Кроме того, п.2 ст. 146 НК РФ установлен ряд операций, которые не признаются объектом налогообложения по НДС.
1. Операции, которые не признаются реализацией (п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).
1.1. Обращение российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики) (пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ).
Например, не облагаются НДС:
- покупка у уполномоченного банка физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты (Письмо ФНС России от 08.02.2013 N ЕД-2-3/93@);
- безвозмездная передача юридическим лицом денежных средств в собственность физического лица (Письмо Минфина России от 11.04.2011 N 03-07-11/87);
- получение денежных средств в виде неосновательного обогащения (Письмо Минфина России от 28.10.2013 N 03-07-11/45656);
- предоставление грантов (Письмо ФНС России от 15.12.2011 N ЕД-21-3/375 (п. 1));
- операции по выдаче и возврату сумм займов (без учета процентов) в денежной форме (Письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-07-07/40, ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7896).
- операции по выдаче и возврату сумм займов (без учета процентов) в денежной форме (Письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-07-07/40, ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7896). Суммы процентов, уплачиваемые заемщиком, освобождаются от НДС на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ.
1.2. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации (пп. 2 п. 3 ст. 39 НК РФ, Письмо Минфина России от 22.04.2008 N 03-07-11/155).
Например, 6 августа 2014 г. в результате реорганизации организации "Сигма" из ее состава выделилась организация "Бета". Согласно разделительному балансу организация "Сигма" передала организации "Бета" офисную технику (компьютеры, ксероксы, сканеры), мебель и иное имущество. При таких обстоятельствах передача офисной техники организации "Бета" не является реализацией и, соответственно, не признается объектом налогообложения по НДС.
1.3. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ).
Также следует иметь в виду, что если имущество передается некоммерческой организации для одновременного использования в уставной и предпринимательской деятельности, то такая передача должна облагаться НДС в общем порядке (Письмо Минфина России от 21.08.2009 N 03-03-06/1/542).
1.4. Передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов) (пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126824).
Инвестициями могут быть не только денежные средства, но и ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного положительного эффекта (ст. 1 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").
Например, организация заключила договор о совместной деятельности (договор простого товарищества) с другими организациями и индивидуальными предпринимателями. Предметом договора является строительство многоэтажного жилого дома. В качестве вклада организация "Альфа" передает в совместную деятельность оборудование и материалы.
1.5. Передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению (пп. 4.1 п. 3 ст. 39 НК РФ).
Порядок передачи имущества (имущественных прав) по концессионному соглашению регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется создать и (или) реконструировать недвижимое имущество (а также, при наличии, технологически связанное с ним движимое имущество), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту). Кроме того, концессионер обязуется осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения. В свою очередь концедент обязуется предоставить концессионеру право пользования и владения объектом концессионного соглашения (ч. 1 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).
1.6. Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками (пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ).
Если стоимость имущества, которое передается участнику при его выходе из общества, превышает стоимость его первоначального вклада, то с суммы такого превышения общество как передающая сторона обязано уплатить НДС по ставке 18 или 10% (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 146, п. п. 2, 3 ст. 164 НК РФ, см. также Письмо Минфина России от 14.05.2012 N 03-07-11/144).
Например, при создании ООО участник внес вклад стоимостью 100 000 руб. Спустя два года он решил выйти из состава участников общества. При выходе ему были переданы ТМЦ общей стоимостью 150 000 руб., что соответствует действительной стоимости доли этого участника на момент его выхода из общества.
Передача имущества в пределах стоимости вклада реализацией не является и не облагается НДС. В то же время с суммы превышения стоимости передаваемого имущества над величиной первоначального вклада организация должна исчислить и уплатить в бюджет НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). Налоговая база в рассматриваемом случае равна 50 000 руб. (150 000 руб. - 100 000 руб.). Сумма налога составит 9000 руб. (50 000 руб. x 18%).
