В конце XVIII – начале XX века

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И ТЕКСТ ДЛЯ ЭКСКУРСОВОДОВ

Целью экскурсии является расширение знаний земляков о православном прошлом края (XVII – начало XX века), формирование уважительного отношения к национальным конфессиональным традициям, в частности к православию.

Целевая аудитория. Экскурсия рассчитана на широкую разновозрастную аудиторию, в том числе детско-юношескую.

Время проведения экскурсии– 60 мин.

ВСТУПЛЕНИЕ

Ориентировочная продолжительность рассказа:1 мин.

Текст экскурсии. Выставка «Старинные храмы томской земли» знакомит нас с некоторыми страницами истории православных храмов на территории нашей области до начала XX века. Эта экспозиция сделана благодаря поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2014–2015»

Храм для православного человека является важнейшим материальным, духовным, символическим выражением его веры. Это здание (или помещение), особым образом устроенное, предназначенное для духовной цели – совершения собирающимися здесь христианами соборной (совместной) молитвы Богу. После постройки церковное здание освящается по особому порядку (чину), после чего храм становится, по словам святых отцов, «земным небом», местом, в котором происходит великое таинство связи Божественного и земного.

СТЕНД 1. ИСТОКИ

Ориентировочная продолжительность рассказа: 5 мин.

Тема 1. Храмы Среднего Приобья в XVII–XVIII веках

Объект показа

Чертёж земли Нарымского города (фрагмент)
Чертёж земли Томского города: (фрагмент)

Текст экскурсии. Строительство православных храмов в Сибири началось с тех самых пор, когда русские стали заселять и осваивать новую «землицу» – на рубеже XVI–XVII веков. Спустя сто лет тобольским жителем Семёном Ремезовым были составлены первые карты Сибири. На них отмечены – как важные объекты – церкви, существовавшие в некоторых поселениях:

– по течению Оби – Нарым, Николаевское, Богородское, Уртамская слобода (около Уртамского острога);

– Спасское по реке Яя (ныне Спасояйское Томского р-на);

– Спасское на Томи;

– южнее его Сосновский острог, Зеледеево, Иткара, Пача (селения, располагающиеся ныне на территории Кемеровской обл.);

– и, конечно, томские храмы в самой томской крепости и за ее стенами – Духовской, Богоявленский, Благовещенский, женский (Никольский) и мужской (Алексеевский) монастыри.

Очевидно, это были первые храмы на томской земле, возникшие еще в XVII в.

Дополнительная информация. Видимо, несколько позже – в первой трети XVIII столетия – возникли храмы в селениях Зырянском и Бедриной (относящихся к Яйскому стану), Красноярское (или Введенское; на восточном берегу Томи), Калтайское, Молчанова (или Лаврова). Эти храмы не показаны у Ремезова, но они упоминаются в «Описании Томского уезда», составленном историком и археографом Герхардом Фридрихом Миллером в 1734 г.

Тема 2. Конструктивные особенности храмов клетского типа

Объект показа

Церковь во имя Святой Троицы. Музей Витославлицы Новгородской обл. Постройка середины XVII века Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Кондопоге (постройка 1774 г.)

Первые церкви в Сибири были деревянными. Навыки храмового строительства из дерева развивались на Руси со времени принятия христианства (с конца X века). Эти навыки приносили в Сибирь мастера-плотники. Строили из бревен, бруса, плах (на полу), кровлю покрывали тесом. Главным инструментом был топор. Тогда люди говорили, имея в виду «строить» – «срубить церковь».

Основу деревянных церквей составлял бревенчатый сруб (бревна, скрепленные в форме четырехугольника). Самые простые напоминали жилые постройки – три сруба, стоящие поочередно: помещение для молельной, к которой с востока «прирубали» алтарную часть (там, где находилась главная храмовая святыня), а с запада от молельной пристраивался притвор («трапезная»). Венчалась каждая часть (которые могли быть разной высоты), двускатной кровлей, над которой красовалась небольшая главка в виде луковки на так называемом «барабане».

