Средства выражения логических связей

Научный стиль

Сфера применения: научные сообщения.

Основные функции: передача информации (объяснение причин явлений, сообщение результатов исследований и т.д.), доказательство ее истинности.

Стилистические особенности:подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), использование клише («заключается в …», «представляет собой …», «таким образом, можно сделать вывод, что …»).

Пример: «Собака - одомашненное млекопитающее семейства псовых (Canidae) отряда хищных, одно из самых популярных домашних животных».

Основные характеристики:

ü Использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа. Вместо предложений, выражающих субъективное мнение автора, («я считаю, что») используют неопределенно-личные («считают, что...»), безличные («известно, что...»), определенно-личные («рассмотрим проблему...») предложения.

o Неверно: «я сделал вывод».

o Верно: «можно сделать вывод» или «был сделан вывод».

ü Для описания используются глаголы преимущественно в настоящем времени: «представляет собой …», «является …».

ü Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: «Волк - хищное животное из рода собак».

Исключение: абстрактные и вещественные существительные, которые употребляются во множественном числе. Например, «эфирные частоты».

ü Активное использование глагольно-именных сочетаний. Основной смысл (обозначаемое действие) передаёт имя существительное, а глагол выполняет грамматическую роль (передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): «приводит к возникновению», «производить расчеты», «речь идёт о …», «следует вывод».

ü В начале и основной части сообщения - использование вневременного настоящего: «Углерод составляет самую важную часть растения».

ü В конце сообщения используется прошедшее время глагола: «Произведено n опытов, в каждом из которых x принял определенное значение»; «Таким образом, было рассмотрено …».

ü Практически не используются формы 2-го лица и местоимения «ты», «вы». Для слов автора используется либо безличная форма «было рассмотрено», либо местоимение 3-го лица «мы».

ü Использование водных слов — «следовательно», «во-вторых», «наконец», «итак», «таким образом».

Манера изложения(пишется всегда в безличной форме; отсутствует диалог с читателем):

o Неверно: Я с гордостью рад представить Вам новую программу. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько времени Вы тратите на пустые действия в своей повседневной жизни? Забудьте об этом! Новая программа P организует Ваш день, освободив Вам до 70% свободного времени!

o Верно: Программное обеспечение P позволяет рационально организовать распорядок дня и освободить до 70% времени.

Лексика(характерно активное использование специальной лексики (терминов) и общепринятой лексики научных текстов («характерно», «следовательно», «исходя из вышесказанного» и т.д.)).

o Неверно: Простота – залог успеха. Эксперимент это доказал.

o Верно: Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха.

Виды используемых слов.

ü Стилистически-нейтральные слова, используемые в разных стилях. Например: он, пять, десять; в, на, за; черный, белый, большой; идет, происходит и т.д.;

ü Общенаучные слов, встречающиеся в языке разных наук. Например: центр («центр тяжести», «центр города»).

ü Термины - это слова или словосочетания, обозначающие понятия специальной области знания или деятельности и являющиеся элементами определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным.

Пример: «К тому времени физики уже знали, что эманация - это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть инертный газ; его порядковый номер - 85, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа - 222.».

Для усиление выразительности текста используют:

ü усилительные частицы, местоимения, наречия: «лишь», «абсолютно», «только»;

ü прилагательные: «колоссальное», «одно из величайших»;

ü «проблемные» вопросы: «в самом деле», «какова причина данного явления?»

Средства выражения логических связей

Объединение частей текста (абзацев), имеющих тесную логическую связь друг с другом, осуществляется посредством слов и словосочетаний, указывающих на эту связь: «таким образом», «в заключение» и пр.

Для объединения частей текста и указания на последовательность изложения используют вводные слова: «во-первых», «наконец», «с другой стороны» и др.

Вид связи Используемые выражения
последовательность мыслей вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, иногда
одновременность существования нескольких явлений или фактов вместе с тем, тем не менее, кроме того
факты, подтверждающие точку зрения очевидно, разумеется, естественно, таким образом
указание на предмет данный, известный, соответствующий
неуверенность в достоверности или убедительности приводимых фактов возможно, можно предположить
иллюстрация к рассуждениям, примеры к примеру, например, иногда, так …
мнение автора к сожалению, надеемся
на противоречивые отношения между тем, однако, тем не менее, вопреки этому, наоборот, напротив
на причинно-следственные отношения поэтому, кроме того, следовательно, таким образом
условие, вопреки которому совершается действие несмотря на (то что), в то же время
итог, вывод, законченность перечисления фактов таким образом, итак, в заключение, отметим, наконец, иными словами

Структура научных текстов.Основное требование – чёткость (если предлагается анализ, то следом за анализом обязательно должен идти вывод):

o Неверно: Принцип перевернутой пирамиды определяет местоположение вывода в начале текста. Эксперименты показывают, что люди не всегда просматривают веб-страницу целиком. Многие читатели сканируют текст и пропускают самую важную информацию.

o Верно: Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста.

Виды композиции научного текста:

ü От общего к частному (дедуктивный метод). Применяется в случаях, когда какое-либо явление или процесс рассматривается на основе уже известных положений или законов.

Структура:

o Введение включает тезис (положение, истинность которого необходимо доказать) или гипотезу (предположение);

o основная часть рассуждения: развитие тезиса, аргументация (приводятся факты, авторитетные мнения, сравнения и примеры, свидетельствующие об истинности или ложности тезиса);

o выводы (об истинности или ложности выдвинутого тезиса) и предложения (о возможном применении результатов, о дальнейшем развитии тезиса и т.д.).

Пример: «Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда челны одно этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, – это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров тому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы ж, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французским дам и т.д».

ü От частного к общему (индуктивный метод) предполагает движение мысли от частного к общему, или частных факторов к знанию общего правила, к обобщению.

Структура:

o во введении описывается цель проведённого исследования;

o основная часть: изложение фактов, описание методов и этапов исследования, анализ, сравнение и синтез полученного материала;

o заключение: выводы, описание выявленных закономерностей, свойств, признаков того или иного процесса и т.д.

Пример: «Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы ж, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французским дам и т.д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другими как чудачества. Причину этого Л.Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения».

ü Проблемное изложение предполагает активизацию мыслительной деятельности путём постановки в определенной последовательности проблемных вопросов, решая которые, можно подойти к теоретическим обобщениям, формулировке правил и закона мерностей.

ü Метод аналогии предполагает изложение от частного к частному, т.е. сопоставление и анализ фактов. Аналогии являются средством наглядного объяснения тех или иных явлений. В отличие от метода сравнений, при котором анализ строится на сходстве каких-либо предметов, явлений, при использовании аналогий предметы и явления имеют не поверхностное сходство, а глубокое родство (сходные причины возникновения или развития).

Наши рекомендации