Также организация восстановит к уплате в бюджет "входной" НДС, принятый к вычету при приобретении ТМЦ: в пределах их стоимости, не превышающей первоначальный вклад участника (пп. 4 п. 2, пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Если действительная стоимость доли выплачивается участнику деньгами, то объекта налогообложения по НДС не возникает, даже когда выплаченная сумма превышает стоимость первоначального вклада этого участника (пп. 1 п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 03.09.2005 N 03-04-11/223).
1.7. Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества (пп. 6 п. 3 ст. 39 НК РФ).
Например, между организацией "Альфа" и организацией "Бета" заключен договор простого товарищества, целью которого является производство продукции. В качестве вклада в простое товарищество организация "Альфа" внесла денежные средства.
При прекращении указанного договора в связи с истечением срока его действия организации "Альфа" была передана готовая продукция, стоимость которой равна сумме ее вклада в простое товарищество.
Также не возникает объекта налогообложения в ситуации, когда участникам простого товарищества в пределах их первоначальных вкладов передается основное средство (здание), построенное в рамках договора о совместной деятельности. Однако при передаче объекта капстроительства, стоимость которого превышает размер первоначального взноса, объект налогообложения по НДС возникает в части стоимости основного средства, превышающего размер взноса участника (Письма Минфина России от 27.08.2008 N 03-07-11/287, от 05.05.2008 N 03-07-07/50).
1.8. Передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации (пп. 7 п. 3 ст. 39 НК РФ).
Например, государственное унитарное предприятие (ГУП) имеет на балансе многоквартирный жилой дом. Дом закреплен за ГУП на праве хозяйственного ведения. Одну из квартир ГУП передает проживающей в ней работнице предприятия по договору безвозмездной передачи для приватизации.
1.9. Изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ (пп. 8 п. 3 ст. 39 НК РФ).
Например, организация осуществляет оптовую торговлю алкогольной продукцией при отсутствии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства. За указанное административное правонарушение организация привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (на нее наложен штраф, а алкогольная продукция конфискована).
В этом случае конфискация алкогольной продукции - принудительное и безвозмездное обращение (передача) в собственность РФ или субъекта РФ (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ) - не признается реализацией товаров и, следовательно, объектом налогообложения по НДС.
1.10. Передача имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, которая является иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета.
При этом создание и ликвидация такой организации должны осуществляться в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи: с 5 июля 2007 г. по 31 декабря 2016 г. (пп. 8.1 п. 3 ст. 39 НК РФ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ).
Данные положения введены п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ. При этом они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г., и применяются до 1 января 2017 г. (ч. 6 ст. 12 Закона N 242-ФЗ).
2. Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) (пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Например, организация за счет собственных средств построила многоквартирный жилой дом для последующей продажи квартир в построенном доме. По условиям инвестиционного договора с администрацией города внешние коммуникации и инженерные сооружения после прохождения государственной приемочной комиссии передаются в собственность города.
3. Передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации (пп. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Данное положения применяются при передаче имущества указанных предприятий в составе имущественного комплекса при приватизации путем реорганизации (ст. 11, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"). В иных случаях реализация имущества государственных (муниципальных) предприятий облагается НДС на общих основаниях (пп. 9 ч. 2 ст. 3 Закона N 178-ФЗ, Письмо Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/295, Постановление Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 N 10295/12).
При этом объектом налогообложения признается передача в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, Письма Минфина России от 26.10.2011 N 03-07-14/100, от 03.08.2010 N 03-07-11/334, от 30.07.2010 N 03-07-11/325, от 17.03.2010 N 03-07-11/65). В данном случае налог уплачивает налоговый агент - покупатель имущества. Исключением из этого является реализация (передача) государственного или муниципального имущества, которое выкупается арендаторами - субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Порядок выкупа государственного и муниципального имущества, установленный Законом N 159-ФЗ, применялся до 1 июля 2015 г. (ч. 3 ст. 10 Закона N 159-ФЗ, п. 6 ст. 3, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.07.2013 N 144-ФЗ).
4. Выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.08.2010 N ШС-20-3/1192 (п. 2)).
