Здания и помещения сервисного обслуживания населения
1. Предприятия розничной и мелкооптовой торговли.
2.. Предприятия питания.
3. Непроизводственные предприятия бытового и коммунального обслуживания населения.
4. Предприятия бытового обслуживания населения.
5. Учреждения коммунального хозяйства, предназначенные для непосредственного обслуживания населения.
6. Учреждения гражданских обрядов.
7. Учреждения и предприятия связи, предназначенные для непосредственного обслуживания населения.
8. Учреждения транспорта, предназначенные для непосредственного обслуживания населения.
9. Вокзалы всех видов транспорта.
10. Учреждения обслуживания пассажиров (в том числе туристов).
11.. Сооружения, здания и помещения санитарно-бытового назначения.
12. Ветеринарные учреждения.
Вопрос 17. Абрис земельного участка
Абрис в съёмочных и обмерных работах обозначает схематический план, сделанный от руки, с обозначением данных полевых измерений, необходимых для построения точного плана или профиля.
В время обмеривающих работ складываются абрисы на земельный участок с нанесением всех имеющихся домов, хозяйственных зданий и сооружений, пределов и угодий (двору, саду, огороду и тому подобное /дополнение 1.13/).
В абрисе отмечается номер строительного квартала, номер жилого дома, название улицы, наименования владельца, основание права собственности, дата съемки, контроля и подписи исполнителей.
В абрисе сокращенно указываются поверхностность и назначение домов, материал стен, литерования домов и хозяйственных зданий, наименования угодий.
Цифры и условные отметки на абрисе делаются мелким, четким почерком, без подчеркиваний и без затемнений чертежа, а в случае необходимости - с примечаниями на полях чертежа.
Абрисы складываются на земельные участки, которые входят в состав квартала (району), или на каждый земельный участок отдельно. Первому отдается преимущество.
Снятые контуры ситуации наносятся на абрис в произвольном масштабе. Линии вычеркиваются от руки. Ведение абриса выполняется только черным карандашом.
В процессе выполнения абриса применяются условные знаки, принятые для составления планов соответствующих масштабов.
При необходимости контуры домов и сооружений обеспечиваются объяснительными надписями. К объектам, назначение которых исполнителю неизвестно, в абрисе дается короткое их описание.
Для отдельно расположенных защитных сооружений (обваловывающих, углубляющих) определяется максимальная высота обвалования (над сооружением и по бокам) и на плане земельного участка указываются пределы обвалования.
Линии, которыми отражаются в абрисе предела земельных участков, прочеркиваются более выразительно или же выделяются иным способом (стрелками, двойными линиями и тому подобное).
Унос текущих изменений, перемалевывания абриса, подчищения и нанесения одних цифр на других запрещается.
Неправильные размеры в абрисе перечеркиваются карандашом, а правильные размеры проставляются над ними.
Вопрос 18. Измерения земельного участка
2.2. При обследовании земельного участка домовладения максимально используются планы ранее произведенных геодезических съемок.
2.3. Съемку участковпростой конфигурации и малой площади (до 0,5 га)*разрешается производитьрулеткой.
2.4. Все измерения земельного участка, осуществляемые при его обследовании, заносятся в абрис земельного участка.
2.5. Ошибка измерения не должна превышать:
для границ участков и промеров съемки ситуации - 10 см для линий до 20 м; 1/200 (0,5%) для линий свыше 20 м, но не больше 100 см для линий длиннее 200 м;
для зданий - 3 см для линий до 6 м и 1/200 (0,5%) для линий свыше 6 м.
2.6. Все границы участка измеряются по всей их длине, а в случае, когда границы застроены и нет возможности осуществлять работы обычным способом, необходимо производить измерения частями или параллельно границе.
Каждый земельный участок имеет в натуре физические границы закрытые (заборы, ограды, строения, сооружения) и открытые (канавы, межевые знаки, вешки и пр.).
Измерение участка производится по осевым линиям оград, расположенных между участками, и по внешней стороне оград, выходящих на улицы, проезды, площади и т.п.
