Психологическая компетентность
Только зная законы психологии людей, закономерности возникновения и удовлетворения их потребностей и интересов, их общения и взаимодействия, можно эффективно влиять на них. Следовательно, речь должна идти о формировании психологической компетентности будущего специалиста. Из каких же элементов состоит оптимальный образ? Каковы составляющие имиджа? Что является общим, основополагающим для имиджа?
Во-первых, манеры – визуальные проявления личностных качеств индивида, которые положительно или отрицательно оцениваются окружающими людьми. Хорошие манеры – признак нравственной утонченности и воспитанности. Посмотрите на принцессу Диану – при отсутствии ярких внешних данных, она умна и элегантна; ей свойственна тонкая манера выражения своего душевного состояния. Всякий, кто с ней общался, попадал под ее человеческое обояние.
Во-вторых, внешний облик. Психологи неоднократно убеждались, что в каждом из десяти случаев, наше первое впечатление о других людях складывается по их внешним данным. Безусловно, красивым людям легче создавать свой эффект личного обаяния, но даже им в условиях навязывания СМИ определенных стереотипов трудно сохранить свою индивидуальность. Независимо от природных данных надо хотеть и уметь наилучшим образом раскрыть свои сильнейшие личные качества. В этом плане немаловажную роль играют невербальные средства общения. Наши жесты – это тоже телесное проявление мыслей и эмоций.
Индивиду, имеющему дурной вкус, наивно рассчитывать на успех. Именно поэтому так важен следующий элемент имиджа – одежда.
Одежда – своеобразная визитная карточка ее обладателя, источник многомерной информации о нем (экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональным группам и т.д.). Здесь важно все: манера ношения одежды, выбор по своим физическим данным и функциональному предназначению.
(Тесленко А.Н. Социальная психология управления:
Учебное пособие нового поколения. - М., 2009. – 231 с.)
Задание 1.Разделите текст на смысловые части.
Задание 2. Выделите в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения.
Задание 3. Составьте назывной и тезисный планы.
Задание 4. На основе тезисного плана напишите тезисы, по возможности используя фрагменты текста.
Текст 3
Лидер
Лидеры есть в любом коллективе и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе. Наряду с внушением и убеждением им часто приходится побуждать к действию личным примером ("делай, как я'"). Как правило, их влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.
Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.
Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократических, позитивных и негативных лидеров. Руководитель в качестве формального лидера обязан иметь достаточно полное представление о неформальной структуре своего коллектива с тем, чтобы своевременно предотвратить конфликтные ситуации, четко представлять, кто формирует общественное мнение в данной рабочей группе, иметь представление о степени авторитетности своего заместителя и других сотрудников.
(Тесленко А.Н. Социальная психология управления:
Учебное пособие нового поколения. - М., 2009. – 231 с.)
Задание 1. Составьте вопросы к тексту.
Задание 2. Ответьте на вопросы:
Каким должен быть лидер, на ваш взгляд? Есть ли лидер в вашем коллективе? Какими лидерскими качествами он обладает? Оказывают ли коммуникативные способности влияние на авторитет лидера?
Текст 4