Например, не облагается налогом плата:
- взимаемая за услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров (Письмо МНС России от 29.06.2004 N 03-1-08/1462/17@);
- взимаемая медицинскими вытрезвителями (Постановления ФАС Центрального округа от 30.06.2004 N А09-13059/03-31, от 19.02.2003 N А14-6944-02/228/24);
- взимаемая за вскрытие дверей в рамках аварийно-спасательных работ, которые проводятся Государственной противопожарной службой МЧС России (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.06.2009 N Ф04-3073/2009(7299-А70-37)).
Если же работы (услуги) выполняются в рамках государственного задания и в пределах полномочий органов государственной власти (местного самоуправления), но лицом, которое не входит в систему органов власти, то НДС с таких работ (услуг) уплачивается в обычном порядке.
Например, автономные учреждения к органам государственной (муниципальной) власти не относятся, следовательно, оказываемые ими по госзаданиям услуги (выполняемые работы) облагаются НДС (Письма Минфина России от 15.04.2010 N 03-07-11/120, от 28.04.2009 N 03-07-11/118).
Кроме того, объект налогообложения по НДС также возникает, если органы государственной власти или местного самоуправления реализуют возложенные на них полномочия, не входящие в их исключительную компетенцию. Иными словами, речь идет о тех работах и услугах, которые могут быть выполнены (оказаны) органами государственной власти (местного самоуправления) и (или) третьими лицами ( Письмо ФНС России от 20.08.2010 N ШС-20-3/1192 (п. 2).
5. Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями не признается объектом налогообложения по НДС при одновременном выполнении двух условий:
- работы выполняются (услуги оказываются) в рамках государственного (муниципального) задания;
- источником финансового обеспечения этого государственного (муниципального) задания является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке (см., например, Письмо Минфина России от 18.03.2014 N 03-07-15/11691).
Что касается работ (услуг), выполняемых (оказываемых) казенными учреждениями, то они в любом случае не являются объектом налогообложения по НДС ( Письмо Минфина России от 24.03.2013 N 03-07-15/12713).
Положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не применяются казенными, бюджетными и автономными учреждениями при реализации товаров (в том числе собственного производства). В данном случае НДС они исчисляют и уплачивают в общем порядке (см. также Письмо ФНС России от 17.07.2012 N ЕД-4-3/11763@).
6. Оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких дорог). При этом такие услуги должны осуществляться согласно договору доверительного управления, учредителем которого является Российская Федерация. Исключением являются услуги, плата за которые в соответствии с концессионным соглашением остается в распоряжении концессионера (пп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ).
7. Передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Например, организация "Альфа" передает движимое и недвижимое имущество в казну Российской Федерации. В данном случае организации не нужно уплачивать НДС, поскольку объекта налогообложения не возникает (Письмо ФНС России от 07.09.2009 N ММ-20-3/1313).
Однако налог, принятый к вычету при приобретении (получении) такого имущества, передающей стороне необходимо восстановить в порядке пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ (Письмо Минфина от 04.11.2012 N 03-07-09/158).
8. Операции по реализации земельных участков (долей в них) (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ), в том числе:
- реализация арестованных земельных участков, являющихся предметом залога (Письмо Минфина России от 28.05.2010 N 03-07-11/217);
- выбытие у налогоплательщика земельных участков в связи с их изъятием для государственных нужд (Письмо ФНС России от 19.03.2010 N 3-1-11/192@ (п. 2)).
9. Передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам) (пп. 7 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Например, в результате реорганизации организации "Альфа" из ее состава выделилась организация "Бета". Согласно передаточному акту организация "Альфа" передает организации "Бета" право требования дебиторской задолженности с должников организации "Альфа" в размере 1 млн руб. Такая передача не признается объектом налогообложения по НДС. Следовательно, исчислять и уплачивать НДС в данном случае не нужно.
10. Передача денежных средств или недвижимого имущества некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (пп. 8 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Целевой капитал - это переданная в доверительное управление часть имущества некоммерческой организации, сформированная и пополняемая за счет пожертвований и иных определенных законом источников. Доход, полученный от доверительного управления, организация использует для финансирования своей уставной деятельности или деятельности иных некоммерческих организаций (п. 1 ст. 2 Закона N 275-ФЗ).