В случае отсутствия ориентиров, без которых трудно установить границы земельных участков, инвентаризатор должен руководствоваться обстановкой, а также опросом собственников (пользователей) обследуемого и соседних участков, устанавливая границы условно (о чем делается соответствующее примечание в абрисе).
2.7. Измерение границ участка производится с одновременным обмером зданий, строений и сооружений, расположенных в границах земельного участка, начиная с фасада основного здания и перемещаясь слева направо по периметру участка до исходной точки.
2.8. При измерении земельного участка должны быть взяты все необходимые замеры: засечки, створы, диагонали (система замкнутых треугольников), определяющие конфигурацию участка, направление изломов, углов, границ угодий и положение на участке зданий, строений и сооружений.
2.9. Измеряются и заносятся в абрис все строения постоянного типа, связанные с землей фундаментами или столбами, а именно:
основные здания и пристройки к ним;
строения служебного назначения: сараи, конюшни, навесы, ледники, погреба и др.;
сооружения: ограды, заборы, колодцы, мусорные ямы, тротуары, замощения, фонтаны и пр.
Не подлежат съемкестроения переносные*, временного характера*.
Вопрос 19. Расчет допустимой и фактической невязок при измерении зданий.
Наружные измерения здания производятся обязательно выше цоколя на уровне оконных проемов с точностью до 1 см. Начальной точкой измерения линии (стены) считается угол дома.3)
При съемке зданий необходимо знать толщину всех стен и перегородок. Толщина стен и перегородок в зданиях, не имеющих проемов, определяется по наружным и внутренним измерениям между осями смежных проемов (чаще всего оконных).4)
Измерение помещений производится с точностью до 1 см по всему периметру стен на высоте 1,10 - 1,30 м от пола.5)
После окончания работ по съемке здания необходимо проверить соответствие данных наружного и внутреннего размеров здания. Для чего подсчитывается сумма размеров помещений, толщин стен и перегородок. Теоретически, при правильной съемке, наружный размер и сумма внутренних размеров (вместе с толщинами стен) должны быть равны. Однако на практике, в связи с неточностью измерений, получается невязка.6)
Допустимая невязка вычисляется по формуле:
Nд = +/- 0,75 x K,
где Nд - невязка допустимая;
K - сумма внутренних измерений помещений и толщин стен и перегородок;
0,75 - коэффициент невязки.
Фактическая невязка определяется по формуле:
Nф = Lн - Lв,
где Nф - невязка фактическая;
Lн - наружный размер стены здания;
Lв - сумма внутренних размеров и толщин стен и перегородок.
Фактическая невязка не должна превышать допустимую.
Вопрос 20.Составление плана земельного участка.
Составление плана земельного участка включает:
проверку абриса;
вычерчивание плана в карандаше по данным абриса;
контроль плана, вычерченного в карандаше;
вычисление площади участка и отдельных его частей;
вычерчивание плана в туши, согласно условным знакам, в масштабе 1:500 или 1:1000;
составление экспликации;
контроль после вычерчивания в туши.
На план земельного участка наносятся:
линейные измерения протяженности границ, взятые из абриса, без размерных стрелок у середины промерных линий;
наружные размеры зданий на плане (как правило, проставляются вне контура зданий);
все здания со всеми пристройками, тамбурами, галереями, лестницами, крыльцами, приямками и т.д., а также все сооружения: колодцы, заборы, замощения и контуры различных угодий.
Все здания и сооружения, согласно принятым условным знакам, после накладки и обводки тушью раскрашиваются условными цветами (красками или тушью) в соответствии с материалом стен.
Подвалы, цокольные этажи, мезонины и мансарды показываются на плане пунктиром.
Каждому основному зданию, строению служебного назначения и сооружению на плане земельного участка присваивается литера.
Заборы и ограждения нумеруются арабскими цифрами, тротуары и замощения нумеруются римскими цифрами.
Подсчет площади земельного участка и отдельных его частей (застройка, сад, огород и т.п.) производится по данным измерений путем разбивки участка на простейшие геометрические фигуры (треугольники, трапеции и т.д.). При сложной конфигурации участков вычисление площадей может производиться планиметром.