Объект показа

Вид города Томска в 1734 г. (по рисунку И.В. Люрсениуса)

Такого типа храмы с двускатными крышами, увенчанными небольшими луковичными главками, можно увидеть на гравированных изображениях Томска еще в XVIII веке (у торговой площади, в мужском монастыре).

Тема 3. Шатровая церковь Троицы Живоначальной в Томске 1650-х годов

Объект показа

Церковь Троицы Живоначальной в Томске. 1654 год (реконструкция А. Ю. Майничевой, В.Н. Курилова)
Архитектурные элементы, использовавшиеся при строительстве Томской Троицкой церкви в середине XVII века

Но русские мастера-плотники умели ставить храмы не только простого, клецкого, типа (от слова клеть, т.е. крытая прямоугольная бревенчатая постройка), но и грандиозные, сложнейшие сооружения.

Такой была деревянная Троицкая церковь, воздвигнутая спустя четыре десятилетия после основания Томска. Томская крепость в XVII – первой половине XVIII века играла большую роль в управлении значительной части Сибири и в защите ее южных границ. Величественная постройка служила выражением статуса Томска как форпоста русской православной культуры на новых осваиваемых землях.

Облик храма был реконструирован современными исследователями истории русского зодчества благодаря сохранившимся описаниям и обмерам церкви, составленным в XVII веке. По мнению Анны Юрьевны Майничевой, это было одно из высочайших деревянных храмовых сооружений русского государства той эпохи. Высота церкви достигала около 50 метров (16-этажный дом!). В этом сооружении воплотились многие из архитектурных достижений и строительных приемов русского храмового деревянного зодчества того времени.

Центральная часть храма представляла собой восьмерик на четверике: на четырехгранном срубе устанавливался сруб восьмигранный, который в свою очередь увенчивался высоким шатром с луковичной главкой.

Такие церкви назывались шатровыми, возводились они в XVII – первой половине XVIII веках (позже шатровые завершения часто использовались в колокольнях). Храмы шатрового типа были широко распространены в русском государстве в то время, это манера строительства, сугубо национальная, возникшая на родной почве, получила даже особое наименование «шатрового стиля».

В Троицкой церкви нашли применение и другие элементы, характерные для храмового зодчества того времени, сложившиеся в русский национальный стиль церковной архитектуры. Главный алтарь и боковые приделы (как бы церкви меньших размеров), располагались в «прирубах» – бревенчатых срубах, пристроенных к центральной части храма – главному нефу («кораблю») – помещению для молящихся в центральной части храма (перед главным алтарем). Боковые приделы увенчивались «бочками» – так называли крышу, напоминавшую в плане киль корабля (в форме полуцилиндра с повышенным и заостренным верхом). Бочки были покрыты «чешуею» («лемехом») – деревянными пластинками, лежащими «взакрой». Глава и кресты церкви обиты «белым немецким железом» (т.е. железом листовым, луженым, покрытым защитной оловянной пленкой – луженой жестью).

Объект показа

Вид города Томска в 1734 г. (по рисунку И.В. Люрсениуса)

На литографии с панорамой Томска 1734 года можно разглядеть изображения и других шатровых храмов и колоколен. Их шатры, простираясь в небо, напоминали о вечном, главенствуя над тесной обывательской постройкой, преимущественно одноэтажной.

СТЕНД 2. В АРХИТЕКТУРНОМ СТИЛЕ…

Ориентировочная продолжительность рассказа. 4 мин.

Экскурсионный прием. Экскурсовод может иллюстрировать рассказ об архитектурных стилях изображениями храмов, помещенными на других стендах, в частности на 3-м. Для этого удобнее занять позицию между 2-м и 3-м стендами.

Тема 1. Архитектурные стили в храмовом зодчестве

в конце XVIII – начале XX века

Со второй половины XVIII века церкви в нашем крае – в городах Томске, Нарыме, некоторых сёлах, – стали строить не только из дерева, но и из кирпичей. Возводились церкви по проектам профессиональных зодчих. Появились такие специалисты и в Томской губернии. Нередко при строительстве храмов использовались «образцовые» планы и фасады, составленные столичными архитекторами и рассылавшиеся затем по стране.