Например, индивидуальный предприниматель передает в качестве пожертвования недвижимое имущество стоимостью 10 млн руб. на пополнение целевого капитала общественного фонда.
Такая передача не образует объекта налогообложения, поэтому предприниматель в данном случае НДС не исчисляет и счет-фактуру не выставляет (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). НДС, ранее принятый к вычету по передаваемому недвижимому имуществу, предприниматель должен восстановить в бюджет (пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ).
11. Передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае. Для применения освобождения возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала, должен быть предусмотрен договором пожертвования или Законом N 275-ФЗ. Данные положения применяются при передаче имущества некоммерческой организацией - собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации согласно Закону N 275-ФЗ (пп. 8.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).
12. Реализация российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Такая реализация должна быть согласована с иностранными организаторами игр и производиться в рамках соглашения, которое заключили Международный олимпийский комитет с Олимпийским комитетом России и г. Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. (пп. 9 п. 2 ст. 146 НК РФ). Российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр признаются лица, указанные в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ.
13. С 1 октября 2013 г. до 1 января 2017 г. - передача олимпийских объектов федерального значения в безвозмездное пользование автономной некоммерческой организации "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" (пп. 9.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Перечень указанных объектов установлен Распоряжением Правительства РФ от 05.08.2009 N 1090-р (ч. 22 ст. 14 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ).
14. С 1 октября 2013 г. до 1 января 2017 г. - передача олимпийских объектов федерального значения на безвозмездной основе в государственную или муниципальную собственность, в собственность Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (пп. 9.2 п. 2 ст. 146 НК РФ).
15. Оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование государственного (муниципального) имущества. При этом имущество должно составлять государственную казну Российской Федерации, казну субъекта РФ или казну муниципального образования и передаваться некоммерческим организациям на осуществление их уставной деятельности (пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Государственную казну Российской Федерации и казну субъекта РФ составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ). Муниципальная казна - это средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ).
16. Выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, которые реализуются по решениям Правительства РФ в целях снижения напряженности на рынке труда субъектов РФ (пп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Например, объекта налогообложения по НДС не возникает в следующих случаях:
- при получении субсидий на создание (открытие) собственного дела, а также в целях создания дополнительных рабочих мест (Письмо Минфина России от 22.08.2011 N 03-11-11/214);
- при проведении опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения (Письмо Минфина России от 15.07.2010 N 03-07-07/47);
- при выполнении общественных и временных работ по договорам, заключенным с центром занятости (Письмо Минфина России от 23.04.2010 N 03-04-06/1-82).
17. Реализация (передача) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями (учреждениями) и составляющего государственную или муниципальную казну, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Установленные Законом N 159-ФЗ правила, не применяются при выкупе федерального имущества (ч. 1 ст. 1, ст. 3 Закона N 159-ФЗ). Поэтому реализация такого имущества облагается НДС (Письмо ФНС России от 12.05.2011 N КЕ-4-3/7618@).
18. Операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, связанные с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и осуществляемые следующими организациями (пп. 13 п. 2 ст. 146 НК РФ):
1) Организационным комитетом "Россия-2018" (п. 5 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);
2) дочерними организациями Международной федерации футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Association (FIFA)).
- доля FIFA в уставном капитале организации составляет не менее 50%;
- FIFA имеет не менее половины голосов в высшем органе управления такой организации;
3) Российским футбольным союзом (п. 4 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);
4) российскими организациями, которые в соответствии с Законом N 108-ФЗ признаются:
- производителями медиаинформации FIFA (п. 23 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);
- поставщиками товаров, работ, услуг FIFA (п. 16 ст. 2 Закона N 108-ФЗ).
19. Со 2 апреля 2014 г. - операции по реализации имущества и имущественных прав автономной некоммерческой организацией "Фонд защиты вкладчиков", а также оказание ею услуг по представлению интересов вкладчиков (пп. 14 п. 2 ст. 146 НК РФ, п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 20.04.2014 N 78-ФЗ, ст. 2, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.04.2014 N 39-ФЗ).
20. С 1 января 2015 г. - операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, п. 2 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ).
Перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения достаточно велик, и их незнание может привести к необоснованной уплате НДС.