Составление формул и подсчет по ним площадей земельного участка, угодий, площади застройки зданий, сооружений и замощений производится в абрисе.
Вопрос 21. см. вопрос 17,18
Вопрос 22. Составление поэтажных планов при проведении технической инвентаризации.Составление поэтажных планов 3.10. Поэтажные планы зданий составляются на основании данных абрисов, выполненных в соответствии с вышеизложенными требованиями настоящей Инструкции. 3.11. Поэтажные планы составляются на плотной чертежной бумаге. Размер формата чертежа самый меньший - 29,7 x 21 см (A-4). В случае, если план здания не может быть размещен на формате A- 4, формат соответственно увеличивается до размера A-3 (29,7 x 42,0) и т.д. Поэтажные планы,вычерченные на форматах большего размера, не перегибаются, а хранятся в архиве бюро технической инвентаризации в трубках или специальных папках. 3.12. Поэтажный план должен быть размещен симметрично краям формата. Сторона главного фасада в планах должна располагаться внизу, параллельно нижнему краю формата. Расстояние между вычерченным планом и краями формата не должно быть менее 2 - 3 см. 3.13. Поэтажные планы составляются в масштабах 1:100 или 1:200. 3.14. Вычерчивание поэтажного плана производится в масштабе 1:100 (1:200) с точностью до +/- 0,5 мм при помощи точно выверенной масштабной линейки с миллиметровыми делениями или с применением средств компьютерной графики. 3.15. Поэтажные планы составляются с соблюдением всех условных обозначений. 3.16. На поэтажном плане вычерчиваются в масштабе в соответствии с размерами на абрисах: стены и перегородки; окна и двери; печи, кухонные очаги; лестницы, крыльца, балконы; все внутренние выступы стен и перегородок; наружные колонны, пилястры и т.п., выступающие более 10 см; ниши в стенах, опускающиеся или не доходящие до пола, за исключением ниш, предназначенных для навески радиаторов отопления; арки и отдельно расположенные столбы и колонны; приямки, загрузочные люки, лазы подвалов и цокольных этажей; котлы отопления и т.п.; санитарно-техническое и пожарное оборудование (водопроводные краны, раковины, ванны, унитазы, газовые и электрические плиты и пр.) наносится на план по привязкам абриса в соответствии с условными обозначениями. Трубопроводы холодной и горячей воды, канализации, отопления, газа и т.п., а также радиаторы центрального отопления на поэтажных планах не показываются. 3.17. Планы этажей располагаются на формате один над другим, начиная с подвального. 3.18. Если поэтажный план целого этажа вследствие большого размера не помещается на одном формате, то его необходимо размещать на листе другого формата, но при условии, чтобы возможные перегибы проходили по наименее насыщенным частям чертежа. Поэтажные планы подвалов под небольшой по площади частью здания и поэтажные планы небольших по площади антресолей можно вычерчивать, не делая контура всего здания, располагая их на чертеже против того места поэтажного плана соответствующего этажа, под которым или над которым они непосредственно находятся. При этом необходимо показать ближайшие капитальные стены для того, чтобы читающему план легко было ориентироваться. 3.19. Прежде чем приступить к вычерчиванию поэтажного плана, необходимо сначала арифметически проверить совпадение измерения стен, проведенных снаружи, с суммой размеров, взятых внутри здания по той же стороне вместе с размерами толщин стен и перегородок. Далее необходимо провести фасадную линию строго по масштабу и к ней строить по взятым увязкам в угловых комнатах боковую линию здания. Затем последовательно наносить все капитальные стены и одновременно проверять расположение их на чертеже по взятым в натуре контрольным измерениям между капитальными стенами
вопрос 23. Подсчет площадей зданий при проведении технической инвентаризации.
Согласно части 5 статьи 15 ЖК РФ «общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас»
Вопрос 24. Объем здания с чердачным перекрытием определяется умножением площади горизонтального сечения, взятой по внешнему обводу здания на уровне первого этажа выше цоколя, на полную высоту здания, измеренную от уровня чистого гола первого зтажа до верха- засыпки чердачного перекрытия.
