Минимально необходимое количество участников проекта.
Поскольку проект связан с приобретением земли, со строительством и другими хозяйственными вопросами, а, стало быть, потребует ресурсов, далеко выходящих за рамки возможностей нескольких домохозяйств, считаю, что минимально необходимое количество активных участников проекта должно исчисляться десятками. Ну, скажем, не менее 30 человек (семей).
2. Образ Центра без привязки к конкретному месту (сколько нужно земли, требования к месту, какие объекты должны быть возведены, как это должно выглядеть и функционировать…).
На мой взгляд, место лучше всего выбрать довольно удалённое от городов (в том числе районных центров), но не совсем уж уединённое - чтобы по соседству были деревеньки и какая-никакая местная экономика.
Площадь земельного участка должна исчисляться гектарами или десятками гектаров. Ну, скажем, не менее 10 га.
Должна быть возможность подвести электричество (или чтобы оно уже было на участке).
Нужно будет возвести, как минимум, три типа помещений (хотя бы в самом простом виде):
- технические (мастерские, складские, гаражные и т.п.);
- жилые;
- учебные.
Больше всего объект в целом должен напоминать ферму. Но ферму нового типа - экологическую, пермакультурную... Безусловно, за этим хозяйством необходим будет уход и присмотр. Думаю, что постоянное проживание там одной-двух семей будет обязательно. Но теоретически возможен и вахтовый метод.
Одна из моих идей заключается в том, что любое преподавание каких-то практических навыков должно обязательно воплощаться на нашем участке Центра - под руководством преподавателя: будь то создание питомника, будь то закладка сада, будь то пермакультурный огород, будь то тепличное хозяйство, курятник, козы, строительство домов, прудов и т.д. и т.п.
По этой логике начинать вообще всю деятельность Учебного центра нужно будет с коллективного составления комплексного плана освоения участка под руководством кого-то из серьёзных пермакультурных преподавателей.
3. География: принципы выбора места.
Сам я родом я из Брянска, но больше двадцати лет живу уже в Москве. Последние 6 лет живу в Одинцово (ближайшее Подмосковье, западное направление – Можайское шоссе).
В качестве основного направления, где бы мне хотелось осесть в будущем, я пока рассматриваю Смоленскую область. Экологический проект, в котором я участвую, развивается на северо-западе Московской области (60 км от Москвы по «ленинградке»).
Поэтому лично я готов рассматривать разные варианты привязки проекта к конкретной точке в пространстве. Но есть, конечно, естественные ограничения – чем дальше от Москвы, тем сложнее будет активно участвовать в проекте.
Когда определится географическое распределение участников проекта, их общее количество и их количество по регионам, тогда и можно будет обсуждать что-то конкретное. Возможно, даже мы замахнёмся на создание целой сети таких региональных учебных центров. Одна из идей – сколотить группу московских и питерских участников проекта и сделать центр где-то посередине – например, в Тверской области. До Твери удобно добираться по железной дороге как из Москвы, так и из Питера. Но, возможно, что это чересчур большой масштаб, и коллектив решит, что «привязываться» нужно к областному масштабу…
4. Цели:
Основная общая цель: с помощью Проекта его участники получают возможность систематически учиться природосообразным технологиям, расходуя при этом минимум ресурсов.
К этой общей цели можно добавить такие дополнительные «подцели»:
- облегчение и систематизация обмена опытом и знаниями между участниками Проекта;
- налаживание процесса безденежного обмена товарами и услугами между участниками Проекта;
- предоставление базы для тех из участников проекта, кто сам проводит или собирается проводить семинары, курсы и т.д.
Юридические вопросы, вопросы собственности и вопросы организации деятельности в рамках проекта.
Очевидно, что это – ключевой пункт. Вот мои соображения по этим темам:
1) Землю сельхозназначения лучше приобретать в собственность, но и аренду я не исключаю, так как, возможно, аренда будет единственным реальным вариантом;
2) Собственность на землю должна быть коллективной, то есть земля должна принадлежать юридическому лицу, которое будет создано участниками проекта;
3) Подходящих организационно-правовых форм я вижу две: потребительский кооператив (потребительское общество) и некоммерческое партнёрство. Причём именно потребительское общество, по моему глубокому убеждению, является наиболее гибкой, демократичной, раскрывающей массу возможностей по организации деятельности и установлению справедливых имущественных отношений между пайщиками формой.
4) Например, участники проекта разделились во мнении: одни считают, что проект нужен только для учёбы, другая половина считает, что нужно параллельно создавать коллективную образцовую ферму. В дальнейшем изложении о функционировании ПО я расскажу, как легко может быть решено это противоречие.
5) Для вступления в ПО устанавливается регистрационный взнос, а собранные на этом этапе средства идут, например, на покупку (аренду) земли. Далее запускается Целевая Программа (ЦП) «Строительство учебного центра». Положением об этой ЦП устанавливается размер целевого взноса, который можно внести деньгами, можно отработать на строительстве Центра, а можно частично внести деньгами, частично – отработать.
Участниками этой ЦП, по идее, должны стать все пайщики, так как это – главная цель создания кооператива.
На выходе Программы получаем возведённые коллективными усилиями постройки: технические, учебные, жилые. Положением о Целевой Программе предусмотрен режим использования пайщиками общих помещений, а вот жилые помещения – будь то комнатки или блоки в общем домике гостиничного типа, будь то отдельные маленькие домики – на мой взгляд, лучше распределить между пайщиками. Как закрепить это право юридически, придумают юристы, но суть должна быть такова: каждый участник Целевой Программы, внёсший полностью целевой взнос, получает исключительное право пользования конкретным помещением.
