Пирамида Микерина (Менкаура).
Высота 66,5 м, длина стороны основания составляет 108,4 м. Погребальная камера расположена под пирамидой.
Один из монолитов, использованных в заупокойном храме Менкаура имеет вес более чем 200 тонн.(самый тяжелоый на плато Гиза). Колоссальная статуя сидящего царя из центральной капеллы храма — одна из самых огромных в эпоху Древнего царства.
Примерно на треть своей высоты пирамида была облицована красным гранитом, дальше его сменяли белые плиты из известняка, а вершина тоже была красная гранитная.
Пирамида выражает начало эпохи, во время которой размеры пирамид обрели стандарт и отклонения редко превышали двадцать метров.
Большой Сфинкс
Монументальная скульптура, высечена из монолитной известковой скалы в форме лежащего льва, лицу которого придано портретное сходство с фараоном Хефреном. Длина статуи — 72 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.
Характерные черты архитектуры Древнего царства.
1) Величина сооружения не соответствует масштабу человека.
2) Статичность неподвижность форм, как в архитектуре, так и в скульптуре.
3) Обобщение форм, нет детальной проработки, применяют простейшие геометрические формы.
4) Монолитность объемов.
5) Культовая архитектура доминировала над окружающим ландшафтом.
После 5-ой династии фараонов происходит распад египетской державы, и усиление власти отдельных областей.
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
Происходит объединение страны, усиливается влияние жрецов, начинается строительство гробниц в скалах, чтобы предотвратить разорение.
Дворцовая архитектура
Эпоха Среднего царства отмечена развитием дворцовой архитектуры. Дворцы наделялись признаками как простого жилого дома периода Древнего царства с геометрическими формами в построении плана вокруг открытого двора, так и элементами парадного характера. Наружный вид дворцов был чрезвычайно прост, лаконичен и имел геометрически правильные формы. Гостевые залы были выше остальных, что давало возможность на перепаде высоты размещать световые и вентиляционные решетки. Легкие балконы поддерживались тонкими колонками. Дворцы и богатые виллы обносились стеной, вокруг разбивались дворцовые парки.
Культовая архитектура
Комплекс в Дейр-эль-Бахри. Поминальный храм Ментухотепа II
Синтез пирамид и скальных гробниц. Предполагается был построен в 2160г. до н. эры. Ансамбль развивался строго по оси движения начинался аллеей статуй, включая в себя платформу, церемониальный зал окруженный по периметру колонной, в его центре располагалась монолитная пирамида (декоративный элемент), потом шел двор, святилище и погребальные камеры.
Длина ансамбля 300 м., благодаря колоннаде храм приобретает легкость, изящество.
Характерные черты архитектуры Среднего царства.
1) Лаконичность и монументальность объемов.
2) Выразительность сооружения достигается за счет геометрически расчлененного объема и проработки деталей.
3) Масштаб становится близким человеку.
4) Культовая архитектура гармонично вписывалась в окружающий ландшафт.
НОВОЕ ЦАРСТВО
В этот период Египетское государство достигло высшего расцвета. Значительную роль в политической жизни страны стало играть могущественное фиванское жречество
Градостроительство
Ахетатон – столица Египта в период правления Аменхотепа IV (Эхнатона,1368–1351 до н.э.).
Город протянулся более чем на 10 км на правом берегу Нила. Через весь город параллельно реке проходила главная дорога, почти на всем протяжении обсаженная пальмами (один из первых примеров ландшафтной архитектуры), вместо традиционных аллей сфинксов. Главный храм города (Большой храм Атона) находился в центре наиболее застроенной северной части города.
В городе было три крупных дворца: Северный, Центральный и Южный.
Усадьбы зажиточных горожан занимали достаточно большие участки (до 50 соток), на которых свободно размещались жилые помещения, хозяйственные постройки, а также небольшие сады со святилищами.
Восточный квартал рабов имел четкую регулярную планировку, небольшие размеры (69х69 м), сопоставимые с усадьбами зажиточных горожан, и был огорожен от остального города глинобитной стеной. Планировка всех жилищ в квартале была строго регламентированной.
Культовая архитектура
Комплекс Дейр-Эль-Бахри. Храм царицы Хатшепсут
1520-1500г. до н. эры. Строителем храма был зодчий Сенмут.
Это прискальный, ступенчатый ансамбль, с мастерством вписанный в гору. К воротам храма ведёт аллея сфинксов. Храм, богато украшенный изнутри, состоит из трех широких террас, поднимающихся одна над другой (1-й двор с колонным портиком, 2-й двор - терраса, 3-й двор окружен колоннадой). Святилище вырублено в толще скалы. Отсутствует намек на пирамиду.
Выработан классический тип монументального наземного египетского храма. Возводятся крупнейшие храмовые комплексы – храм Амона в Карнаке (нач.II тыс. – I в. до н. э.) и храм Амона в Луксоре (XV – сер. XIII в до н. э.).
Планировка храма:
1) Входная группа: аллея сфинксов, врата-пилоны, перед которыми ставили статуи фараона, обелиски, флагштоки.
2) Двор перистильного типа окруженный колоннадой (перистильный двор, перистиль)
3) Гипостильный зал (закрытое помещение с рядами колонн, освещение которого осуществлялось за счет перепада высот среднего и более низких боковых рядов колонн).
4) Святилище и помещения для жрецов.
Архитектура культового сооружения этого периода рассчитана не на созерцание с внешней стороны, а на психическое воздействие в процессе движения человека по оси храма с возрастанием значения масс, постепенным затеснением пространства, укрупнения масштаба форм и усиливающимся эффект таинственности.
Композиция подчинена принципу фронтально-осевого построения с глубинным развитием открытых, полуоткрытых и замкнутых пространств.