2. Объем здания без чердачного перекрытия определяется умножением площади вертикального поперечного сечения на длину здания, измеренную между наружными поверхностями торцовых стен в направлении, перпендикулярном к площади сечения на уровне первого этажа выше цоколя.
Объем здания, при наличии разных по площади этажей, должен исчисляться как сумма объемов его частей.
6. Объем здания должен исчисляться отдельно по его частям, если эти части резко отличны друг от друга по очертанию или конструкции. Например, здание цеха, в котором имеется одноэтажная производственная часть с железобетонным каркасом, и бытовые помещения с кирпичными стенами и т. д.
Вопрос 25 Определение технического состояния (физического износа) здания, строения, сооружения
4.1. Под физическим износом понимается потеря материалами, из которых возведено здание, своих первоначальных качеств.
Процент физического износа зданий в зависимости от доступности или недоступности осмотру его конструктивных элементов соответственно устанавливается по признакам технического состояния или подсчитывается по срокам службы.
4.2. Определение технического состояния производится одновременно с техническим описанием здания. При этом выявляются признаки технического состояния (физического износа) доступных осмотру частей здания. По внешним признакам технического состояния отдельных конструкций здания устанавливается физический износ согласно правилам «Оценки
физического износа жилых зданий» ВСН-53-86(р) Госгражданстроя СССР, а затем определяется износ по зданию в целом.
4.3. Определение процента физического износа здания производится расчетно с применением удельных весов конструктивных элементов этого здания, указанных в соответствующем оценочном нормативе. Процент физического износа по каждому конструктивному элементу, выбранному из таблиц упомянутых выше Правил, умножается на удельный вес этого элемента (после применения поправки или ценностного коэффициента). В результате получаем физический износ отдельных конструктивных элементов по отношению ко всему зданию. Суммированием полученных результатов определяется физический износ всего здания. Если в расчетах были применены поправки или ценностные коэффициенты и вследствие этого сумма уточненных удельных весов конструктивных элементов не составляет 100, полученный процент физического износа на все здание следует уточнить (разделить на сумму уточненных удельных весов и для получения процента физического износа умножить на 100).
4.4. Удельные веса конструктивных элементов принимаются из сборников укрупненных показателей восстановительной стоимости или рассчитываются по данным проектно-сметной документации на возведение здания.
4.5. Процент физического износа холодных пристроек, служебных строений и сооружений в основном определяется по всему строению или сооружению в целом без учета удельных весов отдельных конструктивных элементов.
4.6. Процент физического износа недоступных осмотру сооружений определяется по срокам службы (как отношение фактически прослуженного времени к среднему нормативному сроку службы, умноженному на 100).
В тех случаях, когда фактически прослуженное время приближается к полному нормативному, а предположительный (остаточный) срок службы здания, определенный экспертным путем, превышает нормативный срок, то процент физического износа определяется отношением фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного сроков службы, умноженному на 100.
Вопрос 26.Общие положения оценки строений при проведении технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Работы по технической инвентаризации или проверке характеристик капитальных
строений (зданий, сооружений) (далее – строения), незавершенных законсервированных ка-
питальных строений, изолированных помещений производятся в следующем порядке:
составление абриса и измерения объекта недвижимого имущества;
обследование технического состояния объекта недвижимого имущества, описание
конструктивных элементов и инженерного оборудования;
производство расчетов, необходимых для выполнения работ по технической инвентари-
зации и проверке характеристик недвижимого имущества;
составление планов (чертежей) объекта недвижимого имущества в соответствии с
действующими нормативными правовыми актами;
подсчет площадей и объемов объекта недвижимого имущества;
составление технических паспортов, ведомостей технических характеристик, иных тех-
нических документов, подготовленных по заявлению;
контроль начальником отдела или другим уполномоченным на это лицом организации по
государственной регистрации (далее – начальник отдела) выполненных работ.
