Задача № 6. Проверить условие устойчивости монолитного слоя к усталостным деформациям.
Исходные данные:
1.Нормативное значение прочности на изгиб 2.9 МПа
2.Суммарная интенсивность движения расчетных автомобилей 200 000.
3.Коэффициенты: t= 1.32, Км = 1.0, КТ = 0.9, m= 4.5, α = 6.1.
4.Коэффициент запаса прочности – 1.15.
5.Значения модулей упругости и конструкцию дорожной одежды принять по рис. 4.8
Рис. 4.8 - Конструкция дорожной одежды
Решение:
Для решения задачи преподаватель выдает номограммы (рис.1.7.8, 1.12.1,1.12.2).
Условие устойчивости монолитного слоя усталостным деформациям имеет вид (1.12.2):
kпртр Rдоп/σr,
где kпртр – требуемый коэффициент прочности с учетом заданного коэффициента надежности;
Rдоп – предельно допустимое напряжение изгиба материала слоя с учетом усталости, определяемое расчетом, МПа;
σr – наибольшее напряжение растяжения, определяемое расчетом, МПа.
Значение допустимого напряжения определим по условию (1.12.3):
Rдоп = Ru·(1 – 0,1·t)·kM·kкн·kT,
где Ru – прочность асфальтобетона на растяжение при изгибе с учетом повторности действия напряжений.
t - коэффициент нормированного отклонения;
kM – коэффициент учета снижения прочности во времени от действия природно-климатических факторов;
kT – коэффициент учета снижения прочности материала в конструкции в результате температурных воздействий;
Ккн – коэффициент учета кратковременности и повторности нагружения на дорогу, определяемый по формуле (1.12.4):
Ккн = α·∑Nр ,
где α – коэффициент, учитывающий повторность нагружения в нерасчетный период года;
m – показатель усталости материала;
∑Nр – суммарное расчетное число приложения приведенной расчетной нагрузки к расчетной точке на поверхности дорожной конструкции за расчетный срок службы, осей.
В нашем случае:
Ккн = 6.1*200000-1/4.5 =0.42
Тогда:
Rдоп = 2.9 (1-0.1*1.32)1.0*0.42*0.9 = 0.95 МПа
Полное растягивающее напряжение σr (МПа) определяют по формуле 1.12.6:
σr = ·р·Кб,
где- растягивающее напряжение в рассматриваемом слое, МПа;
Кб - коэффициент, учитывающий особенности напряженного состояния покрытия под колесом автомобиля со спаренными баллонами (Кб = 0,85) и однобаллонными колесами (Кб = 1,0). Принимаем Кб = 0.85.
-определим по номограмме 1.12.1.
Расчетную схему представим в виде (рис.4.9):
Рис.4.9 - Расчетная схема
Определяем значение ЕэI
Определяем EэI.
К2=h1/D= 40/39=1.03,
К1=Eо /Е1=50/100=0,5
По номограмме (рис.1.7.8) найдем отношение EэI/ Е1 (К3), которое составит К3=0,77
EэI= Е1* К3=100*0,77=77 МПа
Определяем эквивалентный модуль на поверхности верхнего слоя основанияEэII
K2= h2/D= 30/39=0.77,
K1=EэI/Е2=77/400=0,19
По номограмме (рис.1.7.8) найдем отношение EэI1/ Е2 (К3), которое составит К3=0,43
EэII= Е2* К3=400*0,43=172 МПа
Определяем отношение Е3/ Eэ II =2000/172 =11.6
Н/Д =10/39 =0.26
По номограмме 1.12.1 найдем =1.78 МПа
Тогда σr = 1.78*0.85*0.6 = 0.91МПа
Проверяем условие 1.12.6
1.15 0.95/0.91 = 1.04
Условие не выполняется. При невыполнении условия необходимо повысить эквивалентный модуль упругости подстилающего основания (Eэ II) за счет увеличения толщины наиболее дешевых слоев, либо понизить σr за счет увеличения толщины слоев асфальтобетона. Решение принимается на основе технико-экономического сравнения.