В конце XIX – начале XX века

Объект показа

Карта севера Томской губернии с указанием местоположения сельских храмов

Экскурсионный приём. Экскурсовод может сделать отсылку жестом к началу своего рассказа, указав на чертежи Томской и Нарымской земель на 1-м стенде.

Текст экскурсии.По мере заселения малолюдного края увеличивалось количество храмов. Если в первое столетие оседания русских в Среднем Приобье здесь насчитывалось всего около десятка церквей в немногочисленных русских селениях и поселениях (юртах) крещеных инородцев, то с ходом жизни и увеличения количества селений и их жителей, росло и число храмов.

Больше всего храмов было в наиболее обжитых, населенных, южных районах нашего края – особенно около Томска (территория современного Томского района). В северной же части губернии с его малолюдностью храмы порой оказывались удалены друг от друга на сотни верст.

Особенно много новых появилось на рубеже XIX и XX столетий, когда масса крестьян двинулась из европейской части страны в Сибирь на свободные земли. Крестьяне сами или с помощью казны, благотворительных фондов или состоятельных людей строили новые и перестраивали старые церкви. К 1914 году на севере Томской губернии (территория современной Томской области) насчитывалось 117 церквей, в том числе 69 сельских.

Причём они строились уже не только в волостных центрах, но и в некоторых деревнях.

Объект показа

Деревня Сафроновка Кожевниковской волости Томского уезда. Начало XX века

А если не церковь, то молитвенный дом, часовню старались обустроить местные жители (в часовнях помещались иконы, но не было алтаря – принадлежности церкви).

Тема 3. Храмы Нарыма (факультативно)

Объект показа

г. Нарым Томской губернии. Художник П.М. Кошаров. 1890 г.
Соборный храм г. Нарыма во имя Покрова Пресвятой Богородицы («старый собор»). Середина XIX века
Соборный храм г. Нарыма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня («новый собор»). Начало XX века  

Дополнительная информация. Средоточием православной жизни на севере губернии было древнейшее поселение на территории Томской области – Нарым. В XIX – начале XX века это был заштатный город, центр северной торговли и зверо- и рыбопромышленности (ныне село Нарым Парабельского района).

Первая церковь в Нарыме, деревянная, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, одна из самых ранних в Нарымско-Томском Приобье, была построена в 1610-х годах. На рубеже столетий в Нарыме находилось три церковных постройки: две каменных (старый, новый соборы) и деревянная кладбищенская – во имя Святых Апостолов Петра и Павла, построенная в 1893 году.

Соборный храм г. Нарыма во имя Покрова Пресвятой Богородицы («старый собор»). Середина XIX века. Храм каменный двухпрестольный. Придел во имя святителя Василия Великого освящён в 1788 году. Закрыт по распоряжению епархиального начальства по причине угрозы обрушения берега в 1883 году.

Соборный храм г. Нарыма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня («новый собор»). Начало XX века. Боковые приделы освящены в честь Успения Пресвятые Богородицы и во имя святителя и Чудотворца Николая. Построен в 1823 году.

Тема 4. Судьба сельских храмов Среднего Приобья в XX веке (факультативно)

Объект показа

Церковь во имя Воскресения Господня в п. Тогур Колпашевского района. Фото П.Ю. Рачковского. Начало XXI века
Церковь во имя Преображения Господня в с. Молчаново. Томская губерния. Начало XX века
4-й стенд. Спасская церковь с. Спасского (Коларово). Фото П.Ю. Рачковского. Начало XXI века

Дополнительная информация. На томской земле сохранились некоторые из этих храмов, построенных 100–150 лет назад. Большая часть этих прекрасных сооружений была разрушена временем и людьми – в 1930-е годы, когда в нашей стране велась целенаправленная политика по уничтожению храмов и религии. Церкви сносились, переделывались под клубы, школы, склады…. Некоторые, увы, уже немногие из них, лишенные главок, куполов, и сейчас стоят в селах. Лишь единичные из оставшихся церковных строений с 1980-х годов стали ставиться на учет как памятники истории и культуры и охраняются ныне государством. С 1990-х годов начались работы по восстановлению уцелевших храмов. Отреставрированные старинные храмы вновь служат православным людям (в п. Тогур, с. Молчаново, Петухово, Спасское).

