Развитие слухового восприятия
Слух — это одно из пяти внешних чувств, лающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Органом слуха является ухо.
Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой — восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте.
Неречевой (физический) слух и восприятие неречевых звуков играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука позволяет узнать направление, откуда идет звук, дает возможность лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.
Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) необходимо развивать с первых лет жизни. Эта способность не возникает сама по себе, даже если у ребенка острый слух от природы. Специальное обучение ребенка восприятию звуков поможет ему лучше ориентироваться в пространстве, избежать несчастных случаев (например, при переходе через улицу). При этом следует учесть, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение — слухозрительно, что должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.
Речевой (фонематический) слух — это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Умение сосредоточиться на звуках человеческой речи — очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь — основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы ребенок научился правильно говорить: произносить звуки, отчетливо проговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).
Речевой слух развивается с младенчества, когда малыш начинает отличать голос матери от голосов других людей, улавливать интонацию речи. Лепет ребенка — активное проявление собственно фонематического слуха. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в возрасте 5—6 лет. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой.
Занятие 1. Постучим, погремим!
Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Материалы.Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.).
Ход занятия
Игра проводится на полу или за столом.
Познакомьте детей с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошуршите газетой, пакетом, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п.
Через некоторое время предложите малышам послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Можно производить звуки за ширмой.)
Можно пригласить ребенка в центр комнаты и производить звуки у него за спиной. Ребенок должен показать предмет — источник звука. Остальные дети внимательно следят за ходом игры и проверяют правильность ответа. Затем приглашают следующего игрока.
Сначала нужно договориться с детьми о том, какие предметы будут использоваться в игре. В дальнейшем можно использовать любые предметы, находящиеся в комнате. Время от времени меняйтесь с детьми ролями, предлагая кому-нибудь из малышей роль ведущего.
Занятие 2. Тук-тук!
Цели. Развивать слуховое внимание.
Материалы.Кукла и другие игрушки.
Ход занятия
Сядьте вместе с детьми за стол, предварительно спрятав под него игрушки. Незаметно постучите пальцем о край стола и скажите: «Тук-тук! Что за стук? Кто-то к нам в гости пришел! Кто там? Это кукла! Заходи, кукла, к нам в гости».
Скажите детям, что должны прийти еще и другие гости, поэтому надо внимательно слушать, когда раздастся стук в дверь: «Я буду ГОТОВИТЬ угощение, а вы внимательно слушайте: когда раздастся стук в дверь, спросите: „Кто там?"»
Расстояние от источника звука до детей, а также силу стука можно постепенно менять.
Эту игру можно провести и с участием второго взрослого или ребенка постарше. В этом варианте игры взрослый или ребенок стучит в дверь и приводит с собой игрушку.
Занятие 3. Узнай по звуку
Цели.Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Материалы.Звучащие игрушки (погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.), ширма.
Ход занятия
Покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки, пока не научатся четко дифференцировать их на слух.
Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у малышей или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать ее.
В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.