5. Описание конструктивных элементов и инженерного оборудования строений, незавершенных капитальных строений, изолированных помещений, производство расчетов, необходимых для выполнения работ по технической инвентаризации и проверке характеристик, подсчет площадей и объемов проводятся в формах инвентарного дела
Технические паспорта составляются по формам согласно приложениям 8–14.
6. Производству работ по технической инвентаризации или проверке характеристик не-
движимого имущества предшествует: определение количества специалистов, необходимых для проведения технической инвентаризации или проверки характеристик недвижимого имущества;
инструктаж специалистов организаций по государственной регистрации;
изучение материалов, представленных заявителем, материалов, предшествовавших технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, имеющих от-
ношение к выполнению заказа; изучение документов землеустроительного дела по установлению границ земельного
участка, а также при наличии у заявителя плана (чертежа) земельного участка, на котором
расположены подлежащие технической инвентаризации или проверке характеристик объекты недвижимого имущества.
7. При наличии у заявителя решения об изъятии и предоставлении земельного участка,
границы которого не установлены в соответствии с Инструкцией по установлению, восстановлению и закреплению границ земельных участков, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 16 мая 2002 г. № 3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2002 г., № 65, 8/8138), организация по государственной регистрации в соответствии с требованиями вышеназванной Инструкции устанавливает границы и проводит топографо-геодезическую съемку строений, расположенных на отведенном земельном участке.
№ 8/11613 -51- 10.11.2004. На основании проведенных землеустроительных работ организация по государственной регистрации в соответствии с Инструкцией о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственного акта на земельный участок и удостоверения на право временного пользования земельным участком, утвержденной постановлением Государственного комитета
по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 30 марта 2000 г.
№ 1 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 46, 8/3393), составляет документ, удостоверяющий право на земельный участок, план земельного участка
и проводит в установленном законодательством Республики Беларусь порядке государственную регистрацию создания земельного участка и прав на него.
8. При наличии у заявителя документов, удостоверяющих право на земельный участок,
организация по государственной регистрации проводит топографо-геодезическую съемку строений, расположенных на отведенном земельном участке, и составляет план земельного участка.
9. В случаях, когда подано заявление на проведение технической инвентаризации строений, не связанное с последующей государственной регистрацией недвижимого имущества,прав на него и сделок с ним, допускается составление организацией по государственной регистрации плана расположения строений на земельном участке без привязки их к границам
земельного участка.
10. В случае обнаружения при технической инвентаризации или проверке характеристикнедвижимого имущества несоответствия фактического состояния капитального строения(изолированного помещения) проектной документации организация по государственной регистрации вправе запросить подведомственные организации Министерства архитектуры и
строительства Республики Беларусь о допустимости обнаруженных отступлений. При этом срок проведения технической инвентаризации или проверки характеристик недвижимого имущества может быть продлен, но не более чем на один месяц. В случае недопустимости отступлений от проектной документации или отсутствия ответа на запрос в течение установленного законодательством Республики Беларусь срока по результатам проведения технической инвентаризации или проверки характеристик недвижимого имущества заявителю выдается ведомость технических характеристик.
11. Техническая инвентаризация и проверка характеристик строений, незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений общей площадью до 1000 м2 (без учета времени на проведение работ по установлению границ земельного
участка, составлению документа, удостоверяющего право на земельный участок, и плана земельного участка) проводятся в срок не более одного месяца с момента подачи заявления и внесения аванса (оплаты) на проведение соответствующих работ, если заявителем является юридическое лицо – с момента заключения договора и внесения аванса (оплаты) на проведение соответствующих работ.
При проведении технической инвентаризации или проверки характеристик строений, незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений общей площадью более 1000 м2 сроки проведения технической инвентаризации или проверки характеристик определяются организациями по государственной регистрации исходя из предполагаемых объема и сложности работ, нормативов времени на их проведение и сроков исполнения обязательств, возникающих из заключенного договора.
Вопрос 27.
