Создание лесопромышленной фирмы и организация лесозаготовительного производства Бердниковым И.Л.
В 1867 году Иван Лукьянович Бердников основал лесопромышленную фирму, которая занималась заготовкой в верховьях реки Вол круглого леса и его продажей. В 7 километрах выше Березовой Заводи в одном из поселений Бердников разместил склад леса. Там же жили и его работники. С того времени это местечко стало называться Бердничата. Была построена на реке плотина с водяной мельницей.
В зимнее время лес заготавливали крестьяне из окрестных деревень, используя гужевой транспорт. Весной этот лес по реке Вол молем сплавляли до Ветлуги. Часть леса оставляли в Бердничатах. Здесь его выкатывали на берег и в зимнее время на лошадях вывозили на станцию Шарья, а затем загружали в вагоны и отправляли заказчикам.
Н.С. Толстой характеризует организацию труда на лесозаготовках в Ветлужском уезде следующим образом: « Лесной промысел кормил не одно поколение ветлужан, позволяя оплачивать оброк, рекрутские деньги, государственные подати и другие платежи и повинности. Осенью после уборки урожая крестьянская артель подряжалась к купцу - лесопромышленнику на условиях, чаще всего для себя невыгодных. Когда выпадал первый снег, нагрузив лошадей сеном и съестными припасами, крестьяне добирались до леса и начинали заготовку товарных, т.е. пригодных к сплаву и постройке судов, деревьев. Их артель выбирала осенью, попутно делая глубокие затесы топором и бракуя другие. После такой выбраковки многие деревья погибали. Сваливая нужное дерево, рубили еще несколько деревьев. Работали в любую погоду, нередко по пояс в снегу. Мерзли, а утром в непросохшей одежде снова брались за топор. По санному пути вывозили приготовленные к сплаву бревна». [ 2, c.24] Организация лесозаготовительного производства на лесных дачах И.Л. Бердникова соответствует данному описанию. На лесосеке на скорую руку сколачивали избушку – зимницу. Известный русский писатель А.А. Потехин, путешествуя по реке Ветлуге в середине 50-х годов, так описал ее устройство: « В земле вырывается яма около аршина глубиной и сажени две квадратных в окружности. В нее запускается соответствующей мерою бревенчатый сруб вышиною с рост человека. Пол не настилается, потолок же выводится из бревен несколько сводом. В одной стене над землей прорубается окно или, вернее, дверь около аршина величиною. Такая избушка служила пристанищем для 6-8 человек».[5, c.35] Н.Н. Оглобин также отмечает, что « каторга для ветлужских крестьян начинается зимой, когда они поселяются в лесах для рубки леса и свозки его к сплавным речкам. Живут они здесь в курных, тесных и темных шалашах - зимницах, вдали от своих селений, в которых не бывают по несколько месяцев».[3, c.187] На территории лесных вотчин И.Л. Бердникова крестьяне проживали в период заготовки леса по 3-4 месяца. Н.С. Толстой, анализируя ветлужские промыслы, пишет: « Разработка леса на Ветлуге и ее притоках производится зимою, когда рубят лес, разделывают его к подвозят к берегам. Для плотов, состоящих почти исключительно из бревен, ( еще бывают жерди и дрова) разделка самая простая: бревна наполовину очищаются от коры, чтобы показать « товар лицом». Бревна, привезенные на берег реки Ветлуги, связываются в «клетки», а из нескольких клеток составляются плоты». [2, c.13] На лесных дачах Бердниковых крестьяне под руководством управляющих « лес рубят на разных условиях. Чаще рубщики получают за рубку и свивку в плоты по 15-20 коп. с бревна. Иногда же работают исполу, получая 1 бревно себе и 1 бревно хозяину»,- так характеризует трудовые отношения на лесозаготовках Н.С. Толстой. [2, c.12]
Весной в лесные владения И.Л. Бердникова к рубщикам леса добавлялись крестьяне, специально занимающиеся одним сплавом заготовленного леса. По санному пути вывозили приготовленные к сплаву бревна. Так проходила зима. В начале весны лесоразработки прекращались. На берегах сплавных рек строили суда, свивали плоты, ждали вскрытия – главное « не упустить воду». Свезенные на берега рек бревна связываются по 3-4 штуки спускаются сплавом по рекам до их устьев ( «гаваней»), где речки расширяются, и дают возможность свить из нескольких звеньев леса большое звено в 40-60 деревьев («челено»), из которых затем уже на реке Ветлуге составляется плот. Кроме сплава леса по реке Ветлуге, продукция лесных промыслов доставлялась к потребителям железнодорожным транспортом. Лесопромышленная фирма Бердникова производила реализацию леса, отправляя его на железнодорожную станцию Шарья Северной железной дороги. По данным И.Н. Чиркина « склады лесных материалов, и главным образом, дров тянутся на станциях Северной железной дороги сотнями метров по обе стороны линии. Ежегодно дрова подвозятся по несколько тысяч кубических метров к каждой станции. На Северную железную дорогу вырабатывается еловое и сосновое бревно разных размеров, шпала еловая и сосновая, телеграфные столбы. Для доставки в Донбасс вырабатывается шахтовая еловая стойка. В Нижний Новгород идет круглый лес для построек зданий и мостов. Для московского рынка отправляется бревно».[1, c. 63] Н.Н. Оглобин на основе своих наблюдений делает вывод о том, что «лесные угодья Ветлужского края быстро растут. При нормальной оценке стоимость леса утраивается через 10 лет. Ценность леса начинают осознавать крестьянские сообщества, и, где уцелели остатки уничтоженных раньше морских лесов, крестьяне берут их». [3, c.193] Таким образом, функционирование и развитие лесопромышленной фирмы, созданной И.Л. Бердниковым, способствовало тому, что лесной промысел превращался в промышленность.