III. Освоение нового содержания и его применение.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока.
– Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду. Определите, какое это время года? (Осень.)
Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о приметах осени и о том, как разные растения осенью готовятся к наступлению суровой зимы.
II. Актуализация знаний.
Беседа «Изменения в неживой природе осенью».
– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе.
По мере того, как учащиеся называют, на доске появляется запись: облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемахи т. д.
– Какая бывает погода летом?
– Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней.
– Какая летом бывает вода в водоемах – теплая или холодная?
– Что интересного вы заметили в жизни растений?
– Видели ли насекомых, рыб, птиц и других животных? Если вы наблюдали за ними, то расскажите, что интересного заметили в их жизни.
Учитель читает стихотворение.
ОСЕННИЙ ВАЛЬС
Кружит листва в осеннем вальсе,
Играют блики на стекле,
Причудливым цветным узором
Ковер ложится на земле.
В нарядном осени убранстве
Береза, ясень, липа, клен.
Рябины гроздья среди листьев
Рубиновым горят огнем.
Всех в этом вальсе осень кружит
И, не жалея доброты,
Как будто фея всем под ноги
Бросает золото листвы.
И словно чувствует дыханье
К нам приближающихся вьюг
В высоком небе крик прощальный
Птиц, улетающих на юг.
И. Бутримова
– Расскажите о погоде осенью. (Ответы учащихся.)
III. Освоение нового содержания и его применение.
1. Работа по учебнику (с. 26–27).
– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Какие изменения произошли в жизни растений осенью?
– Какие растения вы видите с вертолета?
– У каких растений листья меняют окраску?
– Что такое листопад?
– Рассмотрите рисунки-подсказки слева. Листья каких деревьев здесь нарисованы? (Клен, сосна, дуб, береза, осина.)
– Расскажите, как меняют цвет листьев эти деревья?
– Рассмотрите рисунки-подсказки справа. Какие деревья здесь нарисованы?
– На какие две группы можно разделить эти деревья? (Лиственные и хвойные растения.)
– У всех деревьев есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки. Такие листья называются хвоей, а деревья и кустарники – хвойными.
– А бывают длинные-предлинные иголки или нет?
– Как отличить ель и сосну? (У ели иголки короткие и растут по одной, у сосны – более длинные и растут по две или по три.)
– Рассмотрите рисунки-подсказки под центральным рисунком. Расскажите о жизни лиственницы в разное время года.
– Рассмотрите ветку лиственницы весной, летом, осенью и зимой. Сравните весеннюю ветку с летней. Чем они отличаются? (Хвоинки летом длиннее, шишки крупнее.)
– Как изменилась ветка осенью? (Хвоинки пожелтели.)
– Что можете сказать о зимней ветке лиственницы? (Хвоинок нет. Шишка крупная.)
– Подумайте, как же по-другому можно назвать хвоинки? Чем они являются для хвойных деревьев? (Хвоинки – это листья.)
Мы весной сажали сад,
А Семен стоял у гряд.
Вот мы яблоки едим,
А Семену не дадим.
Нам лентяев здесь не надо!
Выходи, Семен, из сада.
2. Работа по хрестоматии.
Учитель читает рассказы «Как растения к зиме готовятся?», «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?».