Оценка недвижимости
Оценка недвижимости является в настоящее время одним из наиболее востребованных видов оценки. Наша фирма осуществляет оценку всех категорий объектов недвижимости, в том числе:
- зданий, помещений коммерческого использования;
- сооружений и передаточных устройств;
- квартир, комнат в коммунальных квартирах;
- загородных домов, дач, коттеджей с объектами инфраструктуры;
- земельных участков любых категорий;
- месторождений;
- недвижимых комплексов.
Базовый перечень документов, необходимый для оценки объекта недвижимости:
- свидетельство о государственной регистрации права на объект оценки;
- свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок или договор аренды земельного участка (или иной правозакрепляющий документ);
- технический паспорт Бюро технической инвентаризации или выписка из тех паспорта БТИ;
- справка о балансовой стоимости (для объектов, состоящих на балансе).
Основными целями оценки объектов недвижимости являются:
- кредитование;
- страхование;
- взнос в уставный капитал;
- переоценка;
- купля-продажа;
- инвестирование.
определение одного или нескольких видов стоимости объекта:
· рыночной стоимости (наиболее вероятной стоимости объекта при его продаже на открытом рынке);
· стоимости воспроизводства (суммы затрат в рыночных ценах на создание объекта, идентичного оцениваемому объекту);
· ликвидационной стоимости (стоимости объекта в случае, если объект должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов);
· инвестиционной стоимости (стоимости, определяемой исходя из доходности объекта при заданных инвестиционных целях).
Вопрос 28. –
Вопрос 29.Учет документов в архиве БТИ. Общие положения.
Учет документов в архиве бюро технической инвентаризации Общие положения 8.1. Архив бюро технической инвентаризации предназначается для хранения учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации (или копий с нее) на объекты жилищного фонда и другие объекты, учет которых ведется БТИ. 8.2. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации. Отчуждение архивов не допускается. Порядок передачи сведений в объединенный архив Минземстроя России определяется в порядке, утверждаемом Минземстроем России. Порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Организации технической инвентаризации субъектов Российской Федерации осуществляют: ведение государственных реестров архивов БТИ; ежегодную инвентаризацию архивов БТИ. Виновные в утрате или порче материалов обязаны возместить стоимость их восстановления. 8.3. В целях обеспечения сохранности документации помещение архива должно быть изолированным, сухим и безопасным в противопожарном отношении. Оконные проемы архивохранилищ, расположенных ниже 3-го и на последнем этажах, заделываются металлическими решетками. Входные двери целесообразно иметь металлические с устройством сигнализации. По окончании рабочего дня помещение архива опечатывается. 8.4. Для размещения документации помещение архива оборудуется стеллажами, высота которых должна обеспечивать вертикальное хранение дел. 8.5. Для хранения статистической и алфавитной карточек (Приложения 9, 10) в помещении архива устанавливаются специально изготовленные шкафы или столы с ящиками. 8.6. Ответственность за сохранность материалов, находящихся в архивохранилище, несут начальник бюро и работник архива, а там, где их не имеется, уполномоченные лица.