Объект показа

Стенд 3. Церковь во имя Воскресения Господня в п. Тогур Колпашевского района. Фото П.Ю. Рачковского. Начало XXI века

Имеющиеся проекты, здания и изображения храмов в Томском Приобье иллюстрируют изменения в архитектурных стилях, применявшихся в храмовом строительстве на протяжении полутора веков. Самые давние храмы, сохранившиеся на томской земле, относятся к XVIII веку. Их строили в стиле барокко (в переводе – причудливый, вычурный). Кривизна линий, обилие архитектурных украшений – характерные черты этого стиля. Такова, например, церковь во имя Воскресения Господня в п. Тогур Колпашевского района.

Дополнительная информация. Церковь каменная, двухпрестольная (второй престол во имя святителя Николая Чудотворца). Построена в стиле сибирского барокко. Освящена в 1818 году.

Объект показа

План и фасад на построение деревянной церкви во имя Вознесения Господня в с. Уртамском Томской губернии. 1833 год. Томский губернский архитектор К.Г. Турский

В первой половине XIX века многие здания создавались в классическом (ампирном) стиле, сформировавшемся под влиянием памятников античной эпохи. Для них характерны симметричность, соразмерность частей, сдержанность декора, применение треугольных фронтонов, колонн…

Примером этому может служить проект 1833 года для церкви в с. Уртам (ныне это селение Кожевниковского района Томской области), выполненный в стиле классицизм. На чертеже мы видим характерные для этого стиля арочные, с полукруглыми завершениями, проемы (на нижнем ярусе колокольни), треугольный фронтон над входом в храм, полусферический купол, сдержанность в декоре.

Дополнительная информация. Церковь в Уртаме была одной из первых в Томском Приобье. Возведена в конце XVII века в слободе около Уртамского острога – крепости на Оби. Неоднократно перестраивалась.

Объект показа

План и фасад деревянной церкви для построения новой церкви в с. Уртамском Томской губернии. 1870-е годы. «Образцовый» проект

В фондах Томского краеведческого музея сохранились выполненные в разных стилях два проекта разного времени, предназначавшиеся для церкви во имя Вознесения Господня в с. Уртамском. Если проект 1833 года отвечает классическим канонам, то проект 1870-х годов сделан в другой манере.

Во второй половине XIX века возобладала эклектика – сочетание в одной постройке элементов, ранее характерных для разных стилей. При строительстве храмов часто использовалось направление в эклектике, получившее наименование русско-византийский стиль. В нём опознаются элементы древнего русского зодчества: шатровое покрытие кровли на колокольнях или над самим храмом; «шеи» или «барабаны», на которых покоятся луковичные маковки церквей…

Объект показа

Проект молитвенного дома на заимке Томского Богородице-Алексеевского монастыря. 1873 год. Томский епархиальный архитектор К.И. Гоняев

В эклектичном стиле выполнен проект церкви на заимке Томского Богородице-Алексеевского монастыря. Зздание было выстроено на Архимандритской заимке под Томском (на территории современного г. Северска).

Объект показа

Проект деревянной церкви в деревне Кузовлевой Томской губернии: западный и южный фасады. 1895 год. Томский епархиальный архитектор В.В. Хабаров (Гос. архив Томской области)

В конце XIX – начале XX в. развитие национальных мотивов в светском и храмовом зодчестве привело к появлению проектов церквей, выполненных в неорусском (новорусском) стиле. Деревянные постройки, сооруженные в этом ключе, не только использовали традиционные элементы русского храмового зодчества (например, шатер), но также отличались обилием резного декора, выполненного в национальных традициях. Такова была, судя по проекту, нарядная небольшая церквушка, построенная в д. Кузовлевой под Томском (проект архитектора Томской епархии Виктора Васильевича Хабарова).

Наши рекомендации