистрации права собственности на гараж. Управление по строительству и развитию территории города Брянска, рассмотрев обращение о подготовке градостроительного заключения в отношении спорного гаража разъяснило, что возведенный гараж влияния на градостроительную ситуацию не оказывает. При этом, земельный участок расположен в зоне полосы отвода железной дороги, в которой размещение гаражей боксового типа не предусмотрено. Тем не менее, спорный гараж находится в блоке гаражей, на часть из которых зарегистрировано право собственности за физическими лицами. В связи с чем, просила признать за ней право собственности на гараж, размерами 6,00х5,35, площадью 32, 1 кв.м., с устроенным под гаражом погребом, площадью 12, 2 кв.м., расположенный по адресу: гор. Брянск, Володарский район, блок гаражей на территории дистанции контактной сети ЭЧК -№...., за №....
В судебном заседании, Е. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Ответчик - представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что спорный гараж расположен в полосе отвода Московской железной дороги. Полоса отвода входит в состав земель железнодорожного транспорта, предназначена для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта либо организацией, осуществляющей строительство пути или инфраструктуры железнодорожного транспорта. Земельный участок под гаражом находится в федеральной собственности. В границах полосы отвода нельзя размещать капитальные здания и сооружения, ухудшающие видимость железнодорожного пути. Не допускается строительство гаражей в пределах полос отвода и охранных зон железных дорог.
Третье лицо – представитель ОАО «Российские железные дороги» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен, причины неявки неизвестны. Предоставил отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что спорный гараж расположен на земельном участке, который относится к полосе отвода железной дороги и является федеральной собственностью в соответствии с пунктом 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ. В силу ст. 209 ГК РФ, права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику - Российской Федерации. Земельный участок под гаражом входит в состав земельного участка с кадастровым номером №...., расположенного по адресу: гор. Брянск, Володарский район, общей площадью 2818701 кв.м., который предоставлен ОАО «РЖД» на праве аренды собственником - Территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Брянской области по договору аренды, находящегося в федеральной собственности земельного участка №.... от ДД.ММ.ГГГГ для нужд железнодорожного транспорта. Ранее данный земельный участок был предоставлен Брянскому отделению Московской железной дороги в постоянное (бессрочное) пользование в ДД.ММ.ГГГГ году Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству гор. Брянска на основании постановления №.... от ДД.ММ.ГГГГ и государственного акта. Земельный участок площадью 2818701 кв.м. с кадастровым номером №...., находящийся в полосе отвода железной дороги, в силу ст. 90 Земельного кодекса РФ, относится к землям транспорта. Спорный гараж был построен в ДД.ММ.ГГГГ году. На момент строительства гаража уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта являлось Министерство путей сообщения РФ (МПС РФ), которое в силу п.2 ст. 5 ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» определяло порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода. Таким образом, станция <сведения исключены> Брянского отделения Московской железной дороги без согласия собственника - МПС РФ - не имела полномочий на выделение земельных участков из полосы отвода под строительство капитальных гаражей частным лицам. Согласно Положения о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 08.01.1981 N2 24 в редакции от 08.10.1990, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, земли железнодорожного транспорта могли предоставляться во временное пользование отдельным категориям работников транспорта под служебные земельные наделы, другим гражданам - для выпаса скота и сенокошения (п.6 Положения). Не изменилось положение по капитальным строениям в полосе отвода и с введением в действие Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог от 15.01.1999 г. № 26 Ц - свободные земельные участки в полосе отвода железнодорожного транспорта могут предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (временным пользователям) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов и иных целей с соблюдением требований безопасности движения (п.12 Положения). Размещение объекта недвижимости в полосе отвода допускается с предварительного согласования, при котором лицо, имеющее намерение получить в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить железной дороге технический план участка в масштабе 1:200 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта. Установленная процедура истцом не была соблюдена, земельный участок под строительство не выделялся. Действующим законодательством не предусмотрены нормы, в соответствии с которыми установлена процедура передачи федеральных земель железнодорожного транспорта под частные гаражи физическим лицам. Истец обратился с иском о признании права собственности на спорный гараж, как на вновь созданный объект недвижимого имущества, однако доказательств создания гаража за счет собственных средств не представил.
Дело рассмотрено с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что постановлением администрации гор. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ года за №.... Брянскому отделению Московской железной дороги в гор. Брянске в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок, площадью 7751669 кв.м., для эксплуатации полосы отвода.
ДД.ММ.ГГГГ года Е. распоряжением начальника станции <сведения исключены> Московской железной дороги, был выделен земельный участок для строительства гаража на территории станции <сведения исключены> между тупиком №.... и тупиком ЭЧК-<сведения исключены>.