Логический переход. Один из храмов – в с. Спасском (Коларово), построенный ещё в XVIII веке, был некогда знаменит тем, что здесь находилась одна из широко почитаемых в крае чудотворных икон – «Спас Нерукотворный».

СТЕНД 4. С ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ…

Ориентировочная продолжительность рассказа:8 мин.

Тема 1.Чудотворная икона в церкви с. Чердатского

Экскурсионный прием. Экскурсовод, располагаясь между 3-м и 4-м стендами по ходу рассказа о сельских храмах с чудотворными иконами, показывает на карте 3-го стенда месторасположение селений Чердатского, Богородского, Спасского, Семилуженского, Ярского.

Объект показа

Стенд 3. Карта севера Томской губернии с указанием местоположения сельских храмов

В томском крае было несколько церквей, особенно известных благодаря имевшимся в них священным реликвиям – чудотворным иконам. Сюда приходили люди издалека, чтобы поклониться святыням, отсюда устраивались протяжённые крестные ходы, чтобы жители других селений могли удовлетворить свою духовную жажду и потребности веры.

Один из этих храмов, сравнительно небольшой, деревянный, стоял в с. Чердатском таёжного Мариинского уезда. В Чердатской церкви хранилась написанная на холсте, наклеенном на доску, икона Божьей Матери Млекопитательницы: «Святейшая матерь изображена на ней чудными… красками, достойными небесной красоты, сидящей в саду под масличными деревьями, окружёнными решеткой. В шуйце своей (левой руке) держит и питает своим млеком Предвечного Младенца Сына Своего». Икона в 1714 году была дана Митрополитом Тобольским и всея Сибири Иоанном Максимóвичем в благословение ясачным князьям чулымских татар, принявших православие. Этот образ почитался чудотворным, спасшим крестьян таёжного края от их грозной напасти – повальной болезни скота.

Тема 1.Чудотворная икона в церкви с. Семилуженского (Семилужного)

Объект показа

Точное подобие чудотворной иконы святителя Николая Мирликийского из храма в с. Семилуженском, в 30 верстах от Томска, ежегодно приносимой в Томск с 8 мая по 10 июля. Художник П.И. Кошаров. 1885 год (НБ ТГУ)

Другие чудотворные иконы, известные своими знамениями и чудесами, находились в храмах, стоявших ближе к Томску: в с. Семилужном – икона святителя Николая Чудотворца, в с. Богородском (ныне д. Старая Шегарка) – икона Божией Матери Одигитрии, в с. Спасском – Нерукотворный образ Христа Спасителя, в с. Ярском икона Введения во храм Пресвятой Богородицы. Эти иконы почитались с XVIII века, когда они были написаны или чудесным образом явлены.

Сохранились свидетельства современников о явлении этих священных реликвий томской земли. Так, старинное сибирское сказание зафиксировало рассказ о чудесном явлении образа Святого Николая Угодника на томской земле. «…Описываемая икона явилась 7-го июля 1702 года в дер. Крестининой, нынешней Семилуженской волости, в доме вдовы Прокопьевой, томскому солдатскому сыну Григорию Рожневу. Рожнев был болен; на его выздоровление уже не было никакой надежды. Но вдруг присутствующие у одра умирающего пришли в неописанное изумление, когда Рожнев совершенно здоровым встал с постели.

Но в ещё большее изумление пришли присутствовавшие, когда увидели образ святителя Николая, стоявший на полке в числе прочих икон. Такого образа у вдовы не было, а из лиц посторонних ей никто егo не приносил. Никто не зажигал перед ним и свечки, а между тем свеча чистого воска горела пред образом ярким пламенем.

На другой день Рожнев рассказал своему духовнику следующее: «Когда я лежал в болезни, мне представилось полчище нечистых духов, искавших моей погибели. Испугавшись, я обратился к Господу и молился о заступлении. Вдруг отворилась в избе дверь, комнату осиял необычайный свет, бесы разбежались и в воздухе я увидел икону святителя Николая. Святой образ никто не поддерживал, он был несом какою-то неведомой силой и, пройдя через комнату, стал с про­чими иконами на обычном, месте. С посохом в руках и в архиерейской одежде за образом шел старец, похожий на изображенного на иконе.

