Технологии словарной работы в разных возрастных группах. 1. Периодизация психического развития в онтогенезе
Билет №14
1. Периодизация психического развития в онтогенезе. Историческая сущность природы детства. Периодизация психического развития ребенка от рождения до 7 лет (по исследованиям Д.Б. Эльконина). Стабильные и критические возрасты.
2. Содержание и тематика строительно-конструктивных игр в разных возрастных группах. Особенности развития конструктивных способностей в строительных играх ребенка.
3. Развитие словаря детей: понятие словарной работы. Технология словарной работы в разных возрастных группах.
1. Периодизация психического развития - выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Отличительными особенностями многих периодизаций психического развития являются их односторонний характер (отрыв развития личности от развития интеллекта) и натуралистический подход к психическому развитию в онтогенезе, что находит выражение в игнорировании исторически изменчивого характера периодов развития. Примерами таких периодизаций являются периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже, развития личности Э. Эриксона. При этом картина развития интеллекта совершенно не связывается с развитием чувств и переживаний ребенка, а развитие личности рассматривается совершенно независимо от изменений в интеллектуальных возможностях. Но ведь ребенок и его психика не могут быть столь однозначно разделены на две независимые части.
Д. Б. Эльконин показал, что в основании подобного разрыва - натуралистический подход к психическому развитию ребенка, при котором он выступает как изолированный индивид.
Д.Б.Эльконин согласно пониманию психического развития не противопоставляет ребенка обществу, а включает в него. Система «ребенок и общество» заменяется системой «ребенок в обществе». Вследствие этого системы «ребенок - предмет» и «ребенок - взрослый» из двух изолированных превращаются в единую систему.
Рассматривая смену ведущих типов деятельности, характерных для разных возрастных этапов, Д.Б.Эльконин обнаружил определенную закономерность, которая заключается в чередовании данных типов детской деятельности.
0-1года – ведущая деят-ть – непосредственно-эмоциональное или ситуативно-личностное общение со взрослым, внутри которого формируются предметные действия ребенка.
1-3 лет – предметно-манипулятивнаядеят-ть, в которой происходит интенсивное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми.
3-6 лет – ролевая игра, в которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми.
6-11 лет – учебнаядеят-ть, в которой дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий и в которой развиваются интеллектуальные и познавательные способности.
11-15 лет – общение со сверстниками. В своих межличностных отношениях подростки воспроизводят те отношения, которые существуют в мире взрослых людей, оформляются их взгляды на жизненный смысл, на свое будущее.
15-19 лет – учебно-профессиональнаядеят-ть.
Рассмотрение последовательности смены одних периодов другими позволили сформулировать Д.Б.Эльконину положение о периодичности процессов психического развития ребенка, в которой существует важная закономерность: период освоения задач и мотивов деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий.
Переходы между периодами, как правило, происходят бурно и интенсивно и названы кризисами возрастного развития. В детской психологии выделено 4 основных критических периода:
1 – кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству),
2 – кризис трех лет (переход от раннего к дошкольному возрасту),
3 – кризис семи лет (переход от дошкольному к младшему школьному возрасту),
4 – кризис подросткового возраста. В отличие от стабильных возрастов, кризисные характеризуются яркими и быстрыми изменениями в поведении и психике ребенка. На этих этапах развитие идет не эволюционным, а революционным путем, что приносит немало трудностей и детям и взрослым.
2. В основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат. Строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника, способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, которые лежат в основе конструкторской деятельности. В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно, строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Так же у детей заметно развивается интерес к технике, они учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу. В строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера.
Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное обучающее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей.
При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:
– расширения представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику;
– обучение способам строительства, воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления, конструктивно-творческих способностей;
– формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.
Первая младшая группа
В программе для младших групп предусмотрены строительные игры с игрушками, занятия со строительным материалом, на которых происходит обучение необходимым действиям формирование простейших, но четких и прочных умений. Детей знакомят со строительным материалом, их формой, величиной, различным расположением на плоскости стола (лежит, стоит); учат накладывать один на другой, размещать кирпичики по горизонтали (поезд, дорожка); образовывать простейшие перекрытия (ворота, домик). Воспитатель находит сходство между постройками и знакомыми предметами в окружающей жизни.
Вторая младшая группа
Учат не только различать основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина), но и называть их, а так же располагать кирпичики на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырехугольнику (забор, загородка), ставя их на меньшую плоскость.
Уже в этом возрасте детей начинают обучать целенаправленному рассматриванию предметов, построек.
Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала.
Средняя группа
В программе предусматривается дальнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использованию созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитания умения строить не только по предложенному образцу, но и намеченной самим теме, обучение более сложным приемам работы.
Под руководством воспитателя дети 4-5 лет способны отражать в строительной игре впечатления об окружающем. Им дается разнообразный материал (строительный материал; конструктор; куски фанеры, картона, материал для украшения построек).
Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы, ограждения и т.д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные части. Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре.
Старшая группа
Программа предусматривает обучение детей предварительному планированию коллективных строительных игр, постановки цели игры, определению участников по предварительному договору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений.
Руководство играми старших детей в большей мере направляется на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение.
Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные его части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми..
Подготовительная группа
Строительные игры в подготовительной группе отличаются более разнообразными замыслами, так как дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, при просмотре кинофильмов, через книги.
В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых.
Интересы детей подготовительной группы, их возможности предъявляют к руководству строительными играми большие требования.
Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства, он отбирает немногое то, что доступно детям и оказывает воспитательное и обучающее воздействие.
3. Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря для детей за счет незнакомых или трудных для них слов.(Ручей – быстрый, холодный, журчащий и т.д.
Содержание словарной работы:
1. Бытовой словарь (части тела, лица, одежда, посуда и др.)
2. Природоведческий словарь (Живая, неживая природа)
3. Обществоведческий словарь (страна, труд людей, праздники, армия)
4. Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства)
5.Слова, обозначающие время, пространство, количество
Технологии словарной работы в разных возрастных группах
Младшая группа:
1. Осмотр помещения.
2. Целевые прогулки.
3. Занятие по ознакомлению с предметным миром
4. Занятия с образными игрушками
5. Хороводные игры
6. Рассматривание картин
7. Ознакомление с художественной литературой.
8. Проведение словарных упражнений.
Средняя группа:
1. Осмотр помещений.
2. Экскурсии
3. Рассматривание предметов
4. Сравнение, различение, обобщение.
5. Беседы по игрушкам. Описание игрушек и составление загадок по ним.
6. Рассматривание картин.
7. Дидактические игры
8. Драматизация и инсценировка с игрушками.
Старшие группы:
1.Занятие по обогащению словаря детей
2.Осмотр помещения.
3. Экскурсии.
4. Рассматривание предметов и живых объектов
5. Занятие по сравнению предметов.
6. Занятия по формированию родовых понятий
7. Беседы об игрушках.
8.Беседы по картинам. Составление рассказов по картинкам.
9. Ознакомление с художественной литературой.
10.Объяснение значений слов
11.Составление рассказов детьми
12.Упражнения и игры