Жилые помещения нужно построить с запасом – чтобы новые пайщики имели возможность внести свой целевой взнос, получить уже готовое помещение и принять участие в дальнейшем строительстве…
Конечно, нужно будет позаботиться и о помещениях, которые будут использоваться в режиме гостиницы: надо же где-то будет селить преподавателей, гостей и участников учебных мероприятий «со стороны» - то есть не-пайщиков, пожелавших принять участие в семинаре или курсе.
6) Итак, всё готово к проведению учебных занятий. Каждое учебное мероприятие (лекция, семинар, курс, практикум и т.д.) также может быть оформлено, как отдельная Целевая Программа. Инициаторы (организаторы) учёбы подсчитывают необходимые расходы (в основном это будут гонорар и расходы на дорогу и проживание преподавателя) и регистрируют желающих принять участие в этой учёбе. Сумма расходов делится на количество участников, и получается размер целевого взноса, который необходимо внести. Например, гонорар преподавателя 50 000 руб, расходы на его дорогу и «кормёжку» - 12 000 руб.) На семинар записалось 30 человек пайщиков. Целевой взнос, таким образом, составит 62 000 / 30 = 2066 руб. с человека. Но при этом, предположим, записалось ещё 20 человек не-пайщиков, которые оплачивают своё участие по «коммерческой» ставке 3 000 руб. И получается, что пайщики должны собрать каких-то жалких оставшихся 2 000 руб…
Я думаю, что не составит большого труда экономно организовать питание участников учебных мероприятий.
7) Предположим, что половина пайщиков полностью удовлетворена достигнутыми успехами: приезжает на учёбу, учится, тратя на это минимальные средства, и в оставшееся время спокойно занимается своими проектами или работает где-то у себя на земле или в городе. Но у нас остаётся участок земли, и другая половина пайщиков хотела бы эту землю использовать для практической отработки тех знаний, которые они получают на занятиях. Всё очень просто: в рамках ПО запускается другая большая Целевая Программа под условным названием «Пермакультурная ферма», участники которой вносят целевые взносы, приобретают необходимый инвентарь и, в общем, экспериментируют на этой земле под руководством преподавателей. Логично предположить, что результаты этих экспериментов в виде урожая, саженцев и т.п. являются собственностью только участников этой ЦП.
8) В предыдущих семи пунктах я изложил самую общую схему, многие детали остаются «за бортом» небольшого вступительного текста. В процессе последующих обсуждений мы, конечно, основательно «пройдёмся» по каждой из этих деталей.
6. Минимально необходимые ресурсы, которые нужно собрать участникам проекта для реализации его в минимальной (начальной) конфигурации
Этот пункт требует серьёзной проработки – по сути, составление сметы затрат по Проекту. Думаю, что этим заниматься должен хотя бы маленький, но коллектив компетентных людей. Ведь здесь нужны знания, в первую очередь, по строительству. Тем не менее, очевидно, что счёт пойдёт на миллионы рублей в течение первого года. Однако, лично меня эта «очевидная необходимость» не пугает – при ясности целей и очевидности выгод, которые получат участники Проекта, ресурсы обычно находятся. Всё остальное – конкретика, которую нужно считать вместе.
Здесь я бы только ещё раз отметил, что, на мой взгляд, необходимо предоставить тем, кто не имеет денег или не хочет их вносить, предоставить возможность внести свой вклад своей работой. При этом участники, внёсшие как денежные, так и «натуральные» вклады, должны быть уравнены в правах.
7. Перечень базовых ценностей, которые должны поддерживать все участники проекта
Это – один из самых сложных вопросов. Его нужно прорабатывать очень осторожно, поскольку идеология - тема, зачастую, весьма болезненная. У меня на эту тему есть лишь одно, самое общее, предложение – проявлять максимальное уважение к идеологическим устремлениям друг друга: дискутировать, безусловно, можно, но без «агрессивной агитации».
Я бы предложил не вводить никаких ограничений на участие в Проекте по возрасту, полу, расе, национальности, вероисповеданию, месту жительства, социальному происхождению, режиму питания.
Вопрос: можно ли будет на будущей пермакультурной ферме выращивать животных и птицу на убой – необходимо будет обсудить вместе и принять обязательное для всех решение.
Сам я мяса не ем вот уже скоро как 10 лет (но употребляю рыбу и морепродукты, любую «молочку» и яйца). Тем не менее, считаю, что создаваемый учебный центр делать «вегетарианской зоной» неправильно.
То же самое – применительно к курильщикам. Сам я не курю уже 20 лет и негодую по поводу того, насколько беспардонно у нас ведут себя курильщики повсеместно. Тем не менее, я против «административных» запретов – просто укажем курильщикам их «место» и попытаемся помочь им избавиться от этой пагубы.
Единственный абсолютный запрет, который, я считаю, необходимо будет ввести – это алкоголь. Ни нахождение на территории учебного центра в состоянии алкогольного опьянения, ни тем более употребление его на территории необходимо будет строго запретить.
По поводу почти всего остального, мне кажется, нужно будет искать компромиссы.
Ну, и, понятное дело, что, раз все участники проекта занимаются или планируют заниматься экологическим хозяйствованием, - значит, никакая химия в отношении растений, насекомых и животных, по всей видимости, допускаться на территории также не должна.