Приблизившись к одру, старец коснулся меня жезлом, и я почувствовал исцеление от болезни. На мои слова – кто он – старец отвечал: «Я архиепископ Николай, Мир Ликийских чудотворец, скорый христианам помощник. Икона моя была в доме соседа Ильи Крестинина, но за нечестие его и его семейства вместе со мною отошла оттуда. С честию отнеси ты её в деревню Семилужную: я хочу, чтобы там стоял и был почитаем мой образ»…

Святая икона тотчас же была перенесена в молитвенный дом дер. Семилужной, а Рожнев, явившись в Томск к духовенству и начальствующим, рассказал о чудесном явлении.

Чудеса, происходившие неоднократно от св. иконы, побудили томичей ежегодно приносить её в Томск для молебных пений, что и началось с того же 1702 года» ([О явлении чудотворного образа Святого Николая Угодника на томской земле] («Сибирский наблюдатель». 1902 год)

Тема 3.Чудотворная икона в церкви с. Спасского (факультативно)

Объект показа

Точное подобие чудотворной иконы Нерукотворного образа, находящейся в церкви села Спасскаго, в 18 верстах от Томска, ежегодно приносимой в Томск с 27 мая по 6 августа. Художник П.М. Кошаров. 1885 год (НБ ТГУ)

Дополнительный материал. О нерукотворном образе Христа Спасителя существует следующее предание, В 1666 году жители села Спасского пору­чили написать для своей часовни икону святителя Николая одному томскому иконописцу. Последний приступил к работе и начертал контур лика святого угодника. Но на следующее утро на доске оказался контур Нерукотворного образа Христа Спасителя. Иконописец три раза пытался стереть контур и написать изображение св. Николая, но тщетно: вновь появлялся лик Христа. В виду такого знамения и была написана икона Нерукотвόренного образа. Масса знамений и чудес от св. иконы, а особенно прекращение в Томске повальной болезни на людях и скоте, побу­дили жителей города ходатайствовать о дозволении им ежегодно приносить святой образ в город. Это ходатайство было удовлетворено Высокопреосвященнейшим Антонием, митрополитом Сибирским, в 1733 году и с этого времени был установлен ежегодный крестный ход в Томск.

Тема 4.Чудотворная икона в церкви с. Ярского (факультативно)

Объект показа

Точное подобие чудотворной иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы из церкви села Ярского, в 40 верстах от Томска, ежегодно приносимой в Томск с 27 мая по 6 августа. Художник П.М. Кошаров. 1885 год (НБ ТГУ)

Дополнительный материал. О чудотворной иконе Введения во Храм Пресвятой Богородицы существовало такое предание. В ceле Ярском, на том месте, где позже была возведена церковь, росла большая черемуха, на которой однажды местные крестьяне увидели икону Введения во храм Пресвятой Богородицы. Икона была крайне ветхая, почему крестьяне и спустили ее в реку Томь, но она тотчас же оказалась на дереве, на старом месте. До трех раз пускали на воду св. образ и трижды невидимою силою он возвращался с реки на прежнее место. В виду такого чудесного знамения, жители села Ярского просили у высшего духовного начальства дозволение построить часовню в честь Богоматери.

Когда они получили это дозволение, то выбрали из своей среды набожного и благонадежного сборщика и, вручив ему явленную икону, отправили его с нею для сбора денег на постройку часовни. Сборщик отправился на восток в нынешнюю Иркутскую губернию и там, ходя из города в город, из селения в селение, прошел за Байкал. Здесь в одной из деревень он заболел и умер. Bcкоре Божия Матерь явилась во сне, в образе девицы в белом одеянии, хозяину того дома, в котором умер сборщик, и велела ему доставить икону в свою приходскую церковь и сдать священнику. Такое же явление было и священнику, которому было дано наставление отправить икону в Toмский край, в село Ярское. Явленная икона была принесена обратно в соло Ярское, и на месте ее явления была построена часовня, а впоследствии и церковь.