Статьей 8 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых Верховным Судом СССР 28.02.1990 г., определялось, что предоставление земельных участков во владение и пользование осуществлялось также в порядке отвода, а право владения и право постоянного пользования землей удостоверялось Государственным актом.
Положениями ст. ст. 31, 32 ЗК РСФСР, принятого 25.04.1991 г., предусматривалось, что право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования земельными участками удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.
В соответствии со ст. 80 ЗК РСФСР от 25.04.1991 г. земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставлялись местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенции.
Согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С момента выделения земельного участка, Е. был возведен гараж, размерами 6,00х5,35, площадью 32, 1 кв.м., с устроенным под гаражом погребом, площадью 12, 2 кв.м., расположенный по адресу: гор. Брянск, Володарский район, блок гаражей на территории дистанции контактной сети ЭЧК -<сведения исключены>, за №...., согласно данных карточки учета инвентарного объекта от ДД.ММ.ГГГГ года и сведений ГУП «Брянскоблтехинвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ года №.....
При этом, спорный гараж находится в блоке гаражей, право собственности на часть из которых зарегистрировано за физическими лицами.
При рассмотрении требований Е. суд учитывает положения ч.1 ст. 218 ГК РФ, которыми предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
При возведении спорного гаража, земельный участок под гаражом входил в земельный участок, находящийся в полосе отвода железной дороги, предоставленному в постоянное (бессрочное) пользование Брянскому отделению Московской железной дороги.
На основании ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Как следует из положений ч.1 ст. 41 ЗК РФ, устанавливающей права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков - лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, Е. на законных основаниях был выделен земельный участок для строительства гаража.
Нахождение указанного земельного участка в федеральной собственности, относящегося к землям железнодорожного транспорта, предоставленного ОАО «РЖД» на праве аренды после возведения гаража, не может служить основанием для ограничения прав истца, которая возвела гараж с соблюдением установленного порядка.
При этом, ссылку представителя ОАО «РЖД» что, на момент строительства гаража уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта являлось Министерство путей сообщения РФ, без согласования с которой станция <сведения исключены> Брянского отделения Московской железной дороги не имела полномочий на выделение земельных участков, суд не принимает во внимание, поскольку названное распоряжение начальника станции <сведения исключены> Московской железной дороги не оспорено, Е. с момента возведения пользуется спорным гаражом длительное время, требований о его сносе не заявлялось.
Кроме того, суд учитывает, положения ст. 222 ГК РФ, которыми предусмотрено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Земельный участок был предоставлен – для строительства гаража, разрешение на строительство гаража не требуется в силу положений п.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, которыми предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Нарушения градостроительных и строительных норм и правил при возведении гаража в суде не установлено, что подтверждается техническим заключением ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ года, где указано, что состояние несущих конструкций спорного гаража соответствует требованиям СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции», СНиП II-22-81 «Каменные и армокаменные конструкции», СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», позволяет эксплуатировать гараж по назначению без угрозы жизни и здоровью граждан.
Таким образом, спорный гараж не отвечает признакам самовольной постройки, поскольку создан на земельном участке, отведенном для строительства гаражей, строительство гаража начато в соответствии с распорядительными действиями властей, предоставивших для возведения гаража земельный участок. Оснований, по которым следовало усомниться в законности таких действий, не имеется. Для собственника гаража наступила правовая определенность, при которой он уверен в неизменности своего правового статуса как законного обладателя гаража.
Статус истца, как собственника спорного строения, по сути является установленным, поскольку спорный гараж построен с необходимого разрешения, препятствий в пользовании данным гаражом не имеется, требований о его сносе не заявлялись, с истца взимается плата в виде налога на гараж.
Кроме того, подпунктом 3 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил установления и использования полос отвода охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 611 от 12 октября 2006 года, действительно в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана не допускать размещения капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающие угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Доказательств того, что спорный гараж ухудшает видимость железнодорожного пути и создает угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в судебное заседание не представлено.
Напротив, согласно справке Брянской дистанции пути от ДД.ММ.ГГГГ года за ДД.ММ.ГГГГ, спорный гараж находится в габарите приближения строения и на безопасность движения поездов не влияет.
Анализ изложенных обстоятельствах, позволяет суду сделать вывод об удовлетворении заявленных исковых требований Е.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Е. удовлетворить.
Признать за Е. право собственности на гараж, размерами 6,00х5,35, площадью 32, 1 кв.м., с устроенным под гаражом погребом, площадью 12, 2 кв.м., расположенный по адресу: гор. Брянск, Володарский район, блок гаражей на территории дистанции контактной сети ЭЧК -<сведения исключены>, за №.....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Брянский областной суд через Володарский районный суд гор. Брянска, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись С. И. Рубцова
Копия верна. Судья С. И. Рубцова
Секретарь с/з В.В. Чистов