Вопрос 30. Материалы, подлежащиехранению 8.7. Единицей хранения является: инвентарное дело на домовладение, состоящее из одного или нескольких основных зданий, расположенных на отдельном земельном участке; отдельно стоящее основное здание, границы земельного участка которого не обособлены; инвентарные дела на другие объекты, учет которых ведется БТИ. 8.8. Постоянному хранению в архиве подлежат: схематические планы городов, других поселений; инвентарные дела на домовладения, основные здания; инвентарные дела на объекты, учет которых ведется БТИ; инвентарные книги; реестровые книги; реестры жилищного фонда; алфавитные карточки собственников зданий, жилых помещений (квартир); статистические карточки на домовладения, основные здания; статистические отчеты о жилищном фонде; книги учета инвентарных дел, переданных на хранение в государственные архивы; иные документы, относящиеся к деятельности бюро технической инвентаризации.8.9. Материалы инвентаризации на здание (инвентарное дело, статистическая карточка на здание), алфавитная карточка на собственника, погашенные по причине прекращения права собственности на земельный участок при его выкупе (изъятии) для государственных и муниципальных нужд, сноса, пожара или другого стихийного бедствия, хранятся в архиве 3 года. По истечении этого срока, исчисляемого с момента возмещения стоимости домовладения (здания), основные показатели инвентарного дела записываются в книгу учета дел, переданных на хранение в государственные архивы. При этом в графе 4 книги (Приложение 6) указываются все адреса, которые в свое время были присвоены зданию. Учетно-техническая документация на упомянутые выше объекты, утратившая практический интерес: инвентарные планы кварталов и схематические планы городов (других поселений), а также иные материалы, которые согласно заключению (списку) местных органов культуры, архитектуры и градостроительства являлись объектами историко-культурного наследия, передаются в установленные сроки в государственные архивы (Приложение 6). В книге учета дел в отношении зданий, переданных в государственные архивы, указываются основание и дата передачи дел. На титульных листах технических паспортов находящихся в эксплуатации объектов, которые по заключению местных органов культуры, архитектуры и градостроительства являются памятниками истории и культуры, следует вводить надпись (штамп) "принято на госохрану
Вопрос 31. Порядок хранения документации
8.10. Хранящиеся в архиве материалы должны быть оформлены в установленном порядке, заключены в твердые папки, сшиты и пронумерованы. Планы больших форматов сброшюровываются и хранятся отдельно. На каждом из них проставляется инвентарный номер того дела, к которому они относятся. Металлическое скрепление документов не допускается. 8.11. Инвентарное дело на домовладение (здание) разделяется на три отдельно сброшюрованные в обложки группы документов. К первой группе следует относить материалы, составленные в результате последней инвентаризации, расположив их в деле в такой последовательности: технический паспорт на домовладение (здание); план земельного участка; поэтажный план здания; экспликация к поэтажному плану. Ко второй группе относятся все правоустанавливающие документы или копии с них, сброшюрованные в хронологическом порядке, относящиеся к периоду до начала деятельности учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также информация, представляемая названным органом о праве собственности на объект. К третьей группе - абриса, журналы подсчета площадей, технические документы, составленные в результате предшествующих обследований (инвентаризации), расположенные в указанной выше последовательности. Документы, утратившие значение в связи с заменой их новыми, должны содержать отметку "Погашено. Дата. Подпись.". Нумерация документов ведется самостоятельно по каждой группе. 8.12. Поступающие в архив материалы на жилищный фонд регистрируются в инвентарных книгах по прилагаемым формам (Приложение 4). Книги пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью. 8.13. Инвентарная книга на домовый фонд (Приложение 4) первоначально заполняется в порядке существующей в архиве комплектации дел в алфавитном порядке наименования улиц или поквартально в целом по каждому городу, другому поселению с разграничением их по фондам различного функционального назначения: жилищный фонд, здания соцкультбыта и здания производственного назначения. В дальнейшем инвентарные номера делам присваиваются нарастающим итогом по мере их поступления. Присвоенный инвентарный номер проставляется в верхнем левом углу обложки дела. 8.14. Номер, в зависимости от метода группировки дел, состоит: для дел, хранящихся в алфавитном порядке наименования улиц, - из порядкового номера по инвентарной книге; для дел, группируемых по кварталам, - из дробного номера, числитель которого - инвентарный номер, знаменатель - номер города (района города), другого поселения (присвоенного условно), номер квартала и папки. 8.15. Инвентарные дела на домовладения (здания) отыскиваются в архиве по инвентарному номеру, который указывается в статистической или алфавитной карточках. 8.16. Погашенные инвентарные дела исключаются из инвентарной книги по данным обследования. При этом в примечании инвентарной книги делается запись, объясняющая причину погашения дела. При разделе одного земельного участка на два или несколько самостоятельных, с обособленными зданиями, за одним из них сохраняется инвентарный номер, а выделяемым присваиваются новые инвентарные номера в порядке поступления их в архив.Документы на общий земельный участок погашаются и оставляются в деле, которому сохранен прежний инвентарный номер. 8.17. Учет домовладений, зданий и помещений (квартир) производится путем ведения реестра жилищного фонда, расположенного на обслуживаемой БТИ территории по форме согласно Приложению 5. Записи в реестре ведутся по мере проведения технической инвентаризации.
Вопрос 32. Ведение алфавитных и статистических карточек
Статистические карточки составляются исполнителем работ на каждое учтенное основное здание и вместе с инвентарным делом сдаются в архив. По каждому городу, другому поселению статкарточки хранятся в отдельных ящиках с расположением их в алфавитном порядке наименования улиц, переулков и т.д. Примечание: Форма статистической карточки, куда вносятся данные технических паспортов, а также иные данные, разрабатывается организацией технической инвентаризации субъекта Российской Федерации. Алфавитная карточка (Приложения 9, 10) составляется на каждого собственника и предназначается для отыскания дела в архиве, когда местонахождение здания заранее неизвестно. Алфавитные карточки размещаются в алфавитном порядке наименования собственников по городам, другим поселениям или учетным округам, определяемым органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На лицевой стороне ящика делается надпись с указанием начальных букв наименования собственников. Статистические и алфавитные карточки на снесенные здания погашаются с указанием даты и основания погашения, изымаются из действующей картотеки и хранятся отдельно в том же порядке в течение трех лет.
Вопрос 33. Выдача и возврат дел. Инвентаризация архива
8.19. На каждое инвентарное дело ведется карточка учета выдачи и возврата материалов. Карточка хранится в деле, а при выдаче - остается на месте его хранения. Кроме этого, ведется журнал учета выданных дел по бригадам или отдельным исполнителям. Карточки на материалы благоустройства и инженерные сети хранятся аналогично карточкам на материалы жилищного фонда, а на выданные дела - в специальном ящике в алфавитном порядке наименования улиц (переулков). 8.20. Периодически, но не реже одного раза в год, а также при замещении должности работника архива, по согласованию с руководителем организации технической инвентаризации субъекта Российской Федерации проводится инвентаризация, в результате которой выявляется наличие и полнота дел, имеющихся в архивохранилище, учитываются пришедшие в ветхое состояние документы и намечаются сроки их обновления. На 1 января каждого года в инвентарной книге делается запись, свидетельствующая о количестве дел, хранящихся в архиве.
Вопрос 34. Виды инвентаризации земельного участка и зданий.Техническая инвентаризация - это целая система сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении и техническом состоянии объектов на основе результатов и периодических обследований в натуре. У каждого здания, как и у каждого человека, есть свой паспорт и своя биография. Вся недвижимость измерена и учтена специалистами-инвентаризаторами и хранится в архивах ввиде инвентарных дел с соответствующими номерами. Каждое дело – это целый комплекс технических, оценочных и правоустанавливающих сведений об объектах недвижимости. И доступ к этой информации обеспечен по первому требованию. Путём подачи заявления (запроса) можно получить необходимые сведения об объектах. Жилищный фонд (независимо от форм собственности), здания и сооружения учреждений и предприятий социального, культурно–бытового обслуживания населения, здания и сооружения производственного назначения, складские сооружения, объекты инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, мосты, автостанции, гаражи, садовые домики), объекты незавершённого строительства, исторические памятники – всё это подлежит технической инвентаризации.
Техническая инвентаризация бывает нескольких видов. От этого зависит, как часто она проводится.
Первичная проводится в случае, если инвентаризация данного объекта никогда не проводилась, например на построенные объекты. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект оформляется технический паспорт. Объектам учёта в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера. Для проведения первичной инвентаризации необходимо предоставить распорядительный документ о выделении земельного участка или договор аренды земельного участка, проектную документацию, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Плановая проводится в соответствии с требованиями Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не реже одного раза в пять лет в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учётно–технических документах.
Внеплановая - при изменении технических или качественных характеристик (перепланировке, реконструкции, переоборудовании, возведении, разрушении, изменении уровня инженерного благоустройства, сносе), а также в случае необходимости предоставления плана объекта для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Проведение первичной и внеплановой технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах учёта осуществляется по месту нахождения недвижимости и за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.