Слух сначала о чудесном явлении иконы Введения во храм Божией Матери, а потом о возвращении ее из Забайкалья при содействии свыше, распространившийся по окрестным, селениям, был причиною того, что народ во множестве стал стекаться па поклонение этой св. иконе и для молебствий перед ней.

С 1857 года св. икону ежегодно приносили в Томск с обычной для крестного хода церемонией.

Тема 5.Чудотворная икона в церкви с. Богородского

Объект показа

Точное подобие чудотворной иконы Смоленской Божией Матери (Одигитрии), что в селе Богородском, в 60 верстах от Томска, на левом берегу р. Оби, ежегодно приносимой в Томск с 21 мая по 23 июня. Художник П.М. Кошаров. 1885 год (НБ ТГУ)
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Смоленская-Одигитрия» из храма с. Богородского. Современный вид: до и после реставрации

О чудотворной иконе Божьей Матери Одигитрии в с. Богородском существовало такое предание. На том месте, где позже возникло с. Богородское (ныне – Старая Шегарка Шегарского района) в XVII веке был густой, непроходимый лес. Татары-охотники часто слышали здесь звон церковных колоколов.

В середине XVII века выходцами из Томска на этом месте был построен заселок, жители которого также неоднократно слыхали благовест и звон колоколов, в виду чего и решили поставить у себя часовню в честь Божьей Матери и послали одного из своих односельцев заказать икону Божьей Матери Одигитрии в Тобольск к славившемуся иконописанием священнику о. Василию, который с постом, молитвой и воздержанием написал заказанный образ.

Когда образ везли к месту назначения по р. Оби, то около Сургута поднялась сильная буря: не было никакой надежды на спасение. Плывшие пали перед св. иконой и со слезами просили Богоматерь о спасении их. Внезапно утих ветер, улеглись волны, и настала полная тишина. Образ благополучно привезли в селение, которое и назвали в честь принесённой иконы Богородским.

Масса знамений и чудес от св. иконы поселили всеобщее уважение и благоговение к ней в среде окрестного населения. С 1702 года св. икона, по желанию томских жителей, ежегодно приносилась в Томск для молебных пений.

В 1920-е годы, во время гонения на церковь, почитаемая икона была спрятана верующими от поругания. Долгие годы о ней ничего не было известно, как и о других чудотворных иконах края. Но в 2009 году к великой радости православных икона вновь была обретена. Она была обнаружена в Троицкой церкви Томска, спрятанной под «чужим» окладом (оклад – накладное украшение иконы).

Тема 6. Начало каменного храмового строительства

На томской земле

Объект показа

Вид церкви в с. Семилуженском. Художник А.Н. Тихомиров. 1920 год.   Каменный храм в селе был построен в 1808 году. Церковь трёхпрестольная. Главный престол во имя Вознесения Господня, придельные – во имя святителя и Чудотворца Николая и в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Одигитриевская церковь в с. Богородском. Неизвестный художник. [1920] год (Томский обл. художественный музей)
Село Семилужное. Художник П.И. Кошаров. Конец XIX века (НБ ТГУ)
Село Спасское у берега р. Томи в 18 верстах от г. Томска. Художник П.М. Кошаров. Конец XIX века (НБ ТГУ)
Спасская церковь с. Спасского. Фото П.Ю. Рачковского. Начало XXI века

В конце XVIII – начале XIX века в притомских селениях, в которых явлены чудотворные иконы, были возведены каменные храмы. Кирпичные стены должны были сохранить драгоценные реликвии от пожаров, угрожавших деревянным строениям. Ежегодно из этих храмов устраивались крестные ходы (иные протяжённостью в десятки вёрст), во время которых чудотворные иконы торжественно при большом стечении народа встречались в Томске, «гостили» поочерёдно в городских церквах, приносились для молебнов в дома томичей.

Эти церковные строения, как видно на сохранившихся изображениях, представляли собой прекрасные памятники в стиле сибирского барокко. До нашего времени сохранилась лишь одна из них – Спасская церковь.

Логический переход. 1) Во второй половине XVIII века каменное храмовое строительство началось и в Томске. 2) С крестными ходами, шествовавшими когда-то чудотворными иконами в городские храмы, последуем в Томск и мы